Развитие речи в нравственно - патриотическом воспитании дошкольника
статья

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что развитие речи заложено «биологически», а нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_-_npv.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в нравственно – патриотическом воспитании дошкольника

Родной язык и речь в нравственном воспитании дошкольников решают, практически, одни и те же задачи, а именно: с расширением активного и пассивного словарного запаса обогащается содержание родного языка, умение связывать слова друг с другом. Использование в речи сложных предложений и различные обороты разнообразят грамматический строй речи, от чего родной язык делается богаче и звучит красивее. Наряду с совершенствованием диалогической и монологической речью, звуковой культуры речи воспитывается культура речи в целом, а также культура общения. В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играет слово взрослого, которые подают пример монологической речи.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребёнком, не только можно спросить с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т.д.

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, провожу народные игры, способствующие развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

При знакомстве дошкольника с историей города и родной страны, приходится много им рассказывать. По ходу рассказа обязательно использую наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды. Составляя рассказ, включаю в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать. Рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими». В книжном уголке размещены иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.

Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти игры можно использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомлю в старшем дошкольном возрасте. Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Беседы о родном городе, рассматривание фотографий достопримечательностей Шебекино, чтение и заучивание стихотворений о городе, путешествие к исторически значимым местам. В канун празднования Дня Великой Победы воспитанники и родители приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это дает возможность показать на примере истории отдельной семьи роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений.

Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Жизнь не стоит на месте, дети с каждым годом другие, родители более эрудированнее, грамотнее и поэтому хочется, чтобы дети тоже были в курсе событий страны, своего города, чувствовали себя маленькими гражданами России.

Сегодня век реклам. Поэтому мы должны не упускать шанс прорекламировать нужные имена, дела, события. Мы, взрослые, ждем каждый день новостей от мира, от правительства, от принятых решений видим результаты. Поэтому маленький гражданин, который находится с нами, должен тоже расти в наших глазах и окружающих. Может поэтому, если мы чаще будем обращать внимание на то, как нужно любить маму, папу, близких и окружающих людей, и все, что нам дала жизнь, будет меньше безразличных, грубых, хладнокровных людей.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так много-гранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В этой статье  делюсь опытом, как развивать речь дошкольников  в нравственно-патриотическом воспитании....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разни...

Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника...

Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников (использование лэпбука в коррекционной работе)

Патриотическое воспитание является важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного  развития личности ребенка. Материал лэпбука "Моя Россия"  может служить средством ...

Индивидуальный план профессионального развития на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью . В. А. Сухомлинский....