Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО» (с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия)
план-конспект занятия (старшая группа)

Сейдаметова Лиля Энверовна

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности в средней группе

(комплексное занятие)

Образовательная область: речевое развитие

 

на тему:

        «ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО»

        с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx548.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №54 «Оленёнок»

Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности в средней группе

(комплексное занятие)

Образовательная область: речевое развитие

 

на тему: https://img-fotki.yandex.ru/get/9554/181450557.dc/0_b8dac_fb6db694_XL.png

        «ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО»

        с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия)

C:\Users\packard bell\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 19-20\Сейдаметова\Фото\img_3016.jpg

        

http://iessay.ru/public/page_images/8066/pic%20(15).jpg

Подготовила:

воспитатель Сейдамтова Л.Э.

г. Симферополь

        «ЗАГАДОЧНАЯ ЗИМА-ЛЕТО»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ (решение задач на противоречия)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель – создать положительные условия для систематизации знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить систематизировать знания и представления детей о временах года, сезонных изменениях в природе.

2. Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

Развивающие:

1. Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.

2. Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций.

3. Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитательные:

1. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

2. Воспитывать умение радоваться успехам других, работать в коллективе сверстников.

Предварительная работа с детьми:  наблюдение за природными изменениями, рассматривание сюжетных картин с изображенными временами года.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, речевая.

Методы и приемы:

  • Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
  • Ассоциация: игра «Расскажи, что оно представляет».
  • Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
  • Метод проблемной ситуации: «мозговой штурм».

Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.

Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.

Оборудование: подарочная коробка, мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).

Структура и методические приемы:

I. Вводная часть – 1 минута.

  • Организационный момент. Игра психологической направленности «Приветствие»
  • сюрпризный момент, знакомство с персонажем Знайкой.

II. Основная часть – 15 минут.

  • противоречия в зиме (беседа);
  • игра «Что бывает летом, что бывает зимой»;
  • физкультминутка «Морозная зима»;
  • пальчиковая гимнастика «Лето»;
  • речевая игра «Подскажи словечко»;
  • составление рассказа о зиме по сюжетной картинке;
  • физминутка «Снежинки»;
  • пальчиковая гимнастика «Лето»;
  • д\и с мячом «Какой, какая. какое»;
  • игра «Подбери признаки»;
  • дыхательное упражнение «Снежинка»;
  • проблемная ситуация «Помочь Знайке обрадовать бабушку и дедушку».
  • ориентировка в пространстве с волшебными указателями;

III. Заключительная часть – 1 минута.

  • рефлексия «Цветочная поляна»;
  • анализ, итог занятия  (о том, какие знания показали дети).

ХОД НОД

I. Вводная часть

Организационный момент (создание положительного эмоционального фона)

Игра психологической направленности «Приветствие»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

 Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Сюрпризный момент.

К детям приходит Знайка.

II. Основная часть 

Противоречия в зиме.

Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка. Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит. Вот этот подарок я храню с нового года. А сейчас жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.

Воспитатель: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме. - Ребята за что вы любите зиму?

Дети: Можно на санках и на лыжах кататься. И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу. Наблюдать за снегопадом. Можно проводить опыты. Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.

Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?

 Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.

Воспитатель: Значит, выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.

Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».

Воспитатель: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета? Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

Воспитатель: А еще есть замечательная игра, в которой вы поймете, правильно вы ответили или нет. Летом - жарко, а зимой?

Дети: Холодно.

Воспитатель: Летом на деревьях листья, а зимой?

Дети: Листьев нет (или лежит снег).

Воспитатель: Летом день длинный, а зимой?

Дети: Короткий.

Воспитатель: Зимой солнце низко, а летом?

Дети: Высоко.

Воспитатель: Летом гуляют на улице много, а зимой ?

Дети: Мало.

Воспитатель: Зимой рябина сладкая, а летом?

Дети: Кислая.

Воспитатель: Зимой птицам голодно, а летом ?

Дети: Сытно.

Воспитатель: Зимой земля покрыта снегом, а летом?

Дети: Песком, травой.

Физминутка «Морозная зима».

Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз (дети трут руками колени, плечи)

Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (показывают на нос и разводят руки в стороны)

В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда (делают волнообразные движения руками, а потом замирают)

Вьюга, злится, снег кружится заметает все вокруг белоснежным серебром(кружатся на месте, останавливаются)

Пальчиковая гимнастика «Лето».

Вот и лето наступает (поднимают руки вверх, делая пальчиками лучики солнца)

Всех на отдых приглашает (машут руками, зазывая гостей)

Будем плавать, загорать (движения по тексту)

И на даче отдыхать.

Дидактическая игра с мячом.

Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.

Снег – ….(зима, снеговик, снежки).

Новый год –….(елка, праздник подарки).

Варежки – ….(гулять, руки, тепло).

Лето – …(море, радуга, солнце).

Цветок –…( бабочка, трава солнце).

Мороз –…( холодно, зима, Дед Мороз).

Игра «Подбери признаки»

Воспитатель: Мяч передавай – слова, признаки называй.

Воспитатель: Зима, какая? (холодная, морозная, снежная, веселая).

Лето, какое? (жаркое солнечное, веселое, красочное).

Снежинка, какая? (легкая, колючая, нежная холодная, красивая).

Дыхательное упражнение «Снежинка»

Воспитатель: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы). Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).

Проблемная ситуация

Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация, я один не смогу помочь бабушке и дедушке. Вы ребята, поможете мне?

Дети: Да, поможем!

Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья. Только переезжать никуда они не хотят.

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.

Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!

III. Заключительная часть

Рефлексия «Цветочная поляна».

Воспитатель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные и розовые цветочки. А если вам что-то нравится а что-то не очень, то желтые цветочки. Было неинтересно, скучно – посадите синие цветочки. Ребята, я вижу, что вам понравилось, потому что вся поляна зацвела красными и розовыми цветами! Это очень здорово и в следующий раз, я думаю, мы можем предложить свою помощь кому-то ещё!

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-315709-1425402423.jpg

C:\Users\packard bell\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 19-20\Щебетовская\фото\img_9337.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

КОНСПЕКТ познавательного цикла в средней группе на тему: «Осень « с использованием элементов ТРИЗ. Воспитатель : Клюшникова Л.А.

Цель: - Обобщать знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, Продолжать учить обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть проти...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Прощание с осенью» с использованием элементов ТРИЗ технологий.

Программное содержание:Образовательные задачи:-обобщать знания детей о многообразии природного мира, учить сравнивать, рассуждать.-закреплять умение работать в нетрадиционных техниках рисования (отпеч...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам». (с использованием приемов мнемотехники (мнемотаблиц)

Формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблицы.Учить детей узнать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок....