Из опыта работы : «Семья – носитель духовности»
статья

Тасакова Татьяна Леонидовна

Участие в муниципальном этапе Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chteniya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.        

                  Добрый день! Вас приветствует  МДОУ д/с «Чебурашка»

Тема презентации: «Семья – носитель духовности»: из опыта работы Тасаковой Татьяны Леонидовны.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

                                            родной речи начинается с малого –  любви  

                                              к  своей семье, к своему жилищу, к своему

                                     детскому саду. Постоянно расширяясь,

                                     эта любовь переходит к родной стране,

                                      к её истории, прошлому и настоящему

       ко всему человечеству»

                                                                                                           Л.С.Лихачев

        Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, немало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

    Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», – говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «Любовь, Прощение, Терпение» А в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».

И все?

‒ Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил: «И мира тоже».

Слайд 3 

  Что такое для человека семья? Это, в первую очередь, дом, который полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе.

Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Именно в семье  начинает «расти» будущий гражданин.  Проходит время, и ребенок поступает в детский сад, примеряет на себя новую социальную роль – роль дошкольника. Здесь его и  семью встречает и сопровождает воспитатель.

Мы знакомимся, стараемся изучить и проанализировать детско-родительские отношения , для того, чтобы правильно построить свою работу и оказать педагогическую поддержку семьям, которые в ней нуждаются.

4слайд.

Работая над духовно-нравственным воспитанием в течении ряда лет, совместно с родителями были  разработаны  и реализованы проекты, которые вы видите на слайде.

- «Моя семья – мое богатство»

-«Мы живем в краю родном»

- «Коренные жители Урала»

-«Этих дней не смолкнет слава»,

Первый проект, который мы реализовывали - «Моя семья - мое богатство». В рамках данного проекта родители вместе с детьми создавали альбомы свой семьи, описывали и давали  комментарии к каждой фотографии. Мы рассматривали их, делились впечатлениями, удивлялись и восхищались  тому,  с какой любовью и трепетом создавались эти альбомы. Каждый ребенок знакомил нас со своими родными и близкими. Их глаза светились счастьем и гордостью за свою семью.

В рамках этого же проекта прошли выставки:

  «Герб моей семьи»

Ценно то, что каждая семья подошла к его созданию креативно, все они отличались самобытностью, стилем, содержанием. В основе всех – детское творчество.

     Помимо герба семьи, воспитанники и их родители создавали «Генеалогическое древо».  Проделана огромная работа - древо представляли по-разному: кто-то в виде букета, кто-то оформил фотоальбом, кто-то стенгазету.

      Совместно с родителями мы приняли участие в выставках фотоколлажей: «Мама на работе», «Цветок моей семьи», «От улыбки станет всем светлей», «Бабушкам и дедушкам не до скуки, когда в гостях у них внуки».

Цель выставок: объединить усилия семьи в общем творческом деле, а так же донести до воспитанников и их родителей, что семья – это важнейшая ценность.

Следующим этапом шла  работа над проектами : 

-«Мы живем в краю родном»

- «Коренные жители Урала»

Их реализация способствовала развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Результат – фотоальбомы, сборники, с которыми при желании вы можете познакомиться.

    Тщательно, по крупицам вместе с родителями и воспитанниками мы собирали эти материалы.

Участие семей в создании и реализации проектов о родном городе, крае, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Завершает цикл работы по духовно-нравственному воспитанию -проект «Этих дней не смолкнет слава», на котором в преддверии 75-летия победы в ВОВ я хотела бы остановиться немного подробнее.

Идея проекта такова: на основе совместной поисково-исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны во время Великой Отечественной войны,  формировать у дошкольников уважение к военной истории России, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину, повысить ответственность родителей за формирование у детей духовно-патриотических чувств.

Для современных детей война – это забавное компьютерное приключение, игра. Тогда возникает вопрос: как донести до ребенка значение той страшной войны для человечества и как передать подвиг советского человека в те роковые годы, при этом не перегрузить их сложной, эмоционально тяжелой информацией?

Для этого  мною были проведены ряд мероприятий. Остановлюсь на некоторых из них.

1. На начальном этапе проекта моей задачей было выяснить, что ребенок знает о войне как явлении? Мы играли в игру «Такие разные слова», когда детям предлагается послушать слово и дать ассоциации к нему. Слова:  доброта, мир, война.

- и вот какое определение слову «война» дали дети  Видеоролик

То есть, некоторое представление об этом явлении у детей присутствует, и чтобы развить его и сформировать определенные чувства использовались следующие приемы:.

Например,  игра «Разрезные картинки».  Цель этой игры - сформировать представление о солдате-защитнике. Воспитанникам вместе с родителями предлагалось  собрать части в целое изображение.

  Следующий прием – это  музыка, военные песни.

Детям-дошкольникам предлагалось дома с родителями прослушать военные песни, а затем   рассказать сверстникам о чем она,  историю ее создания, какие чувства она вызвала. (Музыка фоном)

Огромные положительные эмоции получили воспитанники от совместного с родителями участия в военном параде, посещения краеведческого музея, памятников воинской славы. Интересно и познавательно проходили совместные с родителями экскурсии и походы.

Дети получили огромный заряд положительных эмоций, еще  и благодаря тому, что родные были рядом.

При проведении круглого стола, выяснилось, что у родителей возникает трудность в подборе произведений для дошкольников на тему ВОВ. Здесь нам на помощь пришли  «фронтовые» письма-треугольники, которые содержат список произведений о войне для дошкольников (вручаю письма), которые, я надеюсь, помогут и вам в их подборе.

В рамках проведенной работы в группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает  задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

 6. – Следующий этап - продуктивная деятельность Мы оформляли выставки рисунков, поделок, вместе с родителями готовили атрибуты для игр, занятий. А сейчас, ув.участники секции, я предлагаю вам изготовить небольшой атрибут к игре «Наша Армия родная» - это военная пилотка.

(Этапы складывания пилотки отражаются на проекторе.

3 часть. Заключительная

Итак, в заключении своего выступления, мне хочется отметить: как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как образовательное учреждение, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 %; средств массовой информации — 30 %; ОУ— 20 %; улицы — 10 %).
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ))))))))))))))))))))))))))))))))))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада (из опыта работы).

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

«Памятник Екатерине». В рамках опыта работы «Семь чудес города Краснодара»

Пояснительная записка к конспекту непосредственной деятельности «познание», для детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата с использованием ИКТ « Памятник ...

Презентация опыта работы на аттестацию "Духовно - нравственное воспитание детей старшего возраста на основе взаимодействия с родителями"

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

«Как я взаимодействую с педагогами ДОУ по формированию у детей двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни». Выступление из опыта работы на педагогическом совете «Образовательное учреждение как носитель здоровья детей».

В выступлении конкретно обозначена роль педагога при проведении утренней гимнастики и занятий по физической культуре при наличии инстуктора по физической культуре в ДОУ. Предлагается памятка....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Духовно-нравственное воспитание детей через сотрудничество семьи и ДОУ".

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности....