Экологическое воспитание дошкольников.
методическая разработка

Чоловская Светлана Витальевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Бусинка» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (Николаева С.Н.) Воспитатель МАДОУ № 32 Чоловская С.В. г.о. Химки 2018-2019-2020 г.г.

Слайд 2

Актуальность: Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают всезнания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому очень важно сделать так, что было ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов Раздел 1 Элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Разделы 2, 3 Познание собственно экологических законов природы – жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле. Раздел 4 Прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Раздел 5 Раскрывает взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Раздел 6 Показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Раздел 7 Даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам

Слайд 3

Новизна: Инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы нравственности, культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения. Ведущая педагогическая идея: Использование инновационных педагогических технологий в экологическом образовании. Цель технологии: Формирование экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности дошкольников.

Слайд 4

Задачи технологии: 1.Образовательные: Формирование системы элементарных экологических знаний и представлений. Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения. Создать в детском саду благоприятные условия работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию. 2. Развивающие: Развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить). Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности. 3.Воспитательные: Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе у дошкольников.

Слайд 5

Начальный этап: Анализ актуальности выбранной технологии; проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы; обеспечить методическое сопровождение реализации программы. Организация проблемных ситуаций. Создание эколого-развивающей среды. Разработка плана и пути его реализации. Практический этап: Создание эколого – развивающей среды. Формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции; активизация интеллектуально - познавательной деятельности и творческого самовыражения. Разработать методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников. Организовать индивидуальную работу с детьми. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам воспитания у детей экологических знаний. Проводить мониторинг реализации программы. Принимать участие в конкурсах по экологическому воспитанию. Заключительный этап: Повысилась заинтересованность детей и родителей к вопросам экологического воспитания. Реализованы проекты «Соль», «О весне», «Птицы нашего края». Участие воспитанников в конкурсе детского сада «Я–исследователь». Пути реализации:

Слайд 6

Работа по данной технологии позволяет: Принципы организации по экологическому воспитанию: повысить профессиональную культуру педагогов; создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дошкольного образования; Формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции; активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение. Научность; Гуманность; Системность; Преемственность; Интеграция; Сезонность.

Слайд 7

Методы и приёмы: Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми информируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе. Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, вовремя игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника. Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания. Экологические акции и проекты.

Слайд 8

Формы работы С педагогами С дошкольниками С родителями -индивидуальные и групповые; -консультации; -семинары и практикумы; -педагогические советы; -открытые мероприятия; -выпуск буклетов по патриотическому воспитанию. -занятия, беседы; -практическая деятельность; -экскурсии в библиотеку; -проведение викторин, праздников; -выставки детских работ; -организация конкурсов -консультации; -индивидуальные беседы; -викторины; -папки-передвижки; -конкурсы; -анкетирование; -выставки. Технология опыта:

Слайд 9

Презентации Беседы Опыты Участие в конкурсе ДОУ «Заповедники и национальные парки России», «Времена года–зима» (осень, весна, лето), «Лекарственные растения» «Заповедники и национальные парки России», «Что нам осень принесла», «Что ты сделал доброе для природы?», «Лекарственные растения» и другие. «Где прячется воздух?», «Сравнение свойств льда и снега»,«Нужна ли вода растениям?», «Проращивание семян», «Можно ли поливать растения талым снегом?», «Сравнение свойств мокрого и сухого песка», «Где будут первые проталинки?» «Я –исследователь»

Слайд 10

Итог В процессе работы у детей сформированы умения исследовать различные объекты с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, получать сведенья о новом объекте в процессе его практического исследования; выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Дети имеют представления о растительном и животном мире, умеют наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки. У детей развито чувство ответственности, любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе, умение видеть последствия своих поступков. Заключение Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением инновационных технологий, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, способствует развитию начала экологической культуры, осознанно- правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей совершенствуется интеллект, расширяется кругозор. Они с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 11

Динамика изменения применения педагогической технологии по экологическому воспитанию старших дошкольников за 2018-2019 учебный год Уровни Начало года Конец года Низкий 23% 3% Средний 72% 62% Высокий 5% 35%

Слайд 12

Динамика изменения применения педагогической технологии по экологическому воспитанию старших дошкольников за 2019-2020 учебный год Уровни Начало года Конец года Низкий 5% 1% Средний 62% 27% Высокий 33% 72%

Слайд 13

Динамика позитивных изменений по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста за 2018-2020 учебные года Начало обучения Конец обучения Природный и социальный мир 19 76 Познавательная активность 28 82 Экологическая культура 17 64 Речевое развитие 33 79


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...