«Кейс – технология и её применение в ДОУ»
статья

Советникова Анна Борисовна

Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_keys_tehnologiya.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему  «Кейс – технология и её применение в ДОУ»  к  конкурсу  Учитель здоровья.

                                                                                                  Составитель: Советникова Анна Борисовна

                                                                                                                          инструктор физической культуры

Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить. В то время как общительность, умение контактировать с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие нормального психологического развития личности.

Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.

В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образовательном процессе. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Содержание непосредственной образовательной деятельности несет информацию, которая передается детям от взрослых различными способами. Понимание, осознание и принятие информации как нормы собственного поведения помогают ребенку в ситуации нравственного выбора, в решении несложных психологических проблем. Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их, ребенок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения.

Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс-иллюстраций (фото -кейса) предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы детей, сделать образовательный процесс мотивированным, практико-ориентированным, эмоционально положительным. Дети в ходе непосредственной образовательной деятельности являются полноправными ее участниками, они могут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы.

Работая с нашими воспитанниками, мы пришли к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальныекачества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, что позволит у них сформировать  эти социальные качества.

Новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Кейс-технология в образовании – инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач.

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно с взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Кейс-технологиянаправлена на:

Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение).

Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии:

• Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

• Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.

• Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

• Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

• Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.

• Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.

• Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

• Навык положительного отношения к миру.

Виды кейсов:

- Печатный -  кейс:  может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным.

- Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения детского сада).

- Видео – кейс:  может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки,  они  становятся активными участниками деятельности, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров.

 Ценность использования кейс- технологии мы видим в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.

В своей работе  использую Кейсы иллюстрирующие проблему, которые применяю в основном при закреплениизнаний и умений   ЗОЖ,  ОБЖ, а также в НОД. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.

Особенностью метода кейс - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т. е. игрового взаимодействия. Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у воспитателя и воспитанников.

Конечно, их использование в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможность детей. Наибольшего успеха можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Литература, которая поможет вам более подробно познакомиться с данным видом технологии.

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс - метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс - метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс - технологий в учебном процессе

7. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

8. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.

9. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Применение кейс технологий в ДОУ, как метод социально-коммуникативного развития и речемыслительной деятельности дошкольника.

Развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией....

презентация к занятию по познавательному развитию в разделе ООМ на тему: «Мой любимый детский сад» с применением фото - кейс технологий

Создание условий для расширения знаний детей о своем детском саде, уточнения представлений о труде сотрудников детского сада....

проект с применением кейс-технологий " Правила дорожные детям знать положено"

Проект " Правила дорожные детям знать положено" с применением кейс-технологий создан для того,чтобы дети получали знания по данной теме  и сами могли выбирать тот или иной вариант решен...

Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...