Статья для педагогов и родителей "Эвристическая беседа как метод познавательной активности у старших дошкольников"
статья

Соколова Татьяна Сергеевна

Эвристическая беседа как метод познавательной активности у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_evr.beseda.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристическая беседа как метод развития познавательной активности у старших дошкольников.

В современной педагогике и дошкольной педагогике достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной активности на принципах личностно - ориентированного обучения и требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности.

Рассмотрим такие инновационные методы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста как эвристическая беседа.

Эвристическая беседа происходит от латинского слова «эврика», что означает – открытие. Она направлена на умелую постановку вопросов, которая в итоге заставит детей, опираясь на свой собственный опыт и знания, путем логических рассуждений и самостоятельно прийти к правильным выводам. Беседа начинается с простого сообщения определенных фактов по теме, таких как явление, событие и так далее. Она считается успешной в том случае, если вопросы были правильно поставлены и дети дали правильные ответы. Эвристические вопросы ведут к постановке проблемы и направлены эти вопросы на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Результативным этот метод будет только в том случае, если мы сможем заинтересовать детей и привлечём их к активной работе. Эвристические вопросы помогают нам воспроизвести по памяти известную детям информацию, в зависимости от формулировки вопроса позволяют увидеть проблему как бы с новой точки зрения. При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Далее они подводят итоги и делают выводы.

В процессе эвристической беседы в нашей группе выделено пять серий вопросов.

Первая серия вопросов мы с детьми выясняем целевую установку темы, как проблемы, требующей решения.

Например: Кто, где, когда, что? В чём суть? Какова главная идея?

Вторая серия вопросов направлена на решение поставленной проблемы.

Например: Почему? Отчего? Зачем? Что я об этом знаю?

Третья серия вопросов ставится в связи с выполнением намеченного плана.

Например: Что лучше? Что правильнее? Перескажите. Сформулируйте. Объясните.

Четвёртая серия вопросов приводит к формулировке выводов самими детьми.

Например: Согласны ли вы с этим? Найдите ошибки? Что правильнее?

Пятая серия вопросов выясняет применение этих знаний.

Например: Как и где использовать? Что ещё может интересовать?

Актуальность эвристической беседы обусловлена тем, что окружающий мир является важным предметом, который включает в себя основы естественных и социальных наук. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы сформировать познавательный интерес у дошкольников, который бы не пропал к поступлению в начальную школу. Современные дети полностью погружены в компьютер и телефон, им не хватает общения. Применение эвристической беседы оказывает глубокое воздействие на развитие речи дошкольников, а также на развитие познавательного интереса. Нельзя допустить изоляции эвристической беседы от других методов и гиперболизации её значения. Данный метод является стержневым, в образовательном процессе. Таким образом, использовать эвристическую беседу как разновидность словесных методов необходимо, для благоприятного развития познавательного интереса у детей, совмещая с другими методами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...

Консультация для воспитателей «Беседа как метод развития диалоговой речи старших дошкольников»

Диалог является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками....

Статья "Развивающие игры и упражнения в формировании познавательной активности у старших дошкольников"

Развивающие игры и упражнения помогают добиться позитивной динамики в формировании познавательных способностей, личностных качеств дошкольников, дают возможность ощутить каждому ребёнку свою значимост...

Статья на тему "Развитие познавательной активности у старших дошкольников"

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь.Как добиться активности старших дошкольников? Как с...

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников по средствам метода проектирования».

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования». Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старше...

Статья "Развитие познавательного активности у старших дошкольников посредством ознакомления с природой".

В данной статье я поделилась своим опытом работы по теме "Развитие познавательной активности через ознакомление с миром природы". После изучение теоретических аспектов по данной теме я переш...