Модель взаимодействия детского сада и семьи
методическая разработка

Евланова Зульфия Ильдюсовна

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

                      Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vzaimodeystviya_detskogo_sada_i_semi.docx115.96 КБ

Предварительный просмотр:

         «Модель взаимодействия детского сада и семьи»

C:\Users\Татьяна\Desktop\фото для выступл\7Nu7kiKjaHU.jpg

Подготовила:  старший воспитатель МБДОУ Детский сад №16 «Медвежонок»    
                             
Евланова З.И.

Модель   взаимодействия ДОУ и семьи.

         Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

           В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

          Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.

                      Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

     Цель – создание эффективных условий для взаимодействия  ДОУ и семьи что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.     

    Разработанная  модель  позволяет выстроить систему  взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог»,  где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.

            Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.  

            У родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка.

           Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания необходимо координировать ее с работой с детьми, включая в работу всех специалистов ДОУ.

                       Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

 - активизировать воспитательные возможности родителей;

 -привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного учреждения и общественной жизни ДОУ;

 - использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

 - способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и изменения;

        Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

      Через сплочение и  мобилизацию совместных усилий родителей,  воспитателей и специалистов ДОУ, можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

      Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей - непростая  в организационном и психолого-педагогическом  плане задача. Принципиальные условия  для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями,  администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

       Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и  своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах.

     Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами.

      Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если  родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться.

       Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

      Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

-формирование банка данных социальных характеристик семей;

-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

-оборудование помещений для общения с родителями;

-координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;

-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

-апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;

-создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);

 -изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;

-составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

-информационно-аналитическую работу по реализации проектов;

-систематизацию учебно-методических разработок;

-планирование работы по распространению инициативы.

        Для реализации основных концептуальных положений данной модели сотрудничества требуется система  психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса  в дошкольном учреждении.

                 Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ, предусматривающих общение  в родительских гостиных, проведение совместных праздников, недель творчества  на основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на укрепление здоровья воспитанников. Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является  доступной и открытой для всех участников образовательного процесса. Система работы  учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работе с родителями, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения, совета ДОУ.

                           Каждый сотрудник детского сада  участвует  в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.   Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада.

        Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка  в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности  в воспитании детей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

Модель  социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она  ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели.

Формы работы с семьей в МБДОУ Детский сад №16 «Медвежонок»

Мероприятия

Задачи

Родительские собрания в группах

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Адаптационный период для детей раннего возраста

Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного-двух месяцев в группу приходит педагог – психолог, который игры с детьми, беседы. Дает советы родителям, как безболезненно преодолеть адаптационный период.

Психологический центр

Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики. 

Фотоальбом "Давай познакомимся" 

Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад. 

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

Плакаты «Моя семья», «Мои семейные традиции», Фотоальбом "Моя семья" 

Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада. 

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

Ваши добрые дела 

Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Выставки детско-родительского творчества

Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. 

Организация выставок, на которых представлены  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). 

 

Анкетирование 

Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Информационные стенды 

Задача: информировать родителей: 

- о программах воспитания и развития детей в детском саду; 

- об услугах ДОУ

Папки – передвижки, буклеты

Задача: ознакомление родителей с различной информацией.

Медиаплан

Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе


Список использованной литературы:

1. Антонова Т.С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка/ Т.С. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина//Управление дошкольным образованием.-2003.-№4-с.80-84.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ 2002г., № 4. - 66с.

3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика - Синтез, 2007 - 167с.

4. Евдокимова Е.С. Управление детского сада и семьи/ Е.С. Евдокимова//Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2008.-№5.-с.8-15.

5. Доронова Т.Н. О взаимодействии ДОУ с семьей/ Т.Н. Доронова//Дошкольное воспитание.-2004.-№3.-С.13-90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание модели взаимодействия детского сада и семьи с использованием ИКТ

В данной статье представленосоздание пошаговой модели взаимодействия детского сада и семьи с использованием ИКТ. Разработка данной модели обусловлена проблемно - ориентированным анализом в 2011 уч.год...

Модель взаимодействия детского сада и семьи в совместной проектной деятельности «Здоровье, спорт, сила, красота».

В прошлом году мы предложили родителям наших воспитанников создать «Портфолио дошкольника», в котором каждый родитель показал и рассказал о личности своего ребенка, его особенностях и потребностях. Тв...

Создание модели взаимодействия детского сада и семьи в творческом развитии дошкольников.

Презентация - работа с родителями создание клуба, для развития творческих способностей детей....

Взаимодействие детского сада с семьей, как модель сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

Данная статья является сопровождением педагога на Петербургском международном образовательном форуме- Фестивале инновационных педагогических идей "Стратегия будущего". Новая философия в...

Модель взаимодействия детского сада и семьи по ранней социализации ребёнка в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

        Данная работа представляет собой  з-х летний  опыт по реализации и апробированию проектов, направленных на профилактику и предупреждение дезадаптации детей...