Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей подгруппе по теме: «Мы разные - но мы вместе!»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тугушева Наиля Измаиловна

Направления образования и развития (образовательные области): познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид НОД: интегрированное

Цель:

Формирование нравственных  качеств личности ребёнка, накопление духовного опыта, основанного на традициях народов, проживающих  в нашем районе, селе.

Задачи:

Образовательные:

     Продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, чуваши, татары, азербайджанцы,  украинцы.

     Развивать   духовно - нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Закрепить знания о костюмах народов   родного края,  о  народных  играх, кухней  разных народностей, обычаев и традиций.

Развивающие:

     Развивать  познавательный  интерес, социальных, нравственных и эстетических качеств детей в процессе ознакомления с   народностями родного края,  развивать   любовь к народному творчеству  разных национальностей.

Воспитательные:

     Продолжать прививать любовь к родному краю,   возрождению  традиций   и обычаев русского, татарского  и чувашского народов.  Формировать представление о доброте, милосердии  друг к другу,  справедливости   и патриотизма.

Оздоровительные:

     Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей и обеспечивать двигательную активность на протяжении всего занятия.

Активизировать словарь детей:

     многонациональность, тюбетейка, камзол, парча, шаровары, хушпу- чувашский головной убор, косоворотка, портки, кокошник, чак-чак,  перемечи.

Виды деятельности:

     Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность

 ( аппликация).

Формы организации: групповая,  индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности:  рассказ по презентации,  подвижно- музыкальная игра «Тюбетейка»,    работа с картой   Саратовской области  (Базарно –Карабулакский район),  игра  «Угадай сказку»,  чтение пословиц, художественная мастерская, физкультурная минутка, хороводная игра  «Большой хоровод».

Методы  и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, игровой.

Ожидаемый результат: Ребёнок проявляет любознательность,  интересуется причинно-следственными связями,  самостоятельно   отвечает   на вопросы педагога. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanytie_3_1.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка –детский сад с.Старые Бурасы» Базарно –Карабулакского муниципального района  Саратовской области»

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности  в  старшей   подгруппе по теме:

«Мы разные  -  но мы вместе!»

Подготовила:

Тугушева Н.И.

Возраст: старшая  подгруппа

Тема НОД: «Мы разные   -    но мы    вместе!

Направления образования и развития (образовательные области): познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид НОД: интегрированное

Цель:

Формирование нравственных  качеств личности ребёнка, накопление духовного опыта, основанного на традициях народов, проживающих  в нашем районе, селе.

Задачи: 

Образовательные: 

     Продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, чуваши, татары, азербайджанцы,  украинцы.

     Развивать   духовно - нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Закрепить знания о костюмах народов   родного края,  о  народных  играх, кухней  разных народностей, обычаев и традиций.

Развивающие:

     Развивать  познавательный  интерес, социальных, нравственных и эстетических качеств детей в процессе ознакомления с   народностями родного края,  развивать   любовь к народному творчеству  разных национальностей.

Воспитательные:

     Продолжать прививать любовь к родному краю,   возрождению  традиций   и обычаев русского, татарского  и чувашского народов.  Формировать представление о доброте, милосердии  друг к другу,  справедливости   и патриотизма.

Оздоровительные:

     Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей и обеспечивать двигательную активность на протяжении всего занятия.

Активизировать словарь детей:

     многонациональность, тюбетейка, камзол, парча, шаровары, хушпу- чувашский головной убор, косоворотка, портки, кокошник, чак-чак,  перемечи.

Виды деятельности:

     Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная деятельность

 ( аппликация).

Формы организации: групповая,  индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности:  рассказ по презентации,  подвижно- музыкальная игра «Тюбетейка»,    работа с картой   Саратовской области  (Базарно –Карабулакский район),  игра  «Угадай сказку»,  чтение пословиц, художественная мастерская, физкультурная минутка, хороводная игра  «Большой хоровод».

Методы  и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, игровой.

Ожидаемый результат: Ребёнок проявляет любознательность,  интересуется причинно-следственными связями,  самостоятельно   отвечает   на вопросы педагога. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация к конспекту с иллюстрациями,  куклы в национальных костюмах, карта  саратовской области.

Материал:  фонограмма спокойной мелодии для сопровождения детской деятельности.  

Раздаточный материал на каждого ребёнка:  заготовки из   цветной  бумаги, куклы из картона,  клей- карандаш, фартуки, тарелки одноразовые, влажные салфетки.  

Предварительная работа:

  -  экскурсия по   селу, беседа «Моя малая Родина»

  -  просмотр презентаций  «Национальные костюмы народов   родного края»,  

  -  чтение народных сказок, былин, песенок.

 - заучивание пословиц, поговорок, загадок.

 - слушание  музыки, разучивание танцев.

 - беседа об  обычаях  и традициях  народов  родного края.

 -  сбор и рассматривание предметов быта.

  -изготовление кукол в национальных костюмах.

 - разучивание песни «Шире круг», разучивание танцев «Хоровод дружбы».

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

    Воспитатель и дети заходят в группу и приветствуют гостей.

В: Здравствуйте  ребята!  Я  очень рада вас всех видеть сегодня!

Ребята, как называется страна,  в которой мы живём?  Назовите столицу нашей Родины?  В какой области мы живём?  Ребята,    вам знакомы эти места?

Воспитатель читает стихотворение:

Старобурасские  просторы ,

Сияют перед нами.

Мы любим все родимые места.

Зачем искать красоты за морями,

Когда вокруг такая красота.

А как весною вечерами,

Нам распевает соловей.

Ведь эту землю не случайно,

Зовём мы Родиной своей

В сердце ты у каждого  родная.

Белые берёзки, колос налитой.

Нет тебя привольней, нет тебя красивей

Нет другой на свете, стороны такой».

В: А  какие народности живут у нас?

Все национальности  у нас   живут дружно и уважают друг друга. А  каких народностей у нас в селе проживает больше всего?

В: Русские – это коренные жители. Остальные народности когда – то приехали   к нам, им понравилось, они остались жить в нашем селе. Поэтому наше  село  называется  русским селом. В каком районе находится наше село?

Работа с картой Базарно – Карабулакского района

В: Предлагаю вам пройти к географической карте нашей области  и рассмотреть её.

В: Давайте  найдём  наше  село на карте.

А  вы знаете, что в нашем районе есть и другие сёла, где проживают люди разных национальностей? В: Посмотрите, вот село Яковлевка, это татарское село. Как вы думаете, кто проживает в этом селе?

А вот здесь  находится село Шняево,  это чувашское село.  Как вы думаете,  кто проживает в этом селе?

В: У каждого народа  есть свои  поговорки, пословицы, сказки, обычаи и традиции, с которыми мы уже знакомились.  А вы хотели бы оправиться на экскурсию   по сёлам нашего района и   вспомнить   о жизни людей разных национальностей?

  Приглашаю вас  оправиться  на экскурсию  на автобусе.  Усаживайтесь поудобнее, давайте пристегнём ремни безопасности.

Дети рассаживаются на стульчики возле экрана.

 Слайд

Ответы детей: Страна, в которой мы живём - называется Россией. Столица нашей Родины - Москва. Мы живём в Саратовской области.

   

Слайд

Просмотр презентации.

Дети слушают стихотворение.

Ответы детей: Русские, азербайджанцы,  украинцы, татары, чуваши.

Ответы детей: В Базарно –Карабулакском районе.

Дети подходят  к карте Базарно –Карабулакского района, рассматривают её, показывают наше село на карте.

Дети показывают сёла нашего района, расположенные на карте.

Ответы детей: Здесь проживают коренные  жители – татары.

Здесь проживают коренные  жители  -  чуваши.

Ответы детей: Да.

Слайд.

Звучит музыка, дети рассаживаются в импровизированный автобус.

Основная часть

Воспитатель вместе с детьми отправляется на экскурсию по селам района.

В:   Мы въезжаем с вами в село. А в какое село мы въезжаем?

 А почему оно называется татарское село?

 В:  А сейчас  мы с вами вспомним обычаи и традиции татарского народа.

   Давайте  рассмотрим   с вами татарский  костюм у женщины.

В: Посмотрите,  из чего состоит татарский     костюм  у мужчины?

Татарский головной убор мужчины и женщины – тюбетейка, на ногах у них чекмени, ичиги – обувь из кожи.

Татары трудолюбивый, гостеприимный, щедрый народ.

 В: А кто знает  традиционные татарские блюда?  

А сейчас я вам предлагаю поиграть в  татарскую подвижную игру.

 «Тюбетейка».  Как вы думаете, почему она называется татарская игра?

В: А теперь  займите свои места  в автобусе    и   отправляемся  дальше   в  чувашское  село «Шняево».

Мы с вами приехали в чувашское  село. А почему оно называется   чувашское село? У них есть свои обычаи, традиции, кухня  и свой национальный костюм. Чувашский наряд праздничный. Он не только красив, но  и яркий. А кто знает,   Из чего состоит женский наряд? Богатством и разнообразием  вышивки является и мужской костюм.  Красный цвет – символ огня, солнца, цвет жизни, любви и отваги.

В:   Геометрический узор  на костюме, посуде, флаге   – это   спокойствие,  братство, согласие. А вы знаете   традиционные чувашские блюда? А кто из вас знает чувашские пословицы?

В: А теперь   садимся в автобус   и     отправляемся    с вами домой в своё родное   село. Скажите, почему у нас русское село? Давайте  вспомним, какой он -    русский   национальный костюм?

В: А  кто знает  традиционные русские блюда?

В: А вы знаете, что русский народ написал очень много интересных сказок для детей? А   сейчас  мы с вами поиграем в игру  «Угадай сказку». Русские сказки учат нас быть добрыми, трудолюбивыми, жить в мире  и согласии, так как у нас в  селе  и  в   нашем  детском саду.  Предлагаю вам немного отдохнуть и провести физминутку самостоятельно.

В: Видите, какое интересное путешествие мы с вами совершили?  Что   интересного вам понравилось больше всего?

В:  Эту одежду обычно одевают  на   национальный праздник -  у татар- Сабантуй, у чуваш - Акатуй, у русских – Масленница.  А  давайте мы с вами   тоже    оденем   кукол в красивые национальные  праздничные  костюмы? Я предлагаю вам отправиться в художественную мастерскую, где мы свами займёмся творчеством.   Я приготовила для вас бумажные куклы,   образцы одежды   с орнаментом  для  каждого национального костюма.

Просмотр презентации.

Слайд -татарская деревня.

Ответы детей:

Это село называется Яковлевка.

 В этом селе живут коренные жители-  татары.

Дети выходят и садятся на свои стульчики.

Слайд.

Ответы детей:   У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких дорогих тканей. Всё расшито  красивым орнаментом.

Мужской  костюм состоит из рубахи,  халата, шароваров.

Ответы детей: суп с лапшой, студень, каши, лепёшки блины пироги с начинкой, беляши, оладьи, плов, чак-чак, манты.

Эту игру придумал человек татарской национальности.

Игра.

  Дети   под татарскую мелодию передают друг другу тюбетейку, тот, у кого останется тюбетейка, когда остановится мелодия, выходит в круг и показывает

какое-либо татарское движение.

 Дети  садятся на стульчики, под музыку отправляются   дальше  на экскурсию.

Слайд: деревня Шняево. В этом селе  живут   чуваши.

Дети рассматривают презентацию.

Слайд. Ответы детей: Женский  наряд состоит из холщовой рубашки, фартука, платка, пояса, головного   убора  хушпу,  нагрудного украшения. Рубашка вышита  узорами на груди,  по рукавам.

Слайд. Ответы детей: Пирог  с мясом,  ватрушки с творогом, вареники с разной начинкой, тыквенная каша.

Соседи дороже дальних родичей. Добрая слава ценнее богатства.

Человек без друзей, что дерево без корней. Надежный друг цены не имеет.  Что посеешь, то и взойдет.

Ответы детей:

У нас живут русские  люди.

 Слайд

Мужская одежда - косоворотка, штаны, портки, пояс, фуражка, кепка.

Женская одежда:  рубаха со складками к вороту, сарафан подхваченный у груди поясом.

  Кокошник,  расшитый  жемчугом и бусами.

Слайд

Ответы детей: щи, уха, окрошка, котлеты, картофель,  хлеб – каравай, пельмени , блины, оладьи, сырники, квас, кисель, мёд, варенье.

Дети рассматривают слайды, называют знакомые сказки по картинкам.

Дети встают в круг  на ковёр. Воспитанник  группы проводит самостоятельно физминутку:

Мы осанку исправляем

Спинку дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись.

  Ответы детей:

Мы  узнали  о жизни, о традициях и обычаях   татарского села, чувашского села, рассмотрели  национальные костюмы  разных народностей,  поиграли в   их  игры,  все   они  щедрые, гостеприимные, добрые

    Дети   объединяются,  садятся за столы, наряжают бумажных кукол в  национальные одежды.

Дети рассказывают   о  том, что у них получилось.  

Заключительная часть (рефлексия)

   В:  Посмотрите, какие красивые и нарядные куклы у вас получились!!!

Нашу группу посещают дети разной национальности,   все мы- одна большая семья!  Мы разные - но мы вместе!  И закончим наше занятие  песней «Большой хоровод»

Выставка  детских  работ.

Звучит песня «Большой хоровод». Дети встают вкруг, исполняют песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Коли семья вместе, так и душа на месте»

Методическая разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Коли семья вместе, так и душа на месте». окажет помощь в проведении совместного мероприятия ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в логопедической старшей группе «Мы разные – но мы вместе»

Непрерывная  образовательная  деятельность по теме "Толерантность" для детей старшей группы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Такой разный транспорт»

Познакомить детей с историей развития транспорта, с разными видами транспорта....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре во 2-ой младшей группе. "Вместе весело шагать"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре во 2-ой младшей группе  "Вместе весело шагать"Конспект можно использовать для проведения открытых  зан...