«Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)
методическая разработка (старшая группа)

«Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_folkloriyu.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Путешествие в страну Фольклорию»

(конспект интегрированного занятия в старшей группе)

Цели:

 образовательные: закрепить знания о некоторых жанрах и видах русского народного творчества;

 развивающие: развивать любознательность, речевые умения;

 воспитательные: воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, конструирование.

Словарная работа:

Активизация: загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, народные сказки, игры.

 Обогащение: фольклор.

Предварительная работа: знакомство с некоторыми из жанров и видов русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, чтение сказок).

Оборудование: сундучок, маршрутная карта, указатели, письмо, деревянный конструктор, мольберт, дерево с яблоками, замок на ленте, платочек, магнитофонная запись.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие! К нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: В Россия.

Воспитатель: Правильно! О нашей стране знают люди во многих странах. Известна она своими городами, музеями, памятными местами, традициями и пр. А ещё наша страна богата фольклором. А что же такое фольклор?

Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы игры, сказки и пр.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Основная часть:

Воспитатель:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся звук звонка в дверь).

Воспитатель: Дети, нам кто-то принес сундук. Давайте откроем и узнаем, от кого он. (Воспитатель открывает сундук и достаёт маршрутную карту и письмо).

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, здесь какая-то карта и ещё письмо (читает).

Здравствуйте, дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь!

Страшный ураган разрушил наш замок,

И разбросал повсюду все его кирпичики.

Собрать их можно лишь выполнив задания.

Очень надеемся, что вы сможете нам помочь и заново построить наш дом.

И не забудьте захватить с собой сундук, он пригодится вам в путешествии.

              Жители страны Фольклории.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем жителям Фольклории? (Дети: Да!) Тогда в добрый путь! (Воспитатель смотрит на карту).

Воспитатель: Это план нашего путешествия. Что нарисовано на первом указателе?           (находят такой же знак в группе).

Дети: Квадрат с вопросительным знаком.        

Воспитатель: Это означает какой-то вопрос, загадку, ведь мы пришли в «Переулок загадок». Отгадав эти загадки, мы получим часть кирпичей для постройки замка (загадки лежат в коробке, а рядом спрятана часть деревянного конструктора). 

Загадки:

Сидит девица в темной темнице, а коса – на улице (морковь).

• Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо).

• Разноцветное коромысло через реку повисло (радуга).

Воспитатель: Ребята, мы все загадки отгадали. Молодцы! Вот и пригодился нам сундук, сложим туда кирпичи. Куда указывает нам стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает на  квадрат, в котором нарисован рот и язычок.

Воспитатель: Что же это значит? А вот указатель (читает) «Перекрёсток скороговорок». Разомнем наши язычки! Давайте вспомним и проговорим скороговорки, которые мы знаем, вместе.

• У ежа и елки колкие иголки.

• Проворонила ворона вороненка.

• Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Воспитатель: Хороши ваши язычки! Думаю, мы справились с заданием и можем положить в наш сундук эти кирпичи (дети кладут найденный конструктор в сундук). А теперь идём дальше. Давайте посмотрим в нашу карту, куда нам следует двигаться.

Дети: Стрелочка указывает на  квадрат с восклицательным знаком.

Воспитатель: А вот указатель «Улица поговорок и пословиц». (Дети находят в коробке с конструктором пословицы и поговорки).

Воспитатель: На листочках написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки, объяснив ее значение.  Будьте внимательны! Выполнив задание, вы получите кирпичики для замка. (Воспитатель читает пословицы).

Под лежачий камень (и вода не течет).

• Делу время, (а потехе час).

• В гостях хорошо, (а дома лучше).

• Без труда не выловить (и рыбку из пруда).

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

В старину люди любили играть в игру «Маланья». Давайте и мы поиграем.

Сначала надо выбрать водящего. А поможет нам в этом считалка.

«Цынцы-брынцы балалайка,

Цынцы-брынцы заиргай-ка».-

«Цынцы-брынцы не хочу,

Цынцы-брынцы спать хочу».-

«Цынцы-брынцы куда едешь?»-

«Цынцы-брынцы в городок».-

Цынцы-брынцы чего купишь?»-

Цынцы-брынцы сухарек».

Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью. Дети начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке.

Семь сыновей, Все без бровей

(дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки ),

Вот с такими ушами (растопыренные ладони подносят к ушам).

Вот с такими носами (показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами).

Вот с такими усами (очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы).

Вот с такой головой (очерчивают большой круг вокруг головы).

Вот с такой бородой (показывают руками большую окладистую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку»).

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами).

И все делали вот так (показывают загаданное действие).

Воспитатель: Хорошо у вас получается играть в русские народные игры! Пора продолжать наш путь.

Дети: Стрелочка указывает на  квадрат с деревом (подходят к дереву с яблоками).

Воспитатель: Да на нём указатель: «Аллея сказок»!

Воспитатель: Ребята, а яблочки - то непростые! Они с заданием. Давайте сорвём по одному яблочку и разгадаем сказки волшебного деревца.

(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).

Воспитатель: Что же на них написано? Всё понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно.

Сказочные загадки

• Он от бабушки ушел, и от дедушки ушел, песни пел под синим небом, для лисы он стал обедом. («Колобок»)

В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка. («Машенька и медведь»)

• Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.  («Волк и семеро козлят»)

• Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила: репку вытащить из грядки деду с бабкой помогла. (мышка из сказки «Репка»)

• Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный… («Теремок»)

• Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга)

• У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)

• Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! («Три медведя»)

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Давайте положим в наш сундук эти кирпичи (дети кладут найденный конструктор в сундук). Ребята, а куда же нам двигаться дальше? Может, нам поможет волшебный клубочек (воспитатель бросает клубок ниток, и он приводит ребят к зеленому ковер). Вот мы и на месте! Но как нам попасть туда? Здесь висит замок. Может, у кого-то есть ключ? (Воспитатель делает вид, что пытается открыть замок, но ему это не удается). Давайте попробуем открыть замок вместе!

Пальчиковая гимнастика «Замок» 
На двери висит замок (руки в замке) 
Кто его открыть бы смог? (пальцы тянем, не разжимая) 
Потянули, покрутили, (вращаем руки, пальцы не разжимая)

Постучали (стучим основанием ладоней) 
И - открыли! (руки разжимаются)

Воспитатель: Похоже, мы очутились в стране Фольклории. Вот и остатки разрушенного замка. Помните, почему он разрушен? А о чем нас просили жители страны? (Ответы детей). Давайте вместе из собранных нами кирпичиков построим замок для жителей этой страны (дети строят замок из деревянного конструктора. Звучит приятная музыка).

Итог занятия:

Воспитатель: Отлично, ребята, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! » А нам пора отправляться домой! Понравилось вам наше путешествие? С чем нам пришлось справиться, направляясь в страну Фольклории? (Ответы детей). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тема: «Путешествие в стране Светофории»

Программное содержание: Уточнить понятие «знак», умение различать дорожные знаки и знаки поведения в лесу. Упражнять в умении  выделять дорожные знаки(сервиса, запрещающие ,предупреждающие),объед...

«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)

Цели:Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.Развивающие: Развивать любознательность, речевые ...

«Путешествие в страну Сказок». Открытое интегрированное занятие в старшей группе

Направление: Познавательная деятельность.Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о русских народных и литературных сказках через интеграцию образовательных областей: познание, физическое ...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС ЗНАНИЙ» (интегрированное занятие в старшей группе детского сада)

Обучающие задачи: Обучающие задачи:- закреплять умение употреблять обобщающие слова;- упражнять в навыках словообразования: в навыках образования относительных прилагательных;- закреплять знание букв ...

Тема: «Путешествие в страну сказок» Конспект интегрированной ОД в старшей группе

Тема:  «Путешествие в страну сказок» Конспект интегрированной ОД в старшей группе...

Тема: «Путешествие в страну Знаний» Итоговое интегрированное занятие в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну Знаний»Итоговое интегрированное занятие в старшей группе...