"Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
статья по развитию речи на тему

Козлова Оксана Геннадьевна

В этой статье  делюсь опытом, как развивать речь дошкольников  в нравственно-патриотическом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_seminaru.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

  Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено « биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.

      Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

       В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играет слово взрослого, которые подают пример монологической речи.

     Я, как педагог, соединяю эти два процесса в кружковой работе. Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребёнком, не только можно спросить с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т д.

Такие беседы нужно проводить раза  два в месяц,  но память об адресе  у детей не у всех откладывается, поэтому здесь чаще беседую с родителями, прошу их  чтобы дети знали свой адрес.

      Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, провожу  народные  игры, способствующие развитию речевых навыков,  расширению  словарного запаса детей,  умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

     Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Не следует стремиться к тому, чтобы дети запомнили их все сразу.  Но желательно каждое новое слово повторить с детьми хором, чтобы каждый ребёнок это новое слово проговорил, что способствует расширению словаря детей.

При знакомстве  дошкольника с историей города и родной страны,  приходится много им рассказывать. По ходу рассказа обязательно использую наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды.  Составляя рассказ, включаю в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.  Рассказывая о каких-то исторических  событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими».

Язык рассказа должен быть очень простым. Если в рассказе встречаются

незнакомые детям слова, следует доступно им объяснить их значение.

     Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаю иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.

       Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти   игры можно использовать и  на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки,  заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами. 

Для речевого развития  так же приобщаю  детей к культуре чтения художественной литературы. Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

      Богатейшим  материалом  для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.    

 Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка.

      Особым  древним  жанром устного народного творчества являются  былины, с которыми  детей знакомлю в старшем дошкольном возрасте.

    Вообще, в своей работе  я  использую   литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбираю произведения  на определенные темы.  Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой.  Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина  – богаты яркими  зарисовками  из жизни натуральной природы и ее обитателей.  

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их  прабабушек  и  прадедушек.

Рассказы о родном городе ( столице России) - отдельный вид специальной детской литературы.

Здесь я использую  сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва"и т.п.. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов

Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи

важным условием  является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма , гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.  Вначале родители недоумевали для чего же всё это надо, тем более с маленькими  детьми. Но побеседовав и объяснив  соглашались, что работа нужная и даст положительные результаты.  

Жизнь не стоит на месте, дети с каждым годом другие, родители более эрудированнее, грамотнее и поэтому хочется, чтобы дети тоже были в курсе событий страны, своего города , чувствовали себя маленькими гражданами России.

   Сегодня век реклам. Поэтому мы должны не упускать шанс прорекламировать нужные  имена, дела, события. Мы, взрослые, ждем каждый день новостей от мира, от правительства, от принятых решений видим результаты. Поэтому маленький гражданин, который находится с нами, должен тоже расти в наших глазах и окружающих. Может поэтому если мы чаще будем обращать внимание на то, как нужно любить маму, папу, близких и окружающих людей, и все, что нам дала жизнь, будет меньше безразличных, грубых, хладнокровных людей.

   Работу по патриотическому воспитанию считаю интересной, актуальной и вижу перспективы продолжения по этой теме.

      Используемая литература:

  1. Н.В.Алёшина. Патриотическое воспитание дошкольников.

 Москва, 2005 год.

  1. Т.И.Оверчук. Воспитательная система «Маленькие россияне».

 Москва, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Поговорка как средство развития речи и духовно-нравственного воспитания дошкольника

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности ребёнка.  Пословицы и поговорки – богате...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разни...

Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника...

Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников (использование лэпбука в коррекционной работе)

Патриотическое воспитание является важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного  развития личности ребенка. Материал лэпбука "Моя Россия"  может служить средством ...

Развитие речи в нравственно - патриотическом воспитании дошкольника

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лиш...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...