Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
проект (младшая группа)

Баранова Надежда Сергеевна

перспективный план 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_zanyatiy.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
  2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
  3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители детей.


Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.


Сроки реализации проекта: сентябрь- май.


Ожидаемые результаты:

  • Знание детьми малых фольклорных форм.
  • Формирование знаний о культуре русского народа.
  • Понимание детьми жанра устного народного творчества.
  • Использование фольклора в повседневной разговорной речи.






Перспективный план занятий (вторая младшая группа)

и

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

октябрь

Мы потешки распеваем и немножко поиграем

- познакомить детей с потешкой как жанром устного народного творчества;

- развивать внимание, память;

- учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки;

- воспитывать доброжелательные отношения в общении со сверстниками.

групповая

Внесение потешек «Едем, едем на тележке», «Петушок», «Как у нашего кота», «Машет лапами медведь».

Внесение дидактических игр «Угадай кто это?», «Чья это мама?».

Коммуникация.

«Дикие и домашние животные».

Цель – повышать речевую активность детей, развивать зрительное восприятие.

Музыка.

Цель – вызвать положительные эмоции у детей.

Консультация

«Потешки в помощь маме».

Театр матрешек. Показ русской народной сказки «Курочка Ряба».

- учить детей совместно с педагогом рассказывать знакомую сказку;

- развивать интонационную выразительность;

- воспитывать чувство взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

групповая

Внесение русской народной сказки «Курочка Ряба», театра матрешек «Курочка Ряба», разучивание потешек «Курочка-рябушечка», «Еду-еду к бабе, к деду».

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассматривание иллюстраций.

Цель – познакомить детей со сказкой.

Конструирование домика для героев сказки.

Цель – учить создавать архитектурное пространство.

Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи детей (папка – передвижка).

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

ноябрь

Поиграем с пальчиками.

- учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики;

- развивать в пальцах тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве;

- развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

групповая

Внесение пальчиковых игр «Ладушки», «Сорока», «Идет коза рогатая», разучивание музыкальной игры «Ладушки-ладушки».

ИЗО «Герои любимых сказок».

Цель – учить передавать в рисунках свои впечатления от прочитанной сказки.

Физическая культура.

Цель – развитие координации движений.

Музыка.

Цель - учить соотносить текст песни с движениями.

Показ русской народной сказки «Репка».

-способствовать развитию диалогической речи;

-развитие памяти, внимания, мышления;

-воспитание любви к русским народным сказкам.

групповая

Внесение русской народной сказки «Репка», внесение костюмов, атрибутов к сказке «Репка», внесение пальчикового театра «Репка».

Чтение русской народной сказки «Репка», рассмотрение иллюстраций.

Цель – познакомить детей со сказкой.

Аппликация «Репка».

Цель – учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации.

Консультация «Как организовать домашний театр».

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

декабрь

Шкатулка загадок.

- развивать воображение;

- учить составлять описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его названия;

- формировать интерес к окружающему, совместным играм, преодолевать трудности в общении.

групповая

Внесение дидактических игр, лото с загадками («Овощи», «Фрукты», «Животные»).

Коммуникация.

Цель – активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

ИЗО «Фрукты».

Цель – учить детей рисовать круглые и овальные формы.

Рекомендации «Активизация словарного запаса ребенка 3-4 лет. Игры с загадками».

Январь

Тема

Задачи

Формы работы

Изменениея в предметно – развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

Чтение колыбельных:  «Ночь пришла ,темноту привела...» «Мама зайчика качала ...» «спать пора уснул бычок…»

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково; развивать память, активную речь детей. закрепить предназначение люльки  в избе.  Обогащать и уточнять знания детей об особенностях русских народных колыбельных песен. Развивать творческие способности детей. 

Групповая

Внести макет «Русская изба»

Игра «Дедушка Молчок» Конструирование 

«Мебель для кукол»

Цель: закреплять представление о знакомых предметах; умение правильно называть детали строительного набора. 

Прослушивание аудиозаписей сказок.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры –драматизации).

Заучивание пословиц «Сделал дело - гуляй смело»«Семеро одного не ждут»,

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Приобщать детей к истокам русского народного фольклора.Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки, построенные на описании;Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок. Развивать речь детей, память, логическое мышление. Воспитывать доброе, уважительное отношение между детьми в процессе общения.

Групповая

Внести рнс ,

картотека с иллюстрациями по пословицам

чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.

«В гостях у Варвары»

Знакомить с элементами русского народного быта, одеждой русского народа, продолжать расширять знания о матрешке, самоваре.

2. Знакомить детей с народными потешками.

3. Развивать речь детей, эмоции, эстетические и нравственные чувства при ознакомлении с русской культуройтрадициями.

4. Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа

Групповая

Внести иллюстрации предметов старины, лапти, посуда, самовар, матрешки, элементы народной одежды.

«Укрась матрёшке сарафан»Закреплять умение называть круглую форму Продолжать учить накеивать кружки на бумагу Украсим дымковскую уточку» продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи

Консультация «Воспитание детей через приобщение

 к народной культуре»

Февраль

Тема

Задачи  

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

«Волшебная полянка»

(разучивание  чистоговорок и

Скороговорок ).

- формировать четкое и правильное произношение звуков;

- развивать фантазию ребенка;

-развивать чувство ритма.

Групповая

Внесение дидактических игр «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется». 

Познание.

Цель – обогащение знаний ребенка о животных и растениях.

Коммуникация.

Цель – совершенство-вание речи ребенка.

Музыка (распевки).

Цель – подготовка к пению.

Социализация.

Цель – формировать желание общаться в игре со сверстниками и взрослыми.

Рекомендации «Использова-ние чистогово-рок и скорого-ворок для развития  голосового аппарата, закрепления звукопроизно-шения».

Игры в настольный театр «Теремок».

- способствовать развитию диалогической речи;

-учить детей согласовывать слова и действия персонажа;

- воспитывать вежливость, дружеские отношения, сочувствие друг к другу.

групповая

Внесение русской народной сказки «Теремок», внесение настольного театра «Теремок», разучивание русской народной игры с медведем, разучивание песенки «Стоит в поле теремок».

Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций.

Цель – познакомить детей со сказкой.

Конструирование теремка.

Цель – развивать умение создавать архитектурное пространство.

Музыка.

Цель – создать веселое настроение, вызвать у детей положительные эмоции.

Рекомендовать детям вместе с родителями прочитать и пересказать русскою народную сказку «Теремок».

март

«Веселые считалочки»

- формирование плавной правильной речи;

- развитие памяти, воображения;

- обучению счету.

групповая

Внесение считалочек «Заяц белый», «Шла коза по мостику», «Тише мыше, кот на крыше»; внесение дидактической игры «Счет». Проведение русской народной игры «Кошки-мышки». Создание картотеки считалок.

Развитие речи.

Цель – обогащение и активизация словаря детей, развитие чувства ритма.

ФЭМП.

Цель – обучение счету.

Социализация.

Цель – формировать желание общаться в игре со сверстниками и взрослыми.

Папка – передвижка «Волшебный мир считалки».

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

апрель

Подготовка к театрализо-ванной игре «Три медведя» (театр на руке).

-формировать навыки устной речи;

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умению согласовывать свои действия с партнерами;

- способствовать положительному эмоциональному подъему детей.

групповая

Внесение русской народной сказки «Три медведя»;

разучивание потешек про медведя;

внесение кукол бибабо («Три медведя»);

внесение дидактических игр по ФЭМП «Большой, поменьше, маленький».

Прослушивание русской народной сказки «Три медведя», рассматривание иллюстраций.

Цель – познакомить детей со сказкой.

Лепка «Медведь».

Цель – учить детей лепить животное конструктивным способом из трех деталей, передавая самое общее представление о внешнем виде.

ФЭМП «Большой, поменьше, маленький».

Цель – учить сравнивать предметы по величине.

ИЗО «Каша для медведя».

Цель – развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

Помочь ребенку организовывать игры.

Показ русской народной сказки «Три медведя».

Тема

Задачи

Формы работы

Изменения в предметно-развивающей среде

Связь с другими видами деятельности

Работа с родителями

май

Викторина по русским народным сказкам. 

- обобщить знания детей о сказках;

- закрепить умения детей использовать средства выразительности в передаче образов героев сказок;

- воспитывать доброжелательность, контактность. Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

групповая

Книжная выставка «Герои любимых сказок»; выставка поделок «В гостях у сказки».

Чтение, пересказ русских народных сказок.

Цель – знакомство со сказками.

Вспомнить знакомые игры – хороводы, потешки. Показ сказки «Репка» -пальчиковый театр.показ сказки «Лисичка со скалочкой»

Конкурс поделок «В гостях у сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...