РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья

Иванцова Анна Сергеевна

 

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом. Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играет слово взрослого, которые подают пример монологической речи. Я, как педагог, в своей работе стараюсь соединять эти два процесса. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребёнком, не только можно спросить с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т д. Такие беседы нужно проводить раза два в месяц, но память об адресе у детей не у всех откладывается, поэтому здесь чаще беседую с родителями, прошу их, чтобы дети знали свой адрес.

Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу. Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребёнок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.

 При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, приходится много им рассказывать. По ходу рассказа обязательно использую наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды. Составляя рассказ, включаю в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать. Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими». Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение.

Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек.

Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи важным условием, является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вначале родители недоумевали для чего же всё это надо, тем более с маленькими детьми. Но побеседовав и объяснив, соглашались, что работа нужная и даст положительные результаты. Работу по патриотическому воспитанию считаю интересной, актуальной и вижу перспективы продолжения по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

"Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этой статье  делюсь опытом, как развивать речь дошкольников  в нравственно-патриотическом воспитании....

Поговорка как средство развития речи и духовно-нравственного воспитания дошкольника

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности ребёнка.  Пословицы и поговорки – богате...

Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника...

Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников (использование лэпбука в коррекционной работе)

Патриотическое воспитание является важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного  развития личности ребенка. Материал лэпбука "Моя Россия"  может служить средством ...

Развитие речи в нравственно - патриотическом воспитании дошкольника

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лиш...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...