Принципы обучения грамоте старших дошкольников с задержкой психического развития.
презентация по логопедии на тему

Материал из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принципы обучения грамоте старших дошкольников с задержкой психического развития

Слайд 2

Полноценное становление фонематической системы возможно при условии сформированности ряда предпосылок: анатомо-физиологических (анатомической сохранности, функциональной зрелости и слаженной работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализато­ров, сформированности полноценных кинезий и кинестезии); психологических (качественной сформированности высших психических функций: внимания, зрительно-рече-слухового восприятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сопоставления и обобщения, долговременной памя­ти); социальных (полноценной речевой среды).

Слайд 3

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Примерно в 80 % случаев задержка психического развития квалифицируется как задержка церебрально-органического генеза (ЦОГ). В основе ЗПР ЦОГ может лежать как повреждение, так и незрелость клеток головного мозга.

Слайд 4

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучения грамоте детей данной категории. Такая ситуация определяет необходимость рассмотрения вопроса о создании механизма отбора содержания учебного материала и определения последовательности его изучения в процессе обучения старших дошкольников с ЗПР ЦОГ грамоте. Таким механизмом может стать совокупность принципов, учет которых позволит обеспечить полноценное формирование фонематической системы каждого ребенка.

Слайд 6

Определение последовательности изучения гласных звуков . Именно с изучения гласных звуков начинается обучение детей грамоте по всем предложенным программам дошкольного обучения (мы используем программу автора Р.Д.Триггер, которая входит в программно-методические разработки под редакцией С.Г.Шевченко). В работе с детьми, имеющими ЗПР ЦОГ это очень важная ступень формирования фонематической системы. У изучаемой категории детей гласные звуки в подавляющем большинстве случаев сформированы. Артикуляция гласных звуков хорошо видима, они длительны в произнесении, являются слогообразующими. Знакомство с гласными звуками позволяет отрабатывать ритмический рисунок слова и подготавливает детей к слоговому анализу слов.

Слайд 7

В русском языке различают шесть гласных звуков, противопоставленных друг другу по ряду и/или подъему. На основе принципа учета фонетических характеристик звука (артикуляционно-акустической противопоставленности ), детям с ЗПР ЦОГ старшей группы целесообразно предложить знакомство с гласными звуками в следующей последовательности: А, У, И, 0.

Слайд 8

Определение количества и последовательности изучения согласных звуков. Второй стадией развития фонематического слуха в онтогенезе является различение согласных звуков. В русском языке согласные звуки противопоставляются по месту и/или способу образования. На основании принципа учета фонетических характеристик звука и принципа учета артикуляционных возможностей детей, отбор учебного материала и последовательность его изучения производится следующим образом:

Слайд 9

1) сначала исключаются все согласные звуки, произношение которых у большинства детей не сформировано (Ж 3 РС Ц Ч Ш Щ) 2) затем из оставшихся согласных звуков последовательно выбираются звуки по следующим параметрам: - самый онтогенетически ранний из оставшихся звуков, - длительно произносимый, - противопоставленный артикуляционно и акустически предыдущему изучаемому звуку. Таким образом, детям старшей группы целесообразно предложить знакомство с согласными звуками в следующей последовательности: М, Ф, П, Т, Н, К, С и их мягкие пары. Основным способом анализа артикуляционно-акустических характеристик звука в старшей группе является сравнение ярко противопоставленных элементов артикуляции и акустических характеристик звуков. Важно отметить, что в работе с детьми, имеющими ЗПР ЦОГ, необходимо проведение качественной дифференциации звуков не только по их акустическим характеристикам, но и артикуляционным.

Слайд 10

На каждом занятии, серии занятий должен реализовываться принцип системности. Согласно данному принципу изучаемый звук должен быть: исследован детьми в изолированном звучании; узнан и выделен на фоне слова; проанализирован как единица, составляющая слово; проанализирован как единица, обеспечивающая синтаксические связи слов в словосочетании, предложении (гласные, образующие окон­чания; согласные, равные предлогу, приставке).

Слайд 11

Пример: звук И (старшая группа). Исследуем звук в изолирован в звучании. Выделяем артикуляционные и акустические характеристики звука и закрепляем их ассоциативной картинкой «конь», опираясь на звукоподражание «И-И-Г0».

Слайд 12

Узнаем звук на фоне слова. Предлагаем слова, в которых звук И стоит в разных позициях: в начале (индюк), в конце слова (яблоки), в середине слова (плита).

Слайд 13

Анализируем звук И как единицу слова. Производим звуковой анализ слова «Инна». Заменяем звук И на звук А и получаем слово «Анна». Делаем вывод о том, что звук И является смыслоразличительным

Слайд 14

Анализируем звук И как синтаксическую единицу словосочетания, предложения. Сравниваем слова «конь» и «кони», подкрепляем их соответствующими картинками. Делаем вывод о том, что добавление звука И в конце слова «конь» изменило его значение, а именно категорию числа. Составляем с каждым словом словосочетание - «конь скачет», «кони скачут». Делаем вывод о том, что добавление звука И в конце слова «конь» не только изменило его значение, но и изменило форму глагола. Составляем предложения со словосочетаниями «конь скачет» и «кони скачут».

Слайд 15

Таким образом, совокупность принципов (онтогенетического, системности, учета артикуляционных возможностей детей, учета фонетических характеристик звука) позволяет отобрать доступное для овладения детьми с ЗПР ЦОГ содержание учебного материала, определить последовательность его изучения, формировать фонематические процессы у детей данной категории как стройную, иерархически организованную систему, а значит формировать полноценную психологическую и речевую базу для овладения устной и письменной речью.

Слайд 16

Игры и пособия, используемые на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Слайд 20

СПАСИБО!

Слайд 21

Подготовила презентацию Учитель-дефектолог второй квалификационной категории Аверьянова Катарина Алексеевна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №46»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.  Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими  дошкольниками с задержкой психического развития...

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация

Описание практики инклюзивного образования «Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмо...