Презентация опыта работы на экспертной площадке «Культурно-образовательные практики дошкольного образования» по теме:«Лего-конструирование в ДОУ.
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Шишигина Ирина Николаевна
Цель программы: содействие развитию конструкторских и креативно – творческих способностей детей дошкольного возраста, способствующих познанию окружающего мира средствами образовательного конструктора ЛЕГО.
 
Задачи программы:

      -развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,логическое мышление, познавательную активность, мелкую моторику рук.

    - совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

     -формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

      -воспитывать  этически ценные способы общения (способность радоваться успехам других, стремление оценивать  постройки с позиции доброжелательности,  уверенность в своих возможностях).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством "Лего - конструирования"

Шишигина И.Н.

МБДОУ №27

г.Канск

        В настоящее время Россия остро нуждается в высококвалифицированных специалистах технической направленности. Обществу нужны грамотные инженеры, конструкторы, технологи в различных отраслях промышленности. Следовательно, перед нами стоит задача – развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской деятельности. 
        Лего-конструирование является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Сам процесс конструирования создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка; при грамотном подходе и правильной подаче раскрывает суть механизма «творения» — ведь, в конструировании заложено чрезвычайно широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания ребёнка. На занятиях (да и в произвольной игре тоже) конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала, но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы — основы моделирования. Для этого дети учатся сравнивать предметы между собой и расчленять на (выделять) части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения, выстраивать логические цепочки и обобщения

        Новизна педагогического опыта заключается

1. В создании условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования. (создание ЛЕГО – центра);

2. Опыт направлен на обновление форм и методов  приобщения дошкольников к техническому творчеству;

   Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего  развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования. Задачи:  

1. Создать педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса.

2.  Развивать конструктивные навыки,  творческие, познавательно - интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО  - конструирования.

3. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее  ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.  

        С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок, использую различные формы организации обучения (исследования  З.В.Лиштван, В.ГНечаевой, Л.А.Парамоновой, Н.Н.Поддьякова,  и др.)

1 Конструирование по образцу    Детям предлагаю образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показываю способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе,  которой лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.  

2 Конструирование по модели Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагаю определенную задачу, но не даю способ её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников.  

3 Конструирование по условиямНе давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяю лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.    4 Конструирование по простейшим чертежам, схемамМоделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности.  

5 КонструированиеДети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство по замыслу обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.  

6 Конструирование по теме       Детям предлагаю общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений.  

        Для воспитателей детского сада   конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.

Социально- коммуникативное развитие

        Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

        Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей ЛЕГО- конструктора. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие

        Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно- эстетическое развитие

        Творческое конструирование – создание замысла из деталей ЛЕГО-конструктора. реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.  

Физическое развитие

         Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

        Взаимодействие с родителями в процессе организации совместной деятельности выстраивала по нескольким направлениям:  

Информационное Консультации на тему «Родителям о конструкторе ЛЕГО» «Конструктор ЛЕГО – страна увлекательного детства» и др. Памятка «Что такое ЛЕГО-конструктор» Буклет «Игры с ЛЕГО»

Аналитическое Анкетирование «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях»

Практическое –Совместная проектная деятельность: по тематике "Транспорт". В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

        С детьми своей   группы применяем волонтерское движение с детьми  младшего дошкольного возраста.

        Мы используем конструктор Лего, который можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего и крупное Лего Дупло. Этот конструктор предназначен для детей  с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей -  в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки.  Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме того в Лего Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции. В результате старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.

позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, доброжелательность, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.

Результативность внедрения данного опыта:

1. Внедрение в практику новых подходов к организации образовательной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

 2.Воспитанники умеют работать с предложенными инструкциями;  

3. Наблюдается  сплочение детского коллектива, у детей сформированы навыки  сотрудничества  с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли;

4. Удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ;  

5. Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс.  

6.  Рост профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования и использования РППС.

        Вывод: Использование ЛЕГО – технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко» г. Канска « Лего - конструирование в ДОУ»

Слайд 3

Цель программы: содействие развитию конструкторских и креативно – творческих способностей детей дошкольного возраста, способствующих познанию окружающего мира средствами образовательного конструктора ЛЕГО. Задачи программы: -развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,логическое мышление, познавательную активность, мелкую моторику рук. - совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей; -формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. -воспитывать этически ценные способы общения (способность радоваться успехам других, стремление оценивать постройки с позиции доброжелательности, уверенность в своих возможностях).

Слайд 4

Конструирование по образцу

Слайд 5

Конструирование по модели

Слайд 6

Конструирование по замыслу

Слайд 7

Конструирование по условиям

Слайд 8

Конструирование по чертежам и схемам

Слайд 9

Конструирование по теме

Слайд 10

Содержание образовательной деятельности реализуется на занятия х № темы задачи Методы и приёмы Сентябрь 1 «Знакомство с конструктором» Познакомить с правилами пользования конструктора; с деталями конструктора и способами их крепления. Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия, рассматривание таблиц) Словесные ( проблемные вопросы, инструкции) Практические (игровые ситуацииИгра «Чудесный мешочек»: В тёмном мешке детали разные

Слайд 11

Мониторинг уровня знаний и умений по лего - конструированию № Имя ребенка Умение правильно конструировать поделку по инструкции педагога Умение правильно конструировать поделку по схеме Умение правильно конструировать поделку по образцу Умение правильно конструировать поделку по замыслу Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам н /г к/г н /г к/г н /г к/г н /г к/г н /г к/г

Слайд 12

Высшее мастерство: Достаточное мастерство: Недостаточное мастерство:

Слайд 13

Лего-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а много функциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи. Объединяются интересы воспитателя, родителей и детей.

Слайд 14

Шишигина Ирина Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории 89135994281


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов ДОУ Материалы из опыта работы. Тематическое направление: введение ФГОС в организацию дошкольного образования.

Данный семинар   посвящен организации образовательной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС. Раскрывается понятие" развивающая среда", изучаются основные требования к предметно - прост...

Презентация опыта работы на конкурс профмастерства "Педагог года в дошкольном образовании-2018" (28.04.2019)

Самопрезентация на конкурс профмастерства "Педагог года в дошкольном образовании-2018"...

Выступление из опыта работы ДОУ «Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения»

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в вы...

Выступление из опыта работы "Квест-игра", как средство повышения качества дошкольного образования

Квест-игра, как средство повышения качества дошкольного образования...