Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста "На помощь Незнайке"
план-конспект занятия (старшая группа)

Иванова Людмила Михайловна

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pomoshch_neznayke.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад комбинированного вида №49 "Росинка" города Канска Красноярского края

Конспект ООД

по развитию социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через исследовательско-экспериментальную деятельность

                           на тему: "На помощь Незнайке"

            Составитель:

   Воспитатель  МБДОУ № 49 «Росинка»

                                           Иванова Людмила Михайловна

                                              2019 год

   

Цель: развитие социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через исследовательско-экспериментальную деятельность

Группы задач:

Образовательная:

-  формировать социально - коммуникативные навыки работы детей друг с другом (умение делиться на пары, работать в парах, умение выслушать другого ребенка);

 - обобщить знания детей о свойствах воды (цвет, запах, текучесть) через организацию исследовательско-экспериментальной деятельности;

- расширить детское представление о профессии лаборант.

Развивающие:

- развивать  отзывчивость, умение оказать помощь в проблемной ситуации;

- развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства;

- способствовать развитию наблюдательности, внимательности, любознательности, мыслительной деятельности;

- поддерживать интерес к исследовательско-экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

-  воспитывать навыки культурного поведения и общения с другими детьми;

- воспитывать навыки активности, самостоятельности; навыки сотрудничества с другими детьми.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная,  чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы: телевизор для просмотра смонтированной программы «Новости», магнитофон для музыкального сопровождения с записью из кинофильма «Усатый нянь», магнитная доска, наградные медальки  по количеству детей. Инвентарь для проведения исследований: стаканы с водой  (по количеству детей),  пустые стаканы, разносы, сахар, пищевой краситель, ложечки, стакан с молоком, камешки,  салфетки, символы, обозначающие свойства воды. Для проведения эксперимента «Вулкан» -  пищевая сода, уксус, «Фери», макет вулкана на разносе.

Предварительная работа: разучивание с детьми речовки «Дружно за руки возьмемся»; проигрывание коммуникативных игр: «Клубок», «Найди свою пару»; закрепление ранее изученного материала о свойствах и качествах воды; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Роль воды в жизни человека».

Методы и приемы:

- технология экспериментирования и исследования;

- метод наблюдения;

- метод проблемной ситуации;

- метод использования условных обозначений (символов);

- метод речевого развития (беседа).

Ход образовательной деятельности:    

                                             

Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь», дети входят в группу, становятся в круг и берутся за руки.    

Организационный этап: (мотивация детей, вовлечение в деятельность).

Воспитатель: Ребята, тема  сегодняшнего нашего занятия «На помощь Незнайке». Вы помните, что каждое занятие мы начинаем с речовки:                             

Дружно за руки возьмемся, 1,2,3,      (взмахи руками, вверх – вниз)

Влево, вправо повернемся, 1,2,3,       (повороты)

И друг другу улыбнемся на 4,5,         (дарим улыбочку)

Будем дружно заниматься,                 (взмахи руками, вверх – вниз)

          После  весело играть!

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам просмотр экстренного выпуска новостей. Хотите посмотреть?                                                                           (Да).

Просмотр выпуска новостей по видеозаписи со следующим текстом:        Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодняшний выпуск новостей мы начинаем с экстренного сообщения. Незнайка совершил полет на ранее неизвестную планету, исследовал ее, и обнаружил там неизвестную ему жидкость. Незнайка просит оказать  помощь и исследовать в лаборатории данную жидкость, пробы которой он переслал в капсуле на планету земля.

    Воспитатель:  Ребята,  что же делать, у Незнайки проблема, поможем ему? А как мы  можем  это сделать?                                                                                                                                                                                                                 (Ответы детей)

     Воспитатель:  Чтобы помочь Незнайке нам нужно отправиться в лабораторию.

- А что такое лаборатория?

 - Кто работает в лаборатории?    

- Как вы считаете, лаборант – это важная профессия?  Почему?  

- А вы хотите побывать в роли лаборантов?                            (Ответы детей)                                                          

    Воспитатель:  Только сначала  давайте повторим правила поведения в лаборатории. А тот,  кто их нарушит, будет вынужден покинуть лабораторию.

  1. Не шуметь, не кричать.
  2. Не брать ничего со стола в рот.
  3. Быть аккуратным во время работы в лаборатории.
  4. Быть вежливым и уважительным к другим детям.

Воспитатель: Итак, правила, мы повторили. Но для того, чтобы работать в лаборатории, нам нужно разбиться на пары. Я предлагаю вам это сделать с помощью коммуникативной игры «Найди свою пару».

      (Дети разбирают половинки картинок с изображением предметов. Им нужно найти свою вторую половинку картинки.)

Воспитатель: Ну, что друзья, теперь вы готовы,  отправится  в лабораторию. Давайте оденем фартуки, и будем занимать места.

Основной этап:

Воспитатель:  Итак, ребята, посмотрите, какую капсулу нам доставили для исследования. У вас на столах пробы неизвестной жидкости.  С чего мы начнем наше исследование?                                                       (Ответы детей).

Воспитатель:  А давайте проверим, обладает ли текучестью данная жидкость. Как мы можем это проверить?                                                    (Ответы детей).

Исследование № 1 «Обладает ли текучестью данная жидкость?» Переливаем жидкость в разные емкости.

Воспитатель: Хорошо переливается? Какой вывод можно сделать?         (Ответы детей)                                                  

Вывод: значит данная жидкость - текучая. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску).

Воспитатель: Как будем дальше исследовать нашу жидкость? Предлагайте.

Исследование № 2  «Имеет ли данная жидкость   запах?»

Воспитатель:  Я  предлагаю вам,  понюхать исследуемую жидкость. Пахнет ли она чем-нибудь?                                          (Ответы детей).

Воспитатель: Какой делаем вывод?

  Вывод: жидкость  ни чем не пахнет, у неё нет запаха. 

(Вывешивается символ этого свойства)

Воспитатель: Как будем дальше исследовать нашу жидкость? Предлагайте.

Исследование № 3. «Имеет ли жидкость цвет?»

На столе у меня стакан с молоком и стакан с нашей жидкостью.

- Какого цвета молоко? (белого).

- А можно сказать про данную жидкость, что она белого цвета? (Ответы детей).

      - Сейчас мы проведем эксперимент. Для этого мне нужен помощник.

        Возьмем стакан с молоком и кинем в него камешек. Камешек спрятался? Почему?                                                            (Ответ ребенка).

        Возьмем  стакан с неизвестной жидкостью, и тоже кинет туда камешек. Камешек спрятался? Почему?                            (Ответ ребенка).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: исследуемая жидкость не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. 

(перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель: Ребята, какое исследование еще можно провести? Предлагайте.                                    

Исследование № 4 «Может ли жидкость растворять в себе вещество?» 

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой эксперимент. Положите в стаканчик с жидкостью вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Посмотрите, что стало с веществом?  

                                                                                             (Ответы детей). Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

 Вывод: исследуемая жидкость может растворять в себе  вещество, которое в него добавили.

(перед детьми вывешивается символ этого свойства).

     Воспитатель: Ребята, какое исследование еще можно провести? Предлагайте.

                                   

Исследование № 5 «Может ли жидкость изменить свой цвет?»

Воспитатель: На столах у вас волшебные кристаллики, добавьте их в жидкость, размешайте, и посмотрите, что с ней произойдет.

- Какая стала жидкость у вас в стаканчике?                  (ответы детей).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

       Вывод: жидкость может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. 

(Вывешивается символ).

  Воспитатель:  Ребята, а теперь посмотрите на доску. Сколько символов на ней набралось в процессе исследования и экспериментов.

Вы догадались, что это за жидкость?                           (Ответы детей).

(Если дети затрудняются с ответом, то можно дать попробовать на вкус, это вода).

  Воспитатель:  Ребята, а зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода?

Стих о воде

Вы, слыхали о воде?        

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька - замерзает,

В лес - туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, с помощью опорных знаков, расскажите, что вы сегодня узнали о воде?  

                                                                                           (Ответы детей).

Воспитатель:  Вы сегодня отлично поработали в лаборатории, и за это,  я хочу вам показать интересный эксперимент, который называется «Вулкан».  Хотите   посмотреть?

         Если соединить пищевую соду, краситель, немного воды разведенную с «ФЕРИ», и добавить туда  уксусную кислоту, то при взаимодействии всех этих веществ, произойдет реакция – извержение вулкана. Для этого мне нужны помощники. Подходите к моему столу.

                                                                                           

Воспитатель: Ребята, вы провели огромную работу в лаборатории, но у нас опять возникла проблема. Как мы наш результат отправим Незнайке? Ведь он на другой планете, и ждет ответа. Что нам делать? Предлагайте.

                                                                                              (Ответы детей).

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю собрать наши результаты в конверт, и отправить их по почте на космодром.  А уже оттуда космонавты на космическом корабле доставят их Незнайке.  

- А кто такие космонавты? Чем важна их профессия?

А сейчас, давайте немного подвигаемся.  Физминутка «Ракета».

Мы идем на космодром (шагаем на месте)

Дружно в ногу мы идем (продолжаем шагать)

Мы походим на носках,

А потом на пяточках.

А сейчас мы с вами дети,

 Улетаем на ракете (руки вверх)

На носки поднимись

Так летит ракета ввысь!

Заключительный этап

   Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю всем присесть в круг и с помощью коммуникативной игры «Сложи цветок» выразить свое мнение о сегодняшнем занятии. Предполагаемые вопросы:

- Что мы делали сегодня на занятии?

- Что позволило нам помощь Незнайке в его проблеме?

- Какое исследование тебе больше всего понравилось? Почему?

- Что ты расскажешь родителям о сегодняшнем занятии?

    Воспитатель:  Дети, вы справились с проблемой и помогли Незнайке найти ответ на его вопрос. И я думаю, что вы все заработали медали «Юные исследователи». (Детям раздаются памятные медальки).Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы" (объемная аппликация из салфеток)...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».

Конспект образовательной ситуации  по познавательному развитию для  детей старшего дошкольного возраста  «Знаем, помним и чтим».Цели:1.     Закрепить знания детей о ...

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста (совместно с музыкальным руководителем) ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»

КОНСПЕКТ НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮдля детей старшего дошкольного возраста(совместно с музыкальным руководителем)ТЕМА: «РАЗНЫЕ КРАСКИ ОСЕНИ»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...