Статья на тему "Развитие познавательной активности у старших дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Чернышёва Елена Николаевна

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь.Как добиться активности старших дошкольников? Как сделать, чтобы их деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? На эти вопросы Вы найдёте ответы в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_starshih_doshkolnikov.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности старших дошкольников.

Развивая у старших дошкольников познавательную активность, мы помогаем им интеллектуально подготовиться к школе. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Практика показывает, что в число неуспевающих в школе чаще всего попадают интеллектуально пассивные дети, с неразвитой познавательной активностью. Такие дети не привыкли думать и стремятся избегать активной интеллектуальной деятельности, они заучивают материал без понимания, пытаются угадать, пользуются подсказкой. Ребёнка, у которого развиты познавательные интересы, можно охарактеризовать так: он задаёт вопросы и ищет решения. Такого ребёнка привлекает новизна и сложность проблемы, он склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. При усвоении новых знаний такой ребёнок задаёт взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с его личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, то есть, проявляет творческое отношение к процессу и объекту познания. Возможность узнавать новое становится у такого ребёнка главным мотивом учёбы в школе.

Как добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы их деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной?

Выделим некоторые показатели активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях:

- наличие интереса к поставленной задаче и процессу её решения;

- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т. д. ;

- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

- умение замечать ошибки у сверстников и у себя и исправлять их;

- умение выдвигать новую познавательную задачу;

- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Активизация мышления детей на занятии достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации образовательной деятельности. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков.

Полезно в начале занятия использовать занимательную проблемную ситуацию, хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребёнком встаёт конкретная проблема, требующая разрешения. Например, не просто научиться измерять, а помочь строителям правильно определить ширину моста, чтобы по нему в разных направлениях двигались две машины.

Разрабатывая содержание и методику занятий, воспитатель учитывает ряд условий:

- развитию познавательной активности способствует такая организация образовательной деятельности, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

- интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает у ребёнка скуку и снижает активность;

- следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;

- содержание занятия должно быть сложным, но посильным;

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них;

 - эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия стимулируют познавательную активность детей.

Развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбора правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии.

Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления. Например, описывая предмет, ребёнок принимают на себя роль предмета и от его имени рассказывает о себе: какой он, что умеет делать и даже какой у него характер (игра «Что предмет рассказывает о себе?»). В игре «Задай вопрос и узнай, что задумали» дети с помощью вопросов пытаются отгадать задуманный предмет.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников проблемные ситуации типа «Нравится – не нравится». В таких ситуациях дети, рассматривая знакомый предмет, сначала рассказывают о тех его свойствах и функциях, которые им нравятся, а затем выясняют, какие на их взгляд он имеет недостатки, что можно сделать, чтобы их изменить, чтобы предмет стал лучше. Можно перейти к более сложным ситуациям и предложить детям придумать прошлое и будущее для предмета.

Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи-шутки, задачи на преобразование, составление фигуры из частей. Это задачи со спичками, палочками, игры «Танграм», «Абрис», «Пифагор» и т. д..

Таким образом, задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе и успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР...

Игры и упражнения на формирование вопросительно-познавательной активности у старших дошкольников

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. В предлагаемом матери...

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами» Ежедневно ребенок открывает для с...

Презентация проекта «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»

Проект «Формирование познавательной активности  у старших дошкольников с помощью экспериментирования  в процессе  рисования  нетрадиционными техниками и материалами»...

Статья "Развивающие игры и упражнения в формировании познавательной активности у старших дошкольников"

Развивающие игры и упражнения помогают добиться позитивной динамики в формировании познавательных способностей, личностных качеств дошкольников, дают возможность ощутить каждому ребёнку свою значимост...

Статья "Развитие познавательного активности у старших дошкольников посредством ознакомления с природой".

В данной статье я поделилась своим опытом работы по теме "Развитие познавательной активности через ознакомление с миром природы". После изучение теоретических аспектов по данной теме я переш...