Самообразование на 2019-2020 год
статья

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019-2020.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №3 «Сказка»

Самообразование музыкального руководителя

Поповой М.В.

Тема: «Использование методов и приемов ТРИЗ технологии в развитии музыкальных способностей дошкольников»

2019-2020

г. Котовск

 «Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений»

К. И. Чуковский

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

Все программы музыкального обучения и развития включают в себя развитие музыкально-творческих способностей детей, но не дают методов и приемов. Поскольку технология ТРИЗ – это система методов и приемов, то она максимально увеличивает эффективность любой программы.

      Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию и воображение у детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, упражнений и занятий, призванная не изменить основную программу, а увеличить ее эффективность.

      Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задач;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

      Несколько лет назад я начала изучать методы и приемы ТРИЗ технологии, а затем использовать их в работе с дошкольниками, в развитии музыкально-творческих способностей. Накопление и анализ полученных знаний постепенно вели меня к пониманию того, в каком направлении необходимо двигаться, чтобы процесс развития дошкольников проходил успешно. Пришла к пониманию того, что методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального воспитания ребенка.  Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ.

Мировой фонд методов и приемов развития мышления и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. Мною сделана попытка адаптировать и проверить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, я поочередно выдвигаю идеи, оцениваю их, и если они мне не нравятся, отбрасываю и выдвигаем новые. В музыкальной практике с детьми подбираю звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления – Морфологического анализа – для большей наглядности использую Морфологическую таблицу. По горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали – героев песен. Дети с легкостью вспоминают название песни и рассуждают о характере музыки. Использую Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента: по горизонтали картинки с изображением предметов, по вертикали – изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название новых, получившихся музыкально-шумовых инструментов (например, коробочка + пуговицы = корпуг, бутылка +бусинки = бутбус).

      Еще один вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. В разделе музыкально-ритмические движения использую такой круг Луллия: первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия – на исполнительское творчество: первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия  на знакомство с музыкальными инструментами, из каких частей они состоят.

      Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей  Метод фокальных объектов. Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. Например, «Музыка». Предлагаю детям придумать несколько слов, объектов. Например, «фея», «шар», «костер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

      Метод Мозгового Штурма я использую на каждом музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычную музыку, а музыкальных инструментов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

      Синектика – возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на музыкальных занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в клоунов грустных и веселых в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны». В смелого, преодолевшего все преграды наездника в пьесе «Смелый наездник» Шумана, в весеннюю радостную птичку в пьесе П.И. Чайковского «Жаворонок». Музыка при этом действует на весь организм, а он в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.

В разделе «Пение» очень удачно на занятиях проходят приемы разучивания и исполнения песен по схемам по методу Символическая аналогия. Дети сами придумывают ассоциации к тем или иным словам песни и легко запоминают их.

      Интересно на занятиях проходит игра « Хорошо – плохо». Мы рассуждаем с детьми, например, осень – это хорошо или плохо. Плохо – почему? Хорошо – почему? Или самодельный музыкальный инструмент это хорошо? А плохо – почему? (нет нот, может легко сломаться и т. п.)

      Я использую ряд приемов, которые помогают и определяют мою практическую работу по развитию у детей музыкально-творческих способностей:

  • делай вместе с нами;
  • эти звуки обо мне – элементарная импровизация. Импровизация – акт самовыражения, сиюминутным психическим состоянием человека;
  • музыка моего тела – музицирование со звучащими жестами – ритмическая игра звуками своего тела, игра на поверхностях;
  • игры со звуками – музыка, рожденная из шума – шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления;
  • речевое музицирование – элементарная музыкальная композиция – игры с фонемами, фонемными слогами;
  • графическая запись – символическое изображение отдельных свойств звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов.

      Показателем своей работы  я считаю  тот факт, что мои воспитанники и выпускники, в работе с которыми апробировались и внедрялись методы и приемы технологии ТРИЗ, неоднократно являлись участниками разнообразных концертов и фестивалей города, ярко демонстрируя высокий творческий потенциал.

      Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают мне в работе с педагогами нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский: «взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». Предлагаю педагогам показывать на занятиях «свою музыку», подбирать к ней движения. Побуждаю находить индивидуальные решения при составлении сценариев праздников и вечеров развлечений, не отменяя разномыслия, которое дает возможность найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи.

      Методом символической аналогии пользуются некоторые педагоги при запоминании слов своей роли в стихах.

      Я  привлекаю детей активно участвовать в развлечениях, развиваю способность к анализу и синтезу, формирую способность логически и ассоциативно мыслить, генерировать необычные идеи, решать проблемные ситуации, противоречия.

      Очень важно строить работу в тесном контакте с родителями. Интересно прошел конкурс среди родителей нашего детского сада на лучший самодельный музыкальный инструмент. Мамы, папы, бабушки и дедушки охотно откликнулись и изготовили своими руками самодельные шумовые музыкальные инструменты.

      Работа в данном направлении дает мне творческую энергию, радость и творческое удовлетворение от общения с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2019-2020 год Бекетовой В.Н.

Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в связи с введением ФГОСДО.»...

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

План по самообразованию на 2019-2020 уч. год.

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерс...

Программа по самообразованию на 2019-2020 уч.год

Тема "Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"...

План самообразования за 2019 - 2020 уч. год

План повышения квалификации работника...

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...