НОД "Музыкальное путешествие в старину"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Титова Елена Анатольевна

конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_titova_e.a.docx30.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального НОД в подготовительной группе. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Музыкальное путешествие в старину»

Под русский  наигрыш  (песня «Полянка») дети заходят свободно в музыкальный зал.

Их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме. Музыкальный руководитель. Здравствуйте, люди добрые!  Рада видеть всех.  Добро пожаловать! Будьте, как дома!

Добрый люд! Честной народ!
Приглашаю в хоровод.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу!

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется! Давайте улыбнемся друг другу.

У нас сегодня гостей со всех, волостей.

Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Мы сегодня красиво одеты. Ребята, вы знаете, какие у нас костюмы? Да, это русские народные костюмы, так одевались люди в старину. Интересно, как они тогда жили, чем занимались, как веселились? А вы, ребята, хотели бы это узнать? А путешествовать любите? Давайте попробуем отправиться в прошлое, но, т.к. мы с вами в музыкальном зале, наше путешествие будет необыкновенное – музыкальное.

Закрывайте глаза. (Звучит лирический хоровод). Мы отправляемся в путешествие по волшебной «Реке времени» Как вода в реке течет, так и время не стоит на месте, все вокруг изменяется. Закройте глаза, медленно-медленно повернитесь вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.

Звучит музыка «Оркестр музыкальных инструментов»

Музыкальный руководитель  говорит под музыку.

 Как и в наше время, музыка сопровождала людей в разные моменты их жизни: в боевом походе и на празднике, помогала спориться ремеслу и убаюкивала младенца в люльке. Русский народ с древних времён слагал былины и сказки, пел и играл на музыкальных инструментах. А какие народные музыкальные инструменты вам знакомы?

Дети отвечают (балалайки, гармошки, бубенцы, трещотки, жалейки и многие другие).

Музыкальный руководитель. А теперь отгадайте музыкальные загадки.

1.У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (Балалайка.)

2.В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

А весёлые старушки

Под неё поют частушки. (Гармонь)

В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые и огородные работы – собирали урожай, а хлеб засыпали в амбары – коротали осенние да зимние вечера вместе. Как говорится в русской пословице: "от скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым да полезным занятием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. И у нас сложа руки никто не сидит. Посмотрите, ребята целую корзину ложек настрогали.

Вы умеете на них играть? Сыграем? Возьмем в каждую руку по ложке.

А как? (Дети показывают)

На ложках можно играть и по-другому. Хотите узнать, как?

Игра на ложках (звучит музыка русская народная)

Молодцы! Уберём наши ложки.

Звучит музыка «Ах вы, сени» 

Музыкальный руководитель. Отправляемся дальше по нашей реке

Нравится песня? А чтобы пелось звонко, необходимо подготовить голосок. Ой, что это? Мне на ладошку упала дождевая капелька. Покажите свою ладошку, может и к вам упадет капелька. Давайте сдуем ее осторожно. Набираем воздух через нос, выдыхаем медленно, не надувая щек. А вы слышали, как гудит ветер в печной трубе? Он сверху опускается вниз (у-у) А теплый воздух поднимается снизу вверх. Голосок приготовили, можно песню запевать.

 Женщины и молодые девушки (девицы) в старину занимались домашними делами, ухаживали за животными. А мужчины строили дома. Делали срубы, строили сени.

Знаете ли вы поговорки о доме?

Дома и стены помогают.

Каково на дому – такого и самому.

Каков строитель – такова и обитель.

Дом невелик, да лежать не велит.

В доме есть сени.

Сени – входное холодное помещение в избе, обычно сени не отапливались.  Это всегда хозяйственное помещение для хранения. Здесь хранилась домашняя утварь, была лавка с вёдрами и подойниками, рабочая одежда, коромысла, серпы, косы, грабли.  Сени — защита от холода. Открывалась входная дверь, холод впускался в сени, но оставался в них, не доходя до жилых помещений.

Напеваю «Ах вы, сени»

Музыкальный руководитель. Вы обратили внимание, что я пела без музыкального сопровождения. Такое пение называется акапелла. Так звучали многие народные песни. Нравится песня? Да, я вижу, что песня «Ах вы, сени» вам очень нравится, давайте споем вместе.

Дети поют «Ах вы сени»

Музыкальный руководитель. Песнями себя потешили, теперь пришел черед сказки сказывать.

А вы, ребята, сказки любите? Где-то здесь сундучок со сказкой? Интересно?  Что это? Эти инструменты помогут нам рассказать сказку «Аленушка и Лиса». У каждого героя сказки - свой музыкальный инструмент.  будем вместе выбирать музыку для героев сказки. Нам нужна музыка для медведя, какой инструмент поможет нам озвучить медведя? Волка, лису, Аленушку? Аленушка - колокольчики

Медведь - бубен

Волк - трещотка

Лиса бубенчики

Музыкальный руководитель. А теперь начнем сказку сказывать.

Музыкальный руководитель. Жили-были старик со старухой. И была у них внучка Алёнушка. Позвали её раз подружки в лес по грибы. Пришли девочки в лес, собирали они грибочки, деревце за деревце, кустик за кустик... и отстала Алёнушка от подружек. Оглянулась она по сторонам - нет никого. И заплакала Алёнушка горько. (Дети подыгрывают на колокольчиках) Шёл мимо Медведь, тяжело ступал. (Дети подыгрывают на бубнах) Увидел девочку медведь.

Медведь. О чём, девочка, плачешь?

Музыкальный руководитель. А Алёнушка в ответ...

Алёнушка. Уходи, Медведь, я тебя боюсь.

Музыкальный руководитель. Пробегал мимо Волк - зубами щёлк.

(Дети подыгрывают на трещотках)

Волк. Не плачь, девочка, садись мне на спину - я тебя отвезу.

Музыкальный руководитель. А Алёнушка в ответ...

Алёнушка. Нет, Волк, я тебя боюсь.

Музыкальный руководитель. А тут Лиса мимо пробегала, хвостиком помахивала.

(Дети подыгрывают на бубенцах).

Музыкальный руководитель. Услышала, что кто-то плачет, и подошла.

Лиса. Не плачь, Алёнушка, садись ко мне на спину - я тебя домой отвезу.

Музыкальный руководитель. Понравилось Алёнушке, что голосок у Лисы ласковый. Она села к ней на спину и до дома так и доехала. А там уж и бабушка с дедушкой, и подружки - все её дожидаются. Обрадовались и давай веселиться: заплясали весело, заиграли на трещотках, бубнах, бубенцах да колокольчиках!

Дети играют на русских народных инструментах - колокольчиках, бубенчиках, трещотках, бубне, пританцовывая.

Звучит русская народная музыка. Дети играют.

Музыкальный руководительТут и сказочке конец! Уберём музыкальные инструменты в сундучок, а сами пойдем играть.

Дети складывают музыкальные инструменты в сундучок

Звучит музыка «Плетень».

Музыкальный руководительЛюди во все времена любили веселиться и играть в игры. Некоторые старинные игры дошли и до нашего времени.

Ребята, Кто знает, что такое ПЛЕТЕНЬ? (плетёная изгородь из прутьев, ветвей) 

Есть старинная игра, называется «Плетень».

Нам в нее играть охота, нам в неё играть не лень.

Раз плетень, два плетень, спрячемся от солнца в тень.

Посидим, отдохнем и опять играть начнем.

На эти слова дети  выстраиваются в две шеренги (напротив друг друга), руки скрещены перед собой.

Эй, плетень, мой, плетень, заплетайся,

Вы, детишки, скорей собирайтесь.

А ну-ка, покажите, как он плетется.

Игра .«ПЛЕТЕНЬ».

Музыкальный руководитель.  Припасла я для Вас забавушек на всякий вкус, кому- пляску, кому- песню, кому- игру веселую. Ну красны девицы, да добры молодцы  вставайте, да хоровод затевайте.

Музыкальный руководитель.  Во время хоровода мы встаем в круг, беремся за руки и движемся по кругу, как Солнце вокруг Земли. Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод

Хоровод «Этой осенью в лесу». 

После хоровода дети садятся на свои места.

Музыкальный руководитель.

 Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки?

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы частушки-хохотушки

Пропоем со всей душой!

Дети исполняют частушки.

После частушек дети кланяются и садятся на свои места.

Музыкальный руководитель. Вот здорово! Какие веселые частушки!

Хорошо у нас, весело.

Любят на Руси всякого рода игры – догонялки да ловишки.

Знаете одну интересную игру, а называется она «Шёл козел по лесу». Сейчас, добрый молодец (показывает на ребенка) считалочкой выберет ведущего, который будет сереньким козликом.

В это время дети одевают заранее заготовленные рожки.

Ребенок считает:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Вдруг козлёнок выбегает,

И к ребятам подбегает,

А кого козёл боднёт,

Значит водой будет - тот.

Кого считалочкой выбрали ведущим, тот встает и исполняет движения по тексту.

Проводится русская народная игра «Шёл козёл по лесу»

После игры дети садятся на свои места.

Музыкальный руководитель. Ох и весело у нас! Наигрались, ребятки? Стали ловкими, быстрыми. Отправляемся дальше.

 Звучит музыка.«Маков цвет»

Музыкальный руководитель. Выходите, девицы-красавицы, покажите нам всю величавость да статность русского народного танца.

Ребенок.

Эх, топну ногой, да притопну другой,

Пойду, попляшу, себя покажу!

Танец под русскую народную песню «маков цвет»

После танца садятся на свои места.

Музыкальный руководитель. Позабавили вы нас, девицы.

 Ответьте мне гости дорогие, понравились ли вам сегодняшняя встреча? Я вас очень прошу почитать и беречь родную культуру, относится с вниманием и интересом к народному искусству. Вот и подходит к концу наше путешествие в старину. Нам пора возвращаться. Закрывайте глаза, мы перенесемся в настоящее время.

Звучит музыка «Лирический хоровод».

Музыкальный руководитель. Встаём в хоровод. Закройте глаза, медленно-медленно повернитесь вокруг себя, остановитесь и откройте глаза. Вот мы и вернулись.

Что нового вы узнали? (Дети отвечают)

Музыкальный руководитель.  Мы помним и почитаем обычаи нашего народа. Живем в современном мире, каждый день приносит что-то новое и интересное. Современная музыка отличается от народной. Появились новые музыкальные инструменты, музыка, которую слушали наши предки, теперь звучит по-новому, в обработке. Но также, как и наши предки много лет назад, услышав народные мотивы, мы с вами начинаем прихлопывать, приплясывать.

    В старину у русского народа была традиция: вечерами после работы или в праздники выходили люди на околицу за деревню на народное гулянье: попеть, поиграть, хороводы поводить.

Музыкальный руководитель. А сейчас, ребята, отгадайте-ка загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Ребёнок.

Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

Споём песню про осень?

Дети поют «Осень наступила».

Музыкальный руководитель.  Русский народ всегда был очень гостеприимным, хлебосольным, гостей хорошо принимал да сладостями угощал. Вы сегодня мои гости, и я хочу угостить вас. Петушков кушайте да маму с папой слушайте! До свидания!

Дети уходят из зала под русскую народную мелодию «Полянка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Путешествие в старину или история одной пуговицы.

В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....

Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"

Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...

Путешествие в старину

Занятие знакомит детей  с жизнью их предков....

Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"

Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....

Развлечение "Путешествие в старину глубокую".

Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"

Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...