Статья "Воспитываем мальчиков и девочек"
статья

Тверитина Наталья Юрьевна

Влияние сразвивающей среды на гендерное воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaem_malchikov_i_devochek.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем  мальчиков и девочек

                                                                            Материал подготовила воспитатель:

                                                           Тверитина Наталья Юрьевна

ГБДОУ детский сад №39

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

В настоящее время воспитание и обучение дошкольников в соответствии с их полом  становится актуальным, как никогда. Многие педагоги стали задумываться о дифференцированном подходе вопросах воспитания девочек и мальчиков. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого  педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые присущи его половой принадлежности, если мы хотим воспитать будущих мужчин и женщин. Развитие ребенка с учетом его гендерной принадлежности  должно быть не только в детских образовательных учреждениях, а прежде всего в семье. Благодаря систематической работе по гендерному воспитанию дошкольников у педагогов и родителей появляется новые знания и умения в данной области, которые необходимо постоянно совершенствовать. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки лишены скромности, нежности, терпения, становятся более грубыми, иногда даже агрессивными. А мальчики становятся более мягкими, изнеженными, не могут постоять за себя, физически слабы, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.  Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

С какого же возраста следует осуществлять гендерное воспитание детей? К трем годам ребёнок начинает понимать кто он, мальчик или девочка, с четырех, пяти лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами и это навсегда не зависимо от желаний ребёнка, но все же основы формирования гендерной устойчивости закладываются в младшем дошкольном возрасте. Поэтому специалисты рекомендуют начинать развивать ребенка  учетом его гендерных особенностей с возраста 3 лет. Для этого необходимо использовать разнообразные средства.

Первоочередной задачей, стоящей перед педагогом,  является  создание оптимально насыщенной целостной, многофункциональной, трансформирующейся предметно-развивающей среды. Для этого необходимо проанализировать ее состояние в групповом помещении и привести в соответствие с примерными перечнями материалов и оборудования, которые были разработаны и представлены в федеральных государственных образовательных стандартах.

Второй, не менее важной задачей, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков. Выделит отдельные уголки для игр девочек и мальчиков, а также для их совместных игр. Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков педагоги должны уделить особое внимание.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, следует обращать внимание на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения. Так, например, девочки гораздо охотнее берут куклу с красивой и разнообразной одеждой. Процесс одевания и раздевания кукол дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в реальной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. Внимание мальчиков быстрее привлекут инструменты, приближены к реальным, которые он мог видеть у папы. И если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама, я — папа». Когда у кукол привлекательный вид, воспитателю гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, , гладить, заботится о ней. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого.

Если в чудесном дошкольном возрасте, когда ребенок впитывает все, как губка, не заложить у девочек мягкость, нежность, стремление к красоте, а у мальчиков не развивать  выносливость, отвагу, решительность, заботу о «слабом» поле, то когда они войдут во взрослую жизнь, не смогут стать полноценными членами общества, реализовать себя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...

Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"

Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского  коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...