консультация "Народные игрушки"
материал

Огурцова Татьяна Павловна

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushka.docx272.49 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная игрушка.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению. Плетеная кукла

Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе. Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были "барыни-дуры" (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого "трехгранника". Из одной его стороны получалась "спина", а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа. Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с "барынями" и "гусарами" связаны скульптурные миниатюрки - "китайская мелочь". Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам.Барыни

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями. Каталка на палочке

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичные куклы

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.

Были и куклы -"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его. Куклы-пеленашки

Также были куклы - "московки" (кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки" (кукла на берестяных трубочках) и толстушки -"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Дымковская игрушка

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.

Дымковскую игрушку из города Кирова знают не только в нашей стране, но и за её пределами. Яркие, веселые, жизнерадостные дымковские фигурки вводят нас в «такой мир, в который без них мы никогда не попали бы, который не пригрезится и во сне», писал художник И.С. Ефимов.

Чем знаменито Дымково?Дымковская свистулька

Игрушкою своей:

В ней нету свету дымного,

Что серости серей.

В ней, что-то есть от радуги,

От капельки росы,

В ней, что-то есть от радости,

Гремящей как босы:

Она глядит не прянично-

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,Игрушки из глины

В ней удаль и размах…

Сияйте охра с суриком,

По всей земле в домах!

Сияйте охра с суриком,

Чтоб всем светило, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают навсегда!

                               В. Фофанов

Фабрика, где изготовляют эти игрушки, находиться в городе Кирове. Раньше глиняные игрушки делали в селе Дымково, что стоит по ту сторону реки Вятки. Отсюда и название игрушки – дымковская. Свое возникновение художественный промысел ведет из далекого прошлого, которое связано с ярмарками «Свистуньями» в старом городе Вятке, где народные умельцы продавали свои изделия. Всю зиму они заготавливали игрушки в избах: лепили, сушили, обжигали и расписывали.

Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.

Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Занимались этим в основном женщины и дети. А сейчас все мастера объединились и работают в одной мастерской. Каждая мастерица – целый сказочный мир. Но он не сразу открывается взгляду. Все готовые игрушки хранятся на полках, закрытых занавесками. Стоит их только отодвинуть, и вы попадаете в сказку. Чего тут только нет! Барыни, расписные козлы, кони, уточки – свистульки, олени  и многое другое. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепка и роспись. В зависимости от этого перед каждой мастерицей лежат определенные материалы. Если идет лепка, то на столах глина в целлофановом мешке. Глина очень приятная на ощупь и ценная по своим лепным качествам. Мастерицы говорят «Наша глина, как масло». Кроме глины на столе находиться таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и секи.

В том случае, когда мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках краски, кисти и уже обожженные и отгрунтованные игрушки. Мастерица строго придерживается традиций старых мастеров, и все же каждая имеет свои особенности в работе.

Сначала этого не замечаешь, лишь постепенно начинаешь понимать, что изделия разных художников отличаются друг от друга. У одних куклы высокие статные, у других они ниже ростом и шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барышень, а у козликов по-разному развернуты рога. Отличаются работы у мастериц и по их росписи, у одних они яркие красочные, а у других краски более приглушенные, не такие яркие. Одни игрушки покрыты множеством узоров орнаментов, а другие меньше покрыты узорами.

Современная «дымка» несколько отличается от старой. Сказываются новые методы и условия работы, новые материалы. Сейчас мастерицы, вылепив игрушку, очень тщательно заглаживают её поверхность сырой тряпочкой, что прежде никогда не делали. Поэтому все работы  безукоризненны по своей отделке. Изделия народных мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, не обычными по яркости узорами.

Богородская игрушка

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными. Богородская игрушка

Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Филимоновская игрушка

В деревне Филимоново, на Тульщине, бережно хранится и развивается старейший на Руси художественный народный промысел – глиняная игрушка. Летят годы и десятилетия, а творения местных мастеров остаются такими же красивыми, неповторимыми и любимыми, как сто и двести лет назад. Филимоновская игрушка впервые упоминается в летописи XVI века.

filimonovskaya

Издревле деревенские мужчины занимались гончарным искусством, делая красивую посуду из белой глины. Но миски и кувшины – дело полезное, а создавать красоту призваны женщины. Вот и стали крестьянки лепить из другой глины, легкой и жирной "синики", фигурки людей и животных, а также приобщать к творчеству девочек с 7-8 лет. При этом пели песни народные и придумывали частушки. Синяя глина настолько уникальна, что из одного цельного куска можно вылепить удивительно красивую по пластике выражаемых форм, скульптурку. Ее несколько раз сушили, потом обжигали в горне на склоне холма. Получалось настоящее произведение искусства – филимоновская игрушка: детям – на радость, взрослым – для любования, эстетам – для коллекционирования.

Создание игрушки – своего рода таинство. Ее образ больше не повторится. Это – авторский подлинник, который не может стать тиражной продукцией. В каждую мастер вкладывает часть своей души, оживляя ее своим сердцем. А выработанный веками стиль и его особенности остаются неизменными. Фигурки очень жизнерадостны, по-весеннему ярки и, как все гениальное, лаконичны. Вот почему иностранные туристы везут из России не традиционную матрешку, а оригинальную филимоновскую игрушку, мотивируя свой выбор тем, что именно с ней в Америку или Австралию уедет частичка русской души.

В старину родители, заботящиеся о моральном здоровье своих чад, покупали им, в награду за хорошее поведение, глиняные фигурки. Счастью ребят не было предела. Современные квартиры буквально завалены всевозможными игрушками, многие из которых называются умными: куклы плачут и разговаривают, солдаты-трансформеры безжалостно стреляют. Безликие «барби» и агрессивные роботы лишают ребенка ярких эмоций и настоящей радости. А  простая деревенская филимоновская игрушка, в чем-то несовершенная, где-то простоватая, способна развить в маленьком человеке христианские качества, которые в русском языке начинаются с приставки "со-": сопереживание чужому горю, сорадование счастью ближнего, сочувствие боли другого, сострадание несчастному, согласие воли Божией. Любовь к Родине и ближнему формируется у человека (даже маленького) с проникновением в глубины культуры того этноса, в среде которого посчастливилось родиться.

Если в доме будут периодически появляться новые народные игрушки, то можно составить праздничный хоровод, деревенские гулянья или парад керамических солдатиков – самых мирных воинов на земле. Забавные лошадки-свистульки, кот с длиннющим хвостом, петушок, играющий золотыми перышками в лучах солнца, принесут в дом ощущение спокойствия, радости и вдохновения.  

Сколько восторга способна подарить филимоновская игрушка-свистулька даже маленькому ребенку! Свистеть можно на все лады. А это так здорово поднимает настроение! Простая интересная забава, называемая модным словом "арттерапия", снимет детскую напряженность и предотвратит развитие депрессии.

Особенно хорошо подарить любимому чаду набор игрушек. Тогда ребенок будет ждать вечера, чтобы вместе с мамой и папой оживить сказку, придумать новую игру и просто весело посвистеть. Никакая новомодная методика воспитания не способна заменить собой эти простые домашние семейные посиделки.

Белые филимоновские игрушки – замечательный набор для детского творчества. Ребенок сможет воплотить свои фантазии, развить мастерство, а под руководством мамы или воспитателя узнать историю создания скульптурок и овладеть техникой уникальной росписи.

В жизни есть много удивительных вещей. Одна из наиболее поразительных – глубокие, умные и проникновенные глаза ребенка, открывающего для себя мир. То, во что вложена чья-то душа обязательно отзовется в его чистом сердце. Простая народная поделка воспитает эстетический вкус маленького человека. Ведь в ней – настоящая красота и гармония. Мир представится воображению ребенка добрым, ярким и правильным.

Каргопольская игрушка

Центром промысла северной игрушки Каргопольского района Архангельской области (Панфиловская волость Каргопольского уезда, Олонецкая губерния) была д. Гринево, где проживали мастера И.В. Дружинин и У.И. Бабкина. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем были одиночными фигурками - женские фигуры, изображения животных, а самыми распространенными были свистульки – утушки. Фигуры людей по-крестьянски мощные, коренастые, а также стоящие подобно людям, на двух ногах олени, медведи, птицы - то ли сказочные персонажи, то ли изображения ряженых. Много женских фигур с ребенком на руках, с корзиной, с птицей, т.е. занятых хозяйственными заботами. На них одеты нарядные народные костюмы - широкие юбки, пышные сарафаны, разнообразные головные уборы, кофты с крупными налепными пуговицами. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры (10-15 см). Все образы полны большой жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными. В ХХ веке промысел почти угас, но благодаря усилиям потомственного гончара Дружинина И.В. в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился, игрушки попали в различные музеи. Классическая каргопольская игрушка в Санкт-Петербурге была представлена на выставке в Русском музее в работах легендарного мастера глиняной игрушки Ульяны Ивановны Бабкиной, перенявшей мастерство от своих родителей. Тематика игрушек разнообразна: это и постоянные персонажи для народной игрушки: конь, баран, олень, и более сложные групповые композиции - катание на санках, танцующая пара и другие образы.Каргопольская игрушка

Для каргопольских игрушек характерна упрощенная форма, монументальность, обобщающая передача образа, добродушный юмор, чувство материала. Основа фигур белая, т.е. красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур. В цветовой гамме глиняной игрушки Каргополя преобладают зеленый, голубой, красный, черные цвета. Ранее использовались самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина, но они быстро стирались, поэтому красили лишь её "фасад" и наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Современные мастера используют при росписи темперу или гуашь на клею, но орнамент по традиции остается прежним - простой, стилизованный, напоминающий северную вышивку. Все детали имеют символическое значение: квадраты, треугольники, ромбы в разном расположении и сочетании означают то твердь земную, то небесную, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывают на сезоны, как считают некоторые специалисты. Геометрический белый или черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние солярные знаки. Круги, кольца и крестообразны изображения – это знаки солнца: круговые изображения символизировали дневной и годичный бег солнца вокруг «Матери сырой Земли», а крест напоминал, что светит оно на четыре «сторонушки» и все времена года зависят от него. С. И. Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977 г.

В каргопольских игрушках мастеров нашего времени, сохраняются ли традиционные предпочтения и каргопольские сюжеты, или появляются многофигурные современные композиции в особом исполнении, в игрушках по-прежнему остается тепло, уют и естественность, что подтверждает силу русского народного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...