проект 9 мая с использованием ЭОР
проект (старшая группа)

Детский сад  «Ласточка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«День Победы!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

 

 

Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
  2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет;  проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
  3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
  4. Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

 

 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом

Основной реализация проекта.

Заключительный – подведение результатов

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы;
  • воспитатели;
  • родители воспитанников

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Срок реализации проекта:  краткосрочный 29 апреля –  8 мая  2018 года.

 

Форма работы

Участники

Подготовительный этап

Постановка цели, определение формы работы.

Изучение методической литературы и сбор художественной литературы

Создание презентации

Составление сценария литературно-музыкальной композиции

Сбор информации, материала о Великой Отечественной Войне (песни, стихи, плакаты).

Воспитатель

 

 

 

 

Дети, родители

Основной этап

НОД Социализация «9 Мая – День Победы» [2]

НОД Коммуникация  «Мой дедушка – ветеран ВОВ»

Дети, воспитатель

Чтение художественной литературы:

Рассказы о Великой Отечественной войне:

С.П.Алексеев «От Москвы до Берлина», «Идет война народная»

В.Ф. Панова «Сергей Иванович и Таня»

В.Е. Карасева «Маленькие ленинградцы»

Л.Кассиль  «Твои защитники»

Б.П. Павлов «Вовка с ничейной полосы»

Повесть - Б.П. Павлов «На безымянной сопке»

Сказка - Ю.Я.Яковлев «Как Сережа на войну ходил»

Стихотворения: «Был трудный бой», «Песня Победы», С.В. Михалков «Победа»

 

 

 

 

Дети, воспитатель,

Дидактическая игра «Как называется военный…», «Узнай и назови боевую технику ВОВ»

Дети, воспитатель

 

Цикл бесед о ВОВ:

«Родина – мать зовет!»

«Великие битвы»

«Дети войны»

«Музыка войны»

«Мы пол-Европы прошагали, пол-Земли» [1]

Дети, воспитатель

Рассматривание фотографий  военных лет,  иллюстраций

Сбор  информации  о  героях—земляках.

Дети, воспитатель, родители

 

Художественное творчество:

Рисование «Парад  на  Красной  площади», «  Победа»

Аппликация -  «Голуби  -  мира».

 

Дети,  родители

Дети, воспитатель

Слушание музыкальных произведений:

«Марш защитников Москвы» А.Сурков, Минута молчания,

«Катюша» М.Блантер,  «Священная война» А.Александров,

«Ах, война, что ты, подлая, сделала» Б.Окуджавы

Дети, воспитатель

Экскурсия к Мемориалу «Памяти славы»   возложение  цветов.

Дети, воспитатель

 

 

Заключительный этап

Выставка рисунков «Опаленные  войной »

Видео презентация «Этот славный День Победы»

Литературно-музыкальная композиция «  Эхо»

Воспитатель, дети, муз.  Руководитель.

 

 

 

Дорогая моя

Вот на фронте уж я.

Уже слышу стрельбу,

Вижу пламя огня.

Храбрость, силушка есть.

Бить врага – это честь.

Можем жизни отдать,

Чтоб страну отстоять!

Только кончился бой.

Вот пишу тебе, брат.

Много пало людей –

Офицеров, солдат.

И не страшно ничуть,

За Россию – стеной.

Только дальше, вперед,

За победой одной.

 

 

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звёзды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая.

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвётся такая любовь!

Треугольником сложен пожелтевший листок.

В нём и горькое лето, и сигналы тревог,

В нём печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвётся ветер осенний и команда: вперёд!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последним письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

В письмах вера солдата в наши мирные дни,

Хоть и были когда-то так  далёко они.

 

Отшумели бои, далеки те года,

Где бойцы за Победу сражались…

Только письма солдат не забыть никогда,

Они в сердце на веки остались.

И сегодня, в наш быстрый компьютерный век

Ветераны те письма читают.

Сквозь огонь и сквозь смерть их пронес человек.

Они жить и сейчас помогают.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

ЦИКЛ БЕСЕД О ВОВ

БЕСЕДА 1» «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!»

У каждой страны, у каждого наро­да бывают такие моменты в истории, такие времена, когда наступают тя­желые испытания. Чтобы их достойно пройти, нужно много усилий всех лю­дей и большая вера в то, что люби­мая Родина, Родина-мать, все преодо­леет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда нача­лась великая война. Ее назвали Отече­ственной, потому что нужно было за­щищать свое Отечество от врагов, ко­торые хотели отнять и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? Ответы детей.

Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял че­ловек, захотевший отнять у других на­родов земли, города и села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшеб­ник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процвета­ния Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная вой­на, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

Звучит аудиозапись песни «Вста­вай, страна огромная» (муз. А. Алек­сандрова, ел. В. Аебедева-Кумача).

Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди еще спали, и на мир­ные селения посыпались бомбы, их ста­ли обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все горело, люди пы­тались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим. Вот как вспоми­нает о начале войны женщина, кото­рой было тогда всего 7 лет, почти как вам, ребята:

«В мае 1941 года мне исполнилось семь лет, и я с нетерпением ждала сентября, так как была уже записана в первый класс, увы, в первом классе мне не суждено было учиться, через год начала со второго. Но это про­изошло уже совсем в другой жизни, разделенной пропастью блокады. Мы с мамой жили в Детском Селе, тог­да говорили просто — Детское. На­чало войны запомнилось песней „Тучи над городом встали...", а над городом летнее голубое небо с легкими обла­ками, по которому летят самолеты. Очень-очень скоро стали стрелять, многие прятались в щель, узкую зем­ляную траншею, убежищ поблизости не было. Уже в июле—августе жите­ли начали покидать юрод, ленинград­ский поезд брали штурмом. В толчее при отъезде меня столкнули с пер­рона под колеса поезда, показалось, что упала далеко вниз, но испугать­ся не успела, тут же меня подхвати­ли и вытащили чьи-то руки, втол­кнув затем в вагон. Через некоторое время мама ездила в брошенный дом за вещами. Рассказывала, что от раз­рывов снарядов стены ходили ходу­ном» («Долгий путь из войны», автор В. Левецкая.)

Нападение фашистов стало нео­жиданным для нашего народа, поэто­му врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стра­не передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой. На за­щиту своего Отечества поднялся весь наш народ, от мала до велика, и все стремления, все силы были направлены на отпор завоевателям. «Родина-мать зовет! Все для фронта, все для побе­ды!» — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдать все силы на исполнение этих призывов.

Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был вы­пускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыть­ся, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погиб­ли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них воевали, чтобы при­близить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы тоже ушла на фронт и воевала до самой победы:

Нет, это не заслуга, а удача —

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!..

Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, кото­рые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли до­рогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые моло­дые солдаты, уезжая на войну, не зна­ли, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено.

Приснилось мне, приснилось мне,

Как будто я на той войне.

Вдруг вижу — папа мой,

Такой смешной, такой худой

И совершенно не седой,

Среди разрывов и огня

Идет, не зная про меня.

Приснилось мне, приснилось мне —

Я папу видел на войне.

Идет куда-то в сапогах,

Не на протезах — На ногах. П. Давыдов

Вот фотографии из ваших семей­ных альбомов, кто на них изображен, расскажите, ребята?

По желанию дети показывают фо­тографии и комментируют их.

Война длилась долгих четыре года, много дорог пришлось пройти солда­там. Бились они в страшных битвах, от­стаивая каждый кусочек родной земли.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни,

Землю спасая, мир защищая,

Шел вперед солдат!

Спасали герои-воины не только свою землю, но и весь мир от фашистско­го нашествия. В следующей беседе мы с вами узнаем о великих битвах Отечественной войны и о тех подви­гах, которые совершали наши солда­ты. А сейчас послушайте «Балладу о солдате». Ее написали в тяжелые дни войны композитор В. Соловьев-Седой и поэт М. Матусовский.

Педагог включает аудиозапись с песней. После прослушивания песни об­менивается с детьми впечатлениями.

Примечание. Беседа может сопро­вождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих те­матику занятия.

 

БЕСЕДА 2. ВЕЛИКИЕ БИТВЫ

Перед беседой звучит аудиозапись песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача). Педагог вспоминает с детьми основные моменты прошлой беседы.

Ребята, сегодня мы продолжим бе­седу о Великой Отечественной войне. Прежде чем рассказывать «вам о ве­ликих сражениях этой войны, я хочу спросить у вас, слышали ли вы такие названия: Брест, Москва, Курск, Ста­линград, Берлин?

Дети отвечают, педагог коммен­тирует их ответы.

Вы уже знаете, что когда враг на­ступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли. Первым городом на пути фашистов был неболь­шой городок Брест, который стоял на самой границе. Его защитники пытались остановить врага, не пропустить дальше. И у этой крепости сражение продолжа­лось больше месяца, хотя фашистские генералы рассчитывали с ходу захватить Брест. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захва­чены, а защитники все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужествен­ными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачаль­никам. Давайте мы встанем и помол­чим, чтобы почтить беспримерную хра­брость защитников Бреста.

Минута молчания.

Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. Фаши­сты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэто­му на Москву рвалось множество гит­леровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но опять просчита­лись фашистские генералы. Они соби­рались закончить войну еще до осени, даже разработали специальный план «Барбаросса», по которому планировалось благодаря неожиданному нападе­нию очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор. Посмотрите на карту, дети.

Педагог показывает на карте, какие территории планировалось захватить.

Опять их планы сорвались. Наступи­ла зима, и хотя вражеские войска по­дошли очень близко к Москве, взять ее так и не удалось. Недалеко от Москвы стоит памятник героям-воинам из диви­зии, носящей имя генерала Панфило­ва. Из всей дивизии их осталось все­го 28 человек, но они сказали: «Вели­ка Россия, а отступать некуда — поза­ди Москва!» И не отступили! Благода­ря беспримерному мужеству наших во­инов враг так и не завоевал нашу сто­лицу, не удалось гитлеровским солда­там промаршировать по Красной пло­щади победным маршем.

Но надо сказать вам, ребята, что некоторые из них все-таки прошли по московским улицам, только не в ра­дость был тот марш. И знаете поче­му? Потому что по улицам Москвы в конце войны прошли колонны пленных фашистов, а жители столицы смотре­ли на них, оборванных и сломленных, пришедших завоевать чужую страну. Давайте послушаем «Марш защитни­ков Москвы». Музыку к нему написал композитор Борис Мокроусов, в сло­ва — поэт Александр Суриков. Эта песня помогла нашим солдатам бо­роться с врагом,

Звучит аудиозапись песни «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокро-усова, ел. А. Суркова).

Битва за Москву подняла дух все­го народа, но враг продолжал насту­пать, теперь он рвался к Волге, ве­ликой русской реке. Но на пути стоял Сталинград, город, за которым начина­лись степи и открывалась дорога к го­рам Кавказа. Враги решили захватить Сталинград. Его непрестанно бомби­ли, обстреливали из пушек, проводи­лись танковые атаки, горела сама зем­ля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города. Бывало даже так, что один этаж дома уже захватили фаши­сты, а на других этажах оборону про­должали держать наши бойцы.

В Волгограде, так теперь называет­ся Сталинград, поставлен памятник на том месте, где находился один из таких домов, дом Павлова. Так его назвали в честь сержанта Якова Павлова, который вместе с четырьмя бойцами удерживал здесь позиции, пока не подошло под­крепление. Вот как выглядел этот дом.

Педагог показывает фотографию или слайд с изображением разрушен­ного дома.

Благодаря огромному мужеству и стойкости наших бойцов фашисты не смогли захватить Сталинград. Огром­ная армия под командованием фельд­маршала Паулюса была взята в коль­цо, попал в плен и сам фельдмаршал. В память о той великой битве на высо­кой горе, на Малаховом кургане, воз­веден монумент Матери-Родине, соз­дан зал Славы, в котором на камен­ных плитах записаны имена погибших солдат и горит Вечный огонь.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них.

Дети, представим, что мы находим­ся в этом зале, и споем песню «Веч­ный огонь».

Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, ел. А, Чи­бисовой).

Говоря о сражениях Великой Оте­чественной войны, нельзя не вспом­нить сражение на Курской дуге. Фа­шисты долго готовились к тому, чтобы под Курском выровнять линию фрон­та, которая огибала дугой наших сол­дат, и планировали взять в кольцо. Но этот план не удался, потому что но­чью немцев вдруг осветило мощными прожекторами, которые ослепили вра­жеских солдат. Они растерялись, нача­лась паника. И тут наша армия пошла в наступление. Битва была очень же­стокой, в ней сошлись тысячи танков. Но благодаря ночному наступлению, ко­торое рассчитал наш полководец мар­шал Георгий Жуков, победа досталась русским солдатам. Маршал Жуков был очень смелым, мужественным и талантливым полководцем, он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фа­шистской Германии. Народ его назвал маршалом победы. Посмотрите на пор­трет Георгия Александровича.

Дети вместе с педагогом рассма­тривают портрет Г. Жуков.

В этой великой войне было много сражений. С каждым днем приближа­лась победа. Все ближе и ближе при­двигалась наша армия к городам врага.

Звучит аудиозапись песни «Эх, до­роги» (муз. А. Новикова, ел. А. Оша­нина).

Был когда-то на Руси великий пол­ководец Александр Невский, который сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» Так получи­лось и с гитлеровскими полчищами. В победу над ними верили даже во вре­мя самых жестоких боев: «Победу все представляли себе прежде всего взя­тием Берлина. Расстояние до побе­ды оценивали расстоянием до Бер­лина и временем, за которое Берлин будет взят. А то, что Берлин бу­дет взят, ни у кого не было сомне­ния. Ни в окопах Сталинграда, ни в боях на Курской дуге — не было со­мнения в том, что победа будет, и верили, что настанет время — бу­дет взят Берлин. И за этим после­дует объявление на всю страну, что наступила победа». (Из воспоминаний генерал-полковника , Евгения Алексан­дровича Сосновских «Моя жизнь в дет­ском доме»).

Как пришла к нам победа, о взя­тии Берлина мы поговорим в следую­щий беседе.

Примечание Беседа может сопро­вождаться показом документальных кадров, фотографий и аудиозаписей, чтением стихов, отражающих те­матику занятия.

 

БЕСЕДА 3. ДЕТИ ВОЙНЫ

Перед началом беседы звучит ау­диозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».

Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые ма­ленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откро­ем страницы воспоминаний детей воен­ных лет. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. Вот вос­поминания маленькой девочки:

«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по ра­дио о начале войны. Я отлично пом­ню этот день и последние слова вы­ступавшего: „Браг будет разбит, по­беда будет за ними!" И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наиско­сок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случив­шимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас ска­зала: „А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?" И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы». («Мне заказали гроб», автор Г. П. Стукалова.)

Вы знаете, ребята, очень страш­но было всем — и взрослым, и де­тям, — когда начиналась обстрелы. Лю­дям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоу­бежищах. Все внимательно прислуши­вались: не летят ли самолеты, или на­чинала завывать сирена, и по ее зву­ку все быстрее бежали прятаться. Вот еще одно воспоминание девочки из го­рода Ленинграда:

«Все чаще при обстрелах спуска­лись в бомбоубежище — сырой под­вал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете ма­ленькой лампочки. Взрослые размыш­ляли: нужно ли всякий раз туда спу­скаться? Наступила осень. В тот день на мне было легкое пальтишко и какие-то теплые ботики, по тре­воге мы не успели добежать до под­вала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздал­ся оглушительный взрыв, я почувство­вала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем пролетела и целая дверь, по счастью нас не задев­шая. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас выворо­чено вместе с рамой и лежит на се­редине комнаты. Нашу маленькую се­мью приютил Михайловский театр, выделивший под проживание подвал в хозяйственном дворе с условием, что при необходимости он будет служить одновременно бомбоубежищем. Всели­лись туда сразу несколько семей. На деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху — постели». («Дол­гий путь из воины», автор В. Левецкая.)

Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопре­ки страху под бомбами и взрывами до­бывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом еще одна ма­ленькая девочка:

«За Арном подтягивались наши во­йска. На улицах рвались мины. Выхо­дить стало опасно. Но, как говорится, голод не тетка — надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продовольственные резервы, мы от­правились на пристань, где, по слу­хам, стоял разбитый вагон с пшени­цей. Вагон разнесло снарядом, и пше­ница, перемешанная с углем, покры­вала железнодорожное полотно. Ме­сто простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высо­ком берегу, так и нашими — с ле­вого берега Арна. Надо было под об­стрелом подползти к россыпям пше­ницы. Насыпав ее в наволочку попо­лам с крошевом антрацита, мы дол­гими вечерами при свете свечи выби­рали зернышко за зернышком для ку­тьи — пшеничной каши. Нам с ма­мой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать не­сколько дней до прихода наших, вы­бивших немцев на десятый день ок­купации». («Двадцать второе июня со­рок первого: неоправданные ожида­ния», автор А. Чижов.)

«Оккупация» — это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами — теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали за­сады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодежь в Герма­нию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом:

«В мае 1942 года немцы собрали молодежь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам ру­ками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочи­нили грустную-прегрустную. Были в ней и такие слова.

Раньше ели сладости,

Сахар и изюм,

Будем кушать гвоздики

И шурум-бурум...

Привезли нас в Гамбург и распре­делили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электро­моторный завод Ханса Штиля. Каж­дой присвоили рабочий номер и выда­ли тряпочки со знаком „ost", которые велели пришить к одежде. Мой номер был „ost-6". Такой же номер значился и на моих нарах в бараке. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую про­волоку. Вместе с нами работали и не­мецкие женщины. Они трудились ста­рательно, чему учили и нас: „Работай­те медленно, но хорошо]" Они полу­чали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то отлынивал от работы, то по­падал на сутки в карцер узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагался получа­совой перерыв на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц-немок, развора­чивающих свои завтраки. Но они всег­да делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не по­мощь этих женщин, мы бы не выдер­жали и погибли от недоедания. Кор­мили нас только раз в день, после ра­боты. Обычно давали порцию шпина­та и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргари­на или ливерной, колбасы». («Помню не только плохое», автор Н. Д. Исако­ва (Панова), жительница деревни Под-кино. Источник: «За блокадным коль­цом: воспоминания» / Автор-составитель И. А. Иванова. — СПб.: ИПК «Вести», 2007. С. 27— 30.)

Педагог обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин.

Но и без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, осо­бенно страдали дети без своих роди­телей, которые или погибли при бом­бежке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близ­ких. Взрослые старались отвлечь де­тей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей, и для школь­ников, устраивали праздники. Вот та­кие воспоминания остались от пребы­вания в детском доме одного мальчи­ка, папа которого сражался на фронте:

«В детском доме я учился в пятом классе. Школа наша находилась в двух­этажном здании, рядом со спальным корпусом. Пока было тепло, учиться было не так трудно. Очень тяжело стало с наступлением холодов. В каж­дом классе топили железные печурки, как в спальном корпусе. Пока шли уро­ки, за печками следили ученики, но по­сле занятий в классе становилось хо­лодно. У каждого ученика была персо­нальная чернильница, которая храни­лась в парте. Когда дети приходили на занятия, то первым делом брали чернильницу и отогревали ее за пазу­хой так, чтобы можно было пользо­ваться чернилами. Контрольные рабо­ты писали в тетрадях, а в классе пи­сали на газетных листочках. Тетради сшивали из книжных листов и писали на белом поле между строк. Учебниками пользовались по очереди, догова­риваясь между собой. Иногда отдель­ные рассказы читали вслух для всего класса. Также коллективно учили сти­хотворения. После обеда занимались самоподготовкой». («Моя жизнь в дет­ском доме», автор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, ко­нечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик:

«После окончания учебы детей на­правляли целыми отрядами на полевые работы — на прополку и окучивание. Это было самое тяжелое время, осо­бенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца ее не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли, если ты отстаешь от „цепи". Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту про­полки. Всем хотелось, чтобы по окон­чании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за каче­ство». («Моя жизнь в детском доме», ав­тор генерал-полковник Е. А. Сосновских.)

Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодежь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и до­бывал сведения о врагах, ведь малень­кий ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вме­сте с солдатами, и тогда его называ­ли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Ка­таевым. Солдаты заботились о своем питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказали ему настоя­щую форму. Этих ребят, конечно, ста­рались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное учи­лище. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном пол­ка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и со­вершать подвиги. Они остались в на­родной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, ко­торая называется «Орленок».

Педагог включает аудиозапись песни «Орленок» (муз. Я. Шведова, ел. В. Белого). После прослушивания проводится беседа.

Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, навер­ное, поняли, что каждый человек неза­висимо от возраста может быть и му­жественным, и смелым, а самое глав­ное — не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вы­расти именно такими, и тогда нашу Ро­дину никто и никогда не победит

Звучит аудиозапись песни «Орля­та учатся летать» (муз. А. Пахму­товой, ел. В. Добронравова).

Примечание. Для проведения бесе­ды, можно использовать не все тек­сты, выстраивая рассказ в соответ­ствии с собственной логикой.

 

БЕСЕДА 4. МУЗЫКА ВОЙНЫ

Как вы думаете, ребята, что прида­вало сил людям во время войны вы­держивать те тяжелые испытания, ко­торые она принесла?

Ответы детей.

Кроме силы духа, стремления защи­щать родную землю и веры в победу, буквально всем — и бойцам на фрон­те, и тем, кто ждал их с полей вой­ны, — поднимала настроение музыка. Она и вела солдат в бой, давая силы сражаться с грозным врагом, и утеша­ла в минуты печали, и поднимала на­строение в минуты отдыха. Во время войны родилось очень много песен, ко­торые не только были любимы тогда, мо и звучат до сих пор. Это были пес­ни, которые помогали бойцам собрать силы и выиграть последний бой, песни, которые напоминали о родных и близ­ок, ради которых надо было выжить.

Сегодня мы с вами тоже послушаем эта песни и попробуем понять и почув­ствовать настроение людей, слушавших их.

Начнем мы с песни, которая полю­билась миллионам людей, как только прозвучала в первый раз. Ее сочинил композитор Никита Богословский на слева поэта Владимира Агатова для ки­нофильма «Два бойца». Там был эпизод написания солдатом письма, ко­торый никак не получался. Тогда-то по предложению режиссера и была напи­сана эта песня и включена в фильм. Этот момент фильма стал одним из самых запоминающихся, а песня за­звучала и в землянках, и на кораблях, ее исполняли и до сих пор исполняют на концертах, и по-прежнему она тро­гает сердца слушателей.

Звучит аудиозапись песни «Тем­ная ночь» (муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова).

Вы знаете, ребята, когда записы­вали эту песню на пластинку, то пер­вый образец был испорчен слезами работницы, которая заплакала, слушая ее. Только со второго раза получилась запись на пластинке.

Теперь мы прослушаем другую пес­ню, которая тоже была создана по за­казу, но уже не режиссера, а по распо­ряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Зачем ему было это нужно, спросите вы, разве у маршала не было других забот? Ока­зывается, эта песня должна была вы­полнить настоящую боевую задачу: го­товилось наступление на врага в Кур­ском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных воен­ных действий не готовится. Вот ком­позитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский и написали песню, кото­рую мы сейчас послушаем. Она назы­вается «Случайный вальс».

Звучит аудиозапись песни «Слу­чайный вальс» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долматовского).

Следующая песня, которую мы будем слушать, называется «Три танкиста», и была создана она еще до войны. Она тоже прозвучала в фильме, где расска­зывалось о друзьях, которым пришлось служить на границе и на своем танке воевать с врагом на Дальнем Восто­ке. Песня родилась быстро, потому что ее слова, который сочинил поэт Борис Ласкин, очень понравились композито­рам, братьям Покрасс, и они легко со­чинили к ним мелодию.

Звучит аудиозапись песни «Три тан­киста» (муз. бр. Покрасс, ел. Б. Ааскина).

Эту песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду Ее пели с особым чувством и в дни Великой Отечествен­ной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вот как расска­зывает об этом поэт М. Твардовский:

И, сменивши пальцы быстро,

Он, как будто на заказ,

Здесь повел о трех танкистах,

Трех товарищах рассказ.

Не про них ли слово в слово,

Не о том ли песня вся?

И потупились сурово

В шлемах кожаных друзья.

Свои песни были не только у танки­стов. Есть любимая песня и у моряков, которым приходилось покидать родные берега. Называется она «Вечер на рей­де», а написал ее живший в Ленингра­де композитор В. П. Соловьев-Седой в содружестве с поэтом А. Д. Чурки-ным. Родилась эта песня в необыч­ных обстоятельствах. Вот как расска­зывает об этом поэт, которому вместе с Соловьевым-Седым пришлось рабо­тать во время войны в порту: «Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дым­кой. Невдалеке на рейде стоял ко­рабль. С него доносилась тихая му­зыка там кто-то играл на бая­не... Соловьев-Седой сидел молчали­вый и задумчивый. Когда мы отправ­лялись домой, он сказал: „Замечатель­ный вечер. Стоит песни". Видимо, у него уже зародилась мелодия, и, как впоследствии вспоминал сам компо­зитор, находясь на берегу залива, он думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подсту­пы к нашему городу, и его охватыва­ло горячее желание выразить в музы­ке их настроения и чувства». Послу­шаем эту песню, чтобы и нам проник­нуться этими настроениями.

Звучит аудиозапись песни «Вечер на рейде» (муз. В. Соловьева-Седого, ел. А. Чуркина).

Сначала эта песня считалась не­достаточно бодрой и боевой и ее не включали для исполнения на радио. Но однажды во время встречи Соловьева-Седого с бойцами на калининградском фронте он ее исполнил. Вот что рас­сказывает сам композитор: «Бойцы в землянке, а их было немного, человек тридцать сорок, со второго купле­та начали мне подпевать. И я почув­ствовал, что песня понравилась, что она дошла до сердец и имеет право на жизнь... С этого дня песня, как по беспроволочному телеграфу, передава­лась из уст в уста, с одного фрон­та на другой. А когда она прозвучала в эфире, ее запела вся страна. Пели моряки и пехотинцы, летчики и ар­тиллеристы, пели защитники Сева­стополя по листовке, изданной в осаж­денном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на ме­сто своего рождения — в Ленинград. И не было, кажется, дня, когда ее ме­лодия не звучала по радио в забло­кированном городе». Действительно, популярность «Вчера на рейде» была столь велика в годы войны, что появи­лись различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели:

Споемте, друзья, ведь завтра в полет,

Летим мы во вражеский тыл.

Споем веселей, пусть нам подпоет,

Кто песен родных не забыл.

Партизаны Крыма, судя по воспо­минаниям командира отряда И. Коз­лова в его книге «В Крымском подпо­лье», сочинили такие слова:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в горы, И ранней порой

Мелькнет за спиной

Зеленый мешок вещевой.

Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке — участнице освободительного движения. В дни героической обороны Севасто­поля, в 1942 году, там была издана ли­стовка с этой песней. Имя композито­ра Соловьева-Седого стало всенарод­но известным. И в 1943 году за эту и ряд других песен он был удостоен Государственной премии СССР. Да и до сих пор песня «Вечер на рейде» до­рога нам, как и многие другие песни военной поры, оставившие неизглади­мый след в благодарной памяти народа.

И закончим мы нашу встречу песней, которой, как и уже прослушанными нами, было суждено редкое долголетие. Она называется «В лесу прифронтовом», а написана композитором М. Блантером на слова поэта Михаила Исаковского. Как она родилась? Исаковский отвечал на этот вопрос так: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, пред­ставил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непри­вычную для солдат, только что вы­шедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь... По­слал стихи старому товарищу, ком­позитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по ра­дио, как песня исполняется». Послу­шайте ее и скажите, что она вам на­поминает? Какой танцевальный жанр?

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского). После прослу­шивания педагог повторяет свой во­прос, дети отвечают.

Вы правы, дети, композитор избрал для своей песни ритм вальса, потому что вальс созвучен биению человече­ского сердца, напоминает о родном доме и мирной жизни. Сам компози­тор говорит об этом так: «В лириче­ских песнях, которые мы писали во время войны, хотелось дать возмож­ность солдату „пообщаться" с близ­кими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за триде­вять земель, в далеком тылу».

Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор

Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!  3. Александрова

Песни войны напоминали каждому о его милой родине и вдохновляли на борьбу с жестоким врагом.

 

БЕСЕДА 5. «МЫ ПОЛ-­ЕВРОПЫ ПРОШАГАЛИ, ПОЛ-ЗЕМЛИ»

Вы уже знаете, дети, что война дли­лась долгих четыре года и в ней по­страдали не только люди нашей стра­ны. Фашисты захватили чужие земли, и многие народы мечтали об освобож­дении. И оно наступило! Наши смелые воины прогнали ненавистных врагов со всей земли и стали гнать фашистов и дальше. Так и пролегла нашей армии дорога на Берлин!

С боем взяли мы Варшаву, город весь прошли,

И последней улицы название прочли.

А название такое, право слово, боевое:

Берлинская улица по городу идет!

Значит, нам туда дорога,

значит, нам туда дорога!

Звучит аудиозапись песни «До­рога на Берлин» (муз. М. Фрадкина, ел. Е. Арлматовского).

Взятие Берлина победоносно завер­шилась Великая Отечественная Война. Эта операция продолжалась целых 23 дня. Город брали с боем, враги сопро­тивлялись, хотя уже было понятно, что победа близка. Когда шли бои за Бер­лин, то так же, как в Сталинграде, при­шлось сражаться за каждую улицу, за каждый дом. Бои не прекращались ни днем ни ночью. В центре города воз­вышалось здание рейхстага, где засе­дало фашистское командование. Квар­тал за кварталом советские войска про­рывали оборону и все ближе продви­гались к рейхстагу. Прорвать сопро­тивление врагов было очень трудно, но советская армия сразила немцев и в Германии был поднят штурмовой флаг, советские солдаты оставили свои подпи­си на стенах рейхстага.

И вот наступил победный май, советские солдаты освободили от фа­шистов многие страны. Они сражались с фашистами и в Австрии, и в Румынии, и в Польше, и в Болгарии. Отвоевывая юрода и села, нашим воинам подчас приходилось биться за каждый коридор, за каждую комнату. Вот что вспомина­ет участник боев: «Гитлеровцы пре­вращали обычно - дом в крепость, поэтому их приходилось штурмовать. И помню, во время одного из таких штурмов, когда бой грохотал ввер­ху, на этажах, мне и еще несколь­ким солдатам из нашего батальона ершилось в кромешной тьме, вытаскивать немецких детишках, женщин, стариков из затопленного фашистами подвального помещения. Не могли мы, советские люди, смотреть на гибель детей...»

Поэтому благодарные жители встречали советских славных воинов с цвета­ми, а потом даже ставили им памят­ники. Памятник русскому солдату есть в берлинском Трептов-парке. Солдат стоит с маленькой девочкой на руках. А в Болгарии, в городе Пловдиве, жители с любовью называют свой памятник «Алеша». Находится он на холме барджик, т.е. холме Освободителей, к нему ведет широкая лестница из ста ступеней. Этот памятник можно увидеть практически из любой точки го­рода, и у его подножия в любое вре­мя года возложены цветы.

Немало под страшною ношей

Легло безымянных парней,

Но то, что вот этот — Алеша,

Известно Болгарии всей.

Послушаем песню об Алеше. Музыкальный руководитель вклю­чает аудиозапись песни «Клеша» (муз. 3. Колмановского, ел. К. Ваншенкина).

Мы с вами знаем, сколько горя при­несла война нашему народу Она разрушила города, осиротила детей, остави­ла без сыновей многие семьи. Постра­дали от войны жители и других стран, в том числе и Германии. Русские сол­даты говорили: «В этой войне пролито много крови. Но мы вступаем на тер­риторию Германии не для того, чтобы мстить немецкому народу, а чтобы уни­чтожить фашизм и его армию». Когда наши солдаты вошли в Германию, сра­зу после окончания боев мирным жи­телям раздавали хлеб и молоко для детей. Местные жители говорили друг другу: «Русские не только не делают нам зла, но и заботятся о том, чтобы мы не голодали». А когда войска оста­навливались на отдых, как бы солдаты ни устали, начинались шутки, смех, зву­чали песни. Вот какой случай произо­шел однажды. В Вене остановившиеся на привал советские солдаты увидели в одном из домов пианино. И коман­дир, любящий музыку предложил сво­ему сержанту, пианисту по профессии, испытать на инструменте, не разучил­ся ли он играть. Перебрав нежно кла­виши, он вдруг без разминки в силь­ном темпе начал играть. Солдаты при­молкли. Это было давно забытое мир­ное время, которое лишь изредка на­поминало о себе во снах. Из окрест­ных домов стали подходить местные жители. Вальс за вальсом — это был Штраус! — притягивали людей, откры­вая души для улыбок, дли жизни. Улы­бались солдаты, улыбались венцы...

Звучит аудиозапись песни «В лесу прифронтовом» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского).

Когда наши войска после побе­ды отправились домой, еще долго вспоминали по всей Европе русского солдата-освободителя. Прошло много лет. О войне сложены и стихи, и пес­ни, сняты кинофильмы, написаны кни­ги. В них рассказано о событиях и лю­дях войны, а в людских сердцах навсег­да сохранилась память о тех солдатах, которые отдали свои жизни за победу.

Звучит аудиозапись песни «Жу­равли» (муз. Я. Френкеля, ел. Р. Гам­затова).

Нельзя не вспомнить о том, как наш народ праздновал долгожданную великую победу Радостные люди обнима­лись на улицах, прошедшие пол-Европы солдаты не скрываясь плакали от радо­сти. Все ждали Парада Победы. Парад принимал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, мар­шал победы. Он проехал по Красной площади на белом коне. Затем пер­вым по площади прошел сводный полк барабанщиков-суворовцев, за ним шли сводные полки фронтов. Впереди свод­ных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои Советско­го Союза несли знамена прославлен­ных частей и соединений. Для каждого сводного полка оркестр исполнял осо­бый марш. Знаменосцы с ассистента­ми несли по 36 боевых знамен наибо­лее отличившихся в боях соединений и частей каждого фронта. Марш за­вершала колонна солдат, несших 200 опущенных знамен и штандартов раз­громленных немецких войск. Эти знаме­на под дробь барабанов были броше­ны на специальный помост у подножия Мавзолея. Первым был брошен личный штандарт Гитлера. Впоследствии на том месте, где Жуков принимал парад, был установлен памятник маршалу.

Звучит марш, демонстрируется видеозапись Парада Победы.

Дети читают стихи

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем! М.Владимов

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2010г.
  2. Н.В.Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»: учебно-методическое пособие, 2005.
  3. http://www.youtube.com/watch?v=pFODt3oRHos
  4. http://nsportal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект конкурс Выготского9.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тематика

Развитие детского  творчества                                                                          (развитие детского творчества  в процессе формирования личности  ребенка , и  ребенка с  ограниченными  возможностями здоровья.)

Название проекта

"шепот  сказки"

Целевая группа

  Дети среднего  дошкольного возраста  и  « необычные  дети  среднего дошкольного возраста.

  Родители , воспитатели ДОУ.

Содержание проекта

Наше  дошкольное  учреждение параллельно с общеобразовательными задачами решает и коррекционные  задачи с  учетом индивидуальных  возможностей  каждого  ребенка. Проект  « шепот  сказки» разработан в нашем  детском  саду и  является  частью решения  проблемы развития  детского  творчества в  теоретическом и  в  практическом  отношении. важно не ускорять  развитие  ребенка, но и  не упускать и  вовремя предложить  тот  материал , который  поможет  освоить , то что  интересно  самому  малышу. Главный принцип работы – педагогика ненасилия. Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять  самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия воспитанников. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие  крупной и  мелкой моторики  находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Занятие  детским творчеством:

• способствуют развитию мелкой моторики малыша,

• позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

• дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

• повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

• проявлять индивидуальность.

 Вовлечение ребенка с низкими интеллектуальными способностями в социум — это один из важных  вопросов современного  общества. Педагоги, которые хоть раз разговаривали с ребятами с низкими интеллектуальными способностями, понимают, как сложно отыскать дорожку к его сердечку. Все детки без исключения появляются на этот свет с различными возможностями. Бывает так, что ограничения накладываются матушкой природой. Однако данное никак не связано с тем, что шансов быть счастливым ребенком с ОВЗ, меньше чем у других  детей. Социализация ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с  социумом. Непосредственно, таким образом, дошкольник завладевает информацией, нужными познаниями и умениями, у него создаются личные взгляды, потребности, методы поведения, закладываются личные особенности характера. И все — таки необучаемых детей не  нет, только лишь необходимо выбрать легкое для понимания ребенком задание и запастись терпением. Для таких детей даже самые маленькие, незначительные успехи уже результат.

 Сроки  проведения;  данный  проект  реализуется с  2016 года  по  настоящее  время.

Новизна данного проекта:

  • Адаптирован  для обычных детей и для детей с овз.
  •  Моя работа направлена  на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой  индивидуальности.
  •  Практика показывает, что   творческая деятельность в силу своей эмоциональной окрашенности, занимательности и наглядности получаемого продукта располагает огромным потенциалом как в развивающем отношении, так и в коррекционном .

Цель  проекта;

формирование художественной культуры и развитие детского творчества в процессе ознакомления с окружающим  миром.

 Задачи: 

1.Формирование  познавательной  активности,эстетического  восприятия.

2. Развитие  тактильного  восприятия рецепторов пальцев рук , сенсорных  способностей ,передавать свои  ощущения используя   речь , жесты, мимику, интонацию.  расширяем  словарный   запас.

 3.Закрепляем  знание  цветовой  гаммы , свойств и  структуры  материала  .

4. Способствовать активному  сотрудничеству  родителей в совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада..

5.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Условия реализации проекта

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки,пряжа.  ткани,целлофановые  пакетики, природный  материал, круппа ( маннка, рис,гречка)

Клей ПВА, клей-карандаш ,  скотч,  степлер.

Гуашевые краски ,восковые мелки,кисточка.

Ватные палочки, поролон.

Пластилин,соленое  тесто.

Трафареты, шаблоны.

Используемые техники:

Рисование  пальчиком,ватными палочками,карандаши.

Рисование  цветным  жидким  тестом.

Оттиск  пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Аппликация из готовых форм.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Аппликация из ваты, ватных дисков ,сухих  листьев,пластилина (пластилинография)

Аппликация из крупы.

1. Создание обогащенной, культурно-пространственной среды, обеспечивающей «погружение» ребенка в эмоциональное  положительное  состояние ,что  способствует поддержанию интереса к  творческой  деятельности.

2.Создание дидактических материалов для тактильного восприятия: 
из разнообразных материалов ;кожи, ткани, пряжи, целлофана, наждачной шкурки, меха, природного  материала.
3. Для  творчества  я  предлагаю  детям  традиционный  материал это ;  пластилин  , краски,  карандаши, мел ,глина, бумага, текстиль. а  так же  бросовый  материал  целлофановые  мешочки  и  пакетики  разного  цвета, он  доступен  для  всех  имеет  разную  структуру  и  плотность, да  и  при  прикосновении слышится  приятное успокаивающее  шуршание  похожее  на  шепот и  оказывает  релаксационные  действия.

4.Для  создания  творческой  атмосферы  использую  музыкальные  произведения ,  чтение  сказки  для  которой  дети будут  делать декорации, или  просто  поиграть  в  тишине  и  послушать , что  « шепчет  сказка».Дети  свою  работу  делают индивидуально ;  рисунок . аппликация, поделка. но  особое  удовольствие  им  доставляет    коллективная  деятельность . например  изготовление  декораций  к  сказке. процесс  создания  коллективной  композиции  дает  возможность  детям  с  первого  и до последнего  этапа совместно  выполнять  работу. самостоятельно  принимать  решения для  улучшения  ее  содержания  , свои  работы  дети  используют  в  оформлении  предметно – развивающих  центрах  группы , для  декораций к  настольному  театру , используют  их в самостоятельной игровой  деятельности.

 5.Реализация личностно-ориентированного подхода; 
-организация различных видов деятельности;   

: -обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; 
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, поддержку индивидуальности и инициативы детей.
Это важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. известно, что детское творчество – явление уникальное. в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими. формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в нашем  детском  саду . рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Планируемые  результаты

Ожидаемые результаты: У детей сформируется интерес к  разным  видам художественного творчества. Все  виды  деятельности   помогут  в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, сформируют у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывать  культуру общения (хорошие манеры), помогут сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться . они приобретают навыки, умения и опыт,   необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества ,  будет развита мелкая моторика  рук. разовьются познавательная активность,  мышление, воображение. У  « необычного» ребенка появится  интерес  и  желание  вступить  со  сверстниками  в  общую  игровую  деятельность. Вовлечение  родителей  в   активную совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Перед началом  реализации проекта провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной  игровой деятельности. На  основе  наблюдений  и  был  разработан  проект,  который  дал следующие  результаты.

 Полученный результат и вывод: Без развития творческих способностей невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.  Опыт проведения  работы с использованием разных видов деятельности в  развитии детского  творчества показал  мне, что они:  помогают всестороннему развитию детей, развивают творческое воображение , способствует развитию моторики руки. тесная связь с сенсорным воспитанием (формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве).  У  ребенка  с РАС  стали  проявляться  ; интерес  к  играм  сверстников ,  меньше  уединяется, участвует в  коллективных  играх,  эмоционально выражает свое  чувство  радости  или  огорчения  чего  раньше  не   мог  выразить.    Проводилась вводная и итоговая диагностика. проанализировав результаты двух диагностик   (  2016- 2017  у, г и  2017 -2018 у, г получила следующий результат:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской деятельности "Использование инновационного метода формирования книжной культуры и речевого развития «STORYSACKS»".

Представлен исследовательский проект "Использование инновационного метода развития речи с помощью книг «STORYSACKS»"....

Проект НОД с использованием игр "ИНТОКС"

НОД " Редкие виды животных" или " Что такое Красная Книга"...

Спортивное развлечение по реализации проекта «Здоровячок» с использованием спортинвентаря.

Применение социальных проектов в практике ДОБУ. Наш детский сад очень активно и плодотворно работает со спонсорами.  Педагоги защитили и реализовали не один социальный проект. Лич...

проект по экологии "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, О СПОСОБАХ ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ".

Данный проект разработан для усвоения детьми, о живой природе и как животные и насекомые выживают в ней. с помощью представленных моделей, педагоги легко могут наглядно продемонстрировать , как ж...

Педагогический проект «Физкульт-Ура» (использование нестандартного физкультурного оборудования)

Обоснование.  Интерес к здоровью детей обусловлен возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития....

Социально-познавательный проект «Масленица» (с использованием социо-игровых технологий)

Данный проект поможет сформировать у воспитанников гражданские и патриотические качества, учажение к обычаям своего народа. Поспособствует сохранению традиций нашего города, сохранению и развитию связ...

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...