Образовательная программа дошкольного образования для старшей группы.
рабочая программа (старшая группа)

Образовательная программа дошкольного образования.Цель: создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_gruppa_no8.docx117.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Центр развития ребенка – детский сад №13»

СОГЛАСОВАНО                                                                     УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете №6                                                      Заведующей МАДОУ

МАДОУ «Центр развития                                                            «Центр развития ребёнка-                                                                        

ребенка - детский сад №13»                                                          детский сад №13»                                                    

Протокол  №         от         .2019г.                                                     _________Статных Н. В  

                                                                                                         Приказ №     от               2019г                                                                                                              

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СТАРШАЯ ГРУППА № 8

                                                Воспитатель: Биушкина О.В.

                                                                         

                                              Саранск 2019

           

СОДЕРЖАНИЕ

I

Целевой раздел программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

Цели и задачи образовательной программы

4

Принципы и подходы к формированию программы

5

1.2

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в ДОУ

6-8

1.3

Планируемые результаты освоения Программы

8

Целевые ориентиры образования в старшем дошкольном возрасте

8-10

Педагогическая диагностика

10-11

II

Содержательный раздел программы

12

2.1

Учебный план ООП ДО в группе №8

12-14

2.2

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

14-16

2.3

Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

16-17

2.4

Взаимодействие с семьей

17-18

2.5

Планирование работы с детьми в группе (комплексно-тематическое, перспективное)

18

2.6

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

18-20

2.7

Особенности организации совместной деятельности с воспитанниками (климатические, национально-культурные, демографические)

20-21

III

Организационный раздел

21

3.1

Оформление предметно-пространственной среды

3.2

Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий)

21-28

3.2

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

28-30

3.3

Перечень методических пособий

30-31


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ

          1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного  возраста,  обеспечивающее  единый  процесс  социализации-индивидуализации  личности  через  осознание  ребенком  своих  потребностей, возможностей и способностей.

Программа направлена  на

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа учитывает

- индивидуальные потребности  ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

                               Цель и задачи реализации программы

Цель

- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Задачи

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

-  обогащенное  развитие  ребенка,  обеспечивающее  единый  процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

         

 Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание  (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что  этот период подготовки к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

      1.2.  Значимые характеристики для разработки и реализации программы.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Количественный состав группы определяется наличием свободных мест в соответствии с требованиями СанПин.

Основной структурной единицей ДОУ  является группа.

Образовательная часть Программы построена с учетом проекта Примерной образовательной Программы «Детство»,разработанной коллективом авторов под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др.

Программа «Детство» соответствует принципам ФГОС ДО.

Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности - они суверенностью смотрят в будущее. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой  им  деятельности:  изобразительной,  игровой,  музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично  вплетает  свои  представления  об  этом  мире  в  разные  сферы жизнедеятельности. Он - носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для себя потребности. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению, разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких  как  экспериментирование,  создание  микро-  и  макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекают сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

 

      Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как например, последующий 7-й год жизни.

6-й год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной систематической коллективной, произвольной регуляции деятельности своего поведения.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

         Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержаниюколлективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

          У детей 5-6-летнего возраста продолжается процесс окостенения скелета, развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся способность к координации движений неразрывно связана с развитием мозга ребёнка.

          Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются физически здоровыми, крепкими, выносливыми.

          Самое важное достижение ребёнка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными сознанию. Ребёнок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т.е. направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает между собой. Поэтому, например, дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.

          Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем общего развития старшего дошкольника. Качественные изменения в развитии 5-летних детей отчётливо обнаруживаются в играх. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что, прежде всего в ней отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и уже значительно более содержательно, чем раньше. Играя в детском саду, дети объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из них стремится внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть равнодушным к тому, во что и как играют дети, надо советовать им, подсказывать, не мешая, конечно, самостоятельности, т.к. игра должна быть средством воспитания.

           Освоение движений и способность к управлению ими наиболее заметно сказываются в новых возможностях трудовой деятельности ребёнка. Дети старшей группы в состоянии выполнять более сложные трудовые обязанности в группе, дома, требующие согласованных действий, способны работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг другу, чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже довольно справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он сам.

           У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома.

            Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем?), выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т.д.).

            Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры. Особенное развитие получают нравственные чувства – дети радуются, когда помогают товарищам, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, стремятся на деле выразить эти чувства.

                       1.3.Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие

  • развивается игровая деятельность детей и динамика спонтанной игры, ее обогащение;
  • формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире;
  • овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конфликты;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, разным вида труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Физическое развитие

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности;
  • обладает физическими качествами (выносливость, гибкость и пр.)

Познавательное развитие

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Речевое развитие

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Музыкальное развитие

  • ребенок овладевает основными культурными способами  и видами музыкальной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной музыкальной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкально-игровой  и творческой музыкальной деятельности.

Художественное развитие

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;
  • развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

                              Педагогическая диагностика  

При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.

Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизация работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованно деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие  фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений,  разрешения конфликтов, лидерства и пр.;
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

В рамках реализации образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.

Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (октябрь, апрель).

Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам  и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ  Положением о мониторинге качества  образовательной Программы.

Сводная таблица результатов проведения педагогической                диагностики за учебный год в старшей группе № 8

Вид деятельности

Уровень освоения программы

Сентябрь 2019

Май 2020

Количество детей

%

Количество детей

%

Речевое развитие

Высокий

Средний

Низкий

Социально-коммуникативное развитие

Высокий

Средний

Низкий

Познавательное развитие

Высокий

Средний

Низкий

Физическое развитие

Высокий

Средний

Низкий

Художественно-эстетическое

развитие

Высокий

Средний

Низкий

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

 

2.1 Учебный план ООП ДО в старшей группе №8 «Центр развития ребёнка – детский сад №13»

Направление развития

Виды деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

 По 25 минут 3 раза в неделю

Речевое развитие

коммуникативно - речевая, игровая, познавательная, творческая, сенсорная

Чтение; обсуждение; беседа; игровые упражнения,рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; слушание чтения; разучивание, драматизация, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами;

заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов; диалог, монолог

 По 25 минут 3 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность;

музыкальное восприятие;

восприятие художественной литературы

Чтение, обсуждение, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы о писателях, поэтах

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, создание выставок детского творчества. ритмическая гимнастика, Слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; театрализация, хороводные игры.

По 25 минут 3 раза в неделю

Познаватель-ное развитие

Исследовательско-эксперимен-тальная, учебно-познавательная, проектная

Экспериментирование, наблюдение; экспериментирование, беседа, экскурсии; решение проблемных ситуаций; коллекционирование; моделирование; реализация проектов; игры с правилами; дидактическое упражнение; ведение календарей.

По 25 минут 3 раза в неделю

Социально-коммуникативное развитие

трудовая,  театрализованные постановки, праздники и мероприятия, экскурсии, наблюдения, - социально-ориентированные игры; моделирование микроситуаций; разыгрывания проблемной ситуаций; создание ситуаций успеха; оценка коммуникативных действий детей в виде правил, оценок, состояний; использование художественных произведений, малых фольклорных форм: пословиц, поговорок, загадок, считалок и прибауток; диалогическое общение.

Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра, дидактические, настольно-печатные игры, игровое упражнение. Учебная тренировка. Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок, стихов; составление рассказов; диалог, монолог; Наблюдение; экспериментирование, моделирование; реализация проектов; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций и мультфильмов; Культурно-гигиенические навыки; совместные действия; дежурство; поручения

По 25 минут 3 раза в неделю

2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Направление развития

Методическое пособие

Наглядно-дидактическое пособие

 Рабочие тетради

Физическое

-

Сочеванова Е.А. Картотека сюжетных картинок .Зимние виды спорта и спортивные дисциплины СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

  • Т.А. Гусева, Т.О. Иванова. Картотека предметных картинок. Спортивный инвентарь. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

-

Социально-коммуникативное

Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

Е.Я. Хабибуллина

«Дорожная азбука в детском саду»

Т.А. Шорыгина

«Беседы о правилах дорожного движения»

  • Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Профессии. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

-

Познавательное

Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет»

Т.А. Шорыгина

«Беседы о пространстве и времени»

Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»

О.А. Воронкевич

«Мир природы»

  • Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Фрукты. Овощи СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  • Нищева Н. ВКартотека предметных картинок. Деревья,кустарники и грибы. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Колесникова Е.В. «Я считаю до десяти»

Речевое

Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»

Ушакова О.С.

«Развитие речи и творчества дошкольников»

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи»

Ю.С.Шестопалова

«Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников»

  • Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1: альбом. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  • Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2: альбом. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  • Нищева Н. В. Четыре времени года: наглядно-дидактическое пособие. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Художественно-эстетическое

Т. С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада»

  • Шайдурова Н.В..Картотека предметных картинок. Народные промыслы СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

Направления

развития

Формы реализации программы

Способы

Методы

Приемы

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие:

познавательные эвристические беседы

чтение художественной литературы

-игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, на снятие затруднений в общении, развитие эмоциональной сферы, повышение уверенности в себе и своих силах

индивидуальные беседы

занятия

ситуации общения

инсценирование

проектная деятельность

поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные)

коллективный труд

наблюдение

проблемные ситуации

рассматривание плакатов, иллюстраций с последующим обсуждением

изобразительная и конструктивная деятельность

игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные)

дежурство

праздники и развлечения

проектнаядеятельность

поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные)

чтение художественной литературы

 игра;

-общение со взрослыми и сверстниками (стиль и содержание);

- формирование бытовых умений;

- предметно-практическая деятельность;

- культура и искусство.  ознакомление с трудом взрослых;

собственная трудовая деятельность;художественная литература;

 вызывающие эмоциональную активность: формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста  

 формирования нравственного сознания детей дошкольного возраста;

 стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения в дошкольном возрасте; -формирования нравственных представлений, суждений, оценок;

 создания у детей практического опыта трудовой деятельности;

сравнения

моделирования ситуаций

экспериментирование и опыты.

воображаемая ситуация; придумывание сказок; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка;

пример поведения взрослых;

внушение моральных норм и правил;

педагогическая оценка поведения, поступков ребенка; коллективная оценка поведения, поступков ребенка; одобрение нравственных поступков ребенка; поощрение ребенка к нравственным поступкам; осуждение недостойных поступков ре

- решение маленьких логических задач, загадок; приучение к размышлению, эвристические беседы; беседы на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.

2.4 Взаимодействие с семьей

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Срок

Ответственные

1

Оформление «Уголка для родителей»

сентябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

2

Анкетирование «Давайте познакомимся»

сентябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

3

Анкетирование «Роль спорта в жизни вашей семьи»

сентябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

4

Групповое родительское собрание

сентябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

5

Оформление семейно-творческого конкурса «Бабань парь»

октябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

6

Проведение спортивного развлечения ко Дню пожилых людей

октябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

7

Развлечение «Праздник осени»

октябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

8

Консультация «Что такое ЗОЖ»

ноябрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

9

Конкурс творческих семейных работ «Фабрика Деда Мороза»

декабрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

10

Новогодний утренник

декабрь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

11

Наглядная информация (стенды, папки-передвижки)

памятки

постоянно

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

12

Консультация для родителей «Ребенок и компьютер»

январь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

13

Консультация для родителей «Организация семейных прогулок»

январь

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

14

Консультация для родителей «Первый раз в театр»

февраль

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

15

Конкурс детских рисунков «Лучше папы друга нет»

февраль

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

16

Спортивные соревнования ко Дню Защитника Отечества

февраль

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

17

Конкурс детских рисунков «Мамочка-мамуля»

март

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

18

Утренник 8 Марта

март

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

19

Консультация для родителей «Взаимодействие детей и животных»

март

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

20

Фольклорное развлечение «Широкая Масленница»

март

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

21

Праздник-безобразник «День смеха»

апрель

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

22

Семинар «Нарисованный мир.Роль детского тв-ва в эмоциональном развитии ребёнка»

апрель

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

23

Проведение субботника по благоустройству территории детского сада

апрель

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

24

Консультация для родителей «Азбука безопасности»

апрель

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

25

Групповое родительское собрание

май

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

26

Анкетирование среди родителей по результатам года

май

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

27

Консультация для родителей «Путешествие с малышом»,

«Игры для непосед»

май

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

28

Конкурс среди детей на лучший летний наряд»

Биушкина О.В.

Парфёнов Л.В.

2.5 Планирование работы с детьми в группе

(Комплексно-тематическое, перспективное)

См. приложение №1

2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

Образовательный процесс в ДОУ строится на свободном выборе педагогами программ, средств, форм, методов воспитания и обучения, обеспечивающих развитие ребенка, с обязательным выполнением государственных требований, с учетом специфики и направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения, индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников.

Дошкольное детство особый период жизни ребенка, который обеспечивает начальные этапы развития его личности. Формирование и развитие личности ребенка происходит в ходе овладения им специфическими детскими видами деятельности: игра, изобразительная, музыкальная, театрализованная, трудовая, исследовательская, физическая, бытовая. В процессе организации этих видов деятельности детей обогащается их собственный опыт, складывается динамически развивающаяся целостная картина мира, посредством которой формируются отношения ребенка к себе, к другим, к деятельности, к окружающему миру.

Образовательный процесс - это целенаправленный процесс развития и воспитания ребенка, который организуется в дошкольном учреждении в виде организационных форм регламентированной и нерегламентированной деятельности.

Модель организации образовательной деятельности является основой реализации целей и задач образовательного процесса ДОУ, осуществляемой всеми его участниками в соответствии с направлениями развития ребенка (разделами программы).

Модель организации образовательной деятельности максимально учитывает особенности не только образовательного учреждения, но и окружающего социума. Модель организации образовательной деятельности представляет собой трехблочный вариант, обеспечивающий преемственность и непрерывность процесса образования ребенка, и состоит из:

· общеобразовательного блока, обеспечивающего:

- реализацию основного (базового) объема содержания образования, соответствующего государственным требованиям, по всем направлениям развития ребенка, учитывающего потребности, возможности воспитанников. Общеобразовательный блок реализуется с учетом базисной (комплексной) программы.

- реализацию содержания образования отражающего приоритетную направленность деятельности ДОУ, превышающего государственные требования по 1-2 направлениям развития воспитанников. Превышение государственных требований в этих направлениях развития ребенка достигается на основе набора парциальных программ.

· блока дополнительного образования по направленностям (физической, познавательно-речевой, художественно-этетической, социально-личностной); · блока индивидуальных занятий, обеспечивающего реалиизацию задач необходимой коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на обеспечение оптимального психофизического развития ребенка.

                                     

План образовательной деятельности

 План образовательной деятельности дает интегральное представление о структуре и содержании реализуемой образовательной программы, с учетом особенностей развития и преемственности ведущих видов деятельности в каждый возрастной период дошкольного детства. План образовательной деятельности направлен на обеспечение права каждого ребенка на качественное образование.

2.7. Особенности организации совместной деятельности с воспитанниками (климатические, национально-культурные, демографические)

При проектировании содержания рабочей Программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. В ДОУ присутствует национально-региональный компонент. Эти факторы учитываются при составлении комплексно-тематического годового плана работы.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

  1. Холодный период: учебный год (сентябрь – май, составляется определенный режим дня и расписание занятий).
  2. Теплый период: (июнь – август, для которого составляется другой режим дня).

Социокультурные особенности Республики Мордовия также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы.

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных, неполных и многодетных семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне-профессиональным образованием.

Основной этнический состав воспитанников группы составляют дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Весь контингент воспитанников проживает в условиях городского округа Саранск.

Региональный компонент общеобразовательной программы детского сада реализуется через примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» /авторы: коллектив ученых МГПИ им. М.Е. Евсевьева. 2015г.,  рек. Республиканским экспертным советом при Министерстве  образования республики Мордовия/. Цель данной программы - формирование чувства гордости за достижения народов, проживающих на территории Мордовии, творческое развитие детей в различных видах деятельности. Реализация регионального компонента осуществляется также через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Мордовия. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, живущими в определенный период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.

                                  III. Организационный раздел

            3.1. Оформление предметно-пространственной среды.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя: 

-центр игры

-центр двигательной деятельности

-центр конструирования

-центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

-центр книги

-центр отдыха

-центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

-центр познавательной и исследовательской деятельности

- центр продуктивной и творческой деятельности

-центр правильной речи и моторики.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в моей группе обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе.

В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Для центра искусства "Юный художник"отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки или исследовательский центр, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения), который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки. Заманчиво и волшебно выглядит дерево-книжка на стене. Его страницы, выполненные в пластике, можно листать, как настоящую книгу. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Основные характеристики развивающей предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного  возраста по примерной общеобразовательной программе «Детство» под редакцией  Т.И. Бабаева, 3.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

  1. Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.
  2. Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития.
  3. Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить свои эмоции.
  1. Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность — это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.
  2. Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой.
  3. Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.

Развивающая предметно-пространственная среда группы старшего возраста рассматривается как комплекс эргономических и психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых.

В группе развивающая предметно-пространственная среда организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами.

Игры и игрушки подобраны в соответствии с возрастом воспитанников, педагог заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики. Наличие полифункциональных игровых материалов дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, педагог создает условия и настрой на игру в течение всего пребывания детей в детском саду.

Для удобства и рациональности использования группового помещения

создано зонирование его пространства. Положительный эффект зонирования

пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

В помещении группы созданы следующие центры развития:

— физического развития;

— сюжетных игр;

— строительных игр;

— игр с транспортом;

— игр с природным материалом;

— творчества;

— музыкальных занятий;

— чтения и рассматривания иллюстраций;

— релаксации (уголок отдыха и уединения).

Для познавательного развития воспитанников в группе имеется такой игровой материал, как, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, логические кубики (с сюжетными и предметными картинками), цветные кубики из дерева и пластмассы, машинки, книги с цветными иллюстрациями, наборы муляжей овощей и фруктов, шнуровки, мягкие вкладыши, настольно-печатные развивающие игры и мн. др.

Для сюжетно-ролевых игр  - куклы, коляски, фигурки дикие и домашние животные, игрушечная мебель, строительные материалы разных форм и цветов, конструктор «Лего».

Для музыкального развития – игрушечные музыкальные инструменты.

Для продуктивной и творческой деятельности детей – краски и кисти, карандаши и восковые мелки, пластилин, цветная бумага и клей.

Для прогулок разнообразный выносной материал (ведерки, лопатки, формочки, совочки, машинки и т.д.).

Важно применять разные способы размещения детей во время развивающего взаимодействия воспитанников и педагога. В групповом помещении постланы коврики, где можно удобно расположиться педагогу с подгруппой детей и поиграть, рассмотреть иллюстрации.

Уголок релаксации или уединения необходим, где ребенок может отдохнуть, побыть в одиночестве, особенно после шумных и подвижных игр, чтобы избежать нервного перенапряжения.

3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период), расписание занятий

Старшая группа №8

(5-6 лет)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Развитие речи

9:00 – 9:25

«Познание»

Математика

9:00 – 9:25

Развитие речи

9:00 – 9.25

«Художественное творчество»

Рисование

9:00 – 9.25

«Познание»

Подготовка к обучению грамоте

9.00-9.25

Музыка

10:30 – 10:55

Бассейн

 1-я подгруппа

9.35-10.00

2-я подгруппа 10.20-10 45

Музыка

10:30 – 10:55

Физическая культура

11:35-12:00

(на прогулке)

Физическая культура

10:50-11:15

Художественное творчество»

Лепка/Аппликация

15:30 – 15:55

«Познание» Мир природы

15:30 – 15.55

Познание» Познание предметного и социального мира

15:30 – 15:55

Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня

(холодный период года в группах общеразвивающей направленности)

Режимные моменты

5-6 лет

Утренний прием, игры

07.00-08.30

Завтрак

8.30-8.55

Игры, подготовка к НОД,

8.55-9.00

НОД

9.00-9.25

9.35-09.55

Игры, подготовка к прогулке

09.55- 10.25

Прогулка

10.25-12.15

Возвращение с прогулки, игры

12.15-12.40

подготовка к обеду, Обед

12.40-13.10

Дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры

15.00-15.25

Полдник

15.25-15.40

Игры

Досуг

НОД,

уход детей домой

15.40-16.05

Прогулка

Ужин

Игры, уход детей домой

16.05-18.30(19.00)

Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня

(теплый период года)

Режимные моменты

5-6 лет

Утренний прием на улице, игры

Утренняя гимнастика на воздухе, оздоровительный бег

07.00-08.30

Завтрак

8.30-8.55

Игры, подготовка к прогулке

Прогулка

Совместная образовательная деятельность детей («физкультура» или «музыка»)Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные, ванны, купание)

8.55-10.45

Гигиенические процедуры, подготовка к обеду

10.45-12.40

Обед

12.40-13.10

Дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры

15.00-15.25

Полдник

15.25-15.40

Совместная образовательная деятельность, игры

15.40-18.30 (19.00)

Прогулка

Ужин

Уход детей домой

3.3. Перечень методических пособий.

№ п/п

Направление развития

Программа

Технологии и методики

Физическое

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

______________

Социально-коммуникативное

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

Познавательное

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

Колесникова Е.В. «Математика для детей 5-6 лет»

Речевое

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»

Художественно-эстетическое

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

Т. С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа – образовательная программа дошкольного образования для общеразвивающих групп

Данная программа будет полезна для работы начинающих старших воспитателей, заместителей заведующего по ВМР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ( ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ) НА 2013 - 2014 ГОД)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ( ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ) НА 2013 - 2014 ГОД)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Данная рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности для детей I младшей группы (далее – Программа) Программа обеспечивает развитие детей в возрасте 2-3 лет с учетом их во...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в старшей группе

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы с старшей группе...