Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР
статья на тему

 

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР

Исходными предпосылками разработки системы работы по  развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР стало давно назревшая необходимость внедрения новых вариативных форм в коррекционно-развивающего обучение. Для проведения коррекционно-развивающей работы за основу была взята методика «Карточки Ханса» развития познавательных процессов у детей 5-7 лет. Методика была адаптирована для работы в группе для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игровые упражнения, которые мы использовали в коррекционных занятиях, удобны тем, что не требуют изготовления специальных пособий, все легко можно сделать своими руками и бросового материала. Такие игры учат самоанализу, умению логически мыслить, развивать память – зрительную и тактильную, внимание, развивают и обогащают речь детей, расширяют словарь и воспитывают грамматически-правильную речь, помогают легче усвоить некоторые математические понятия и представления, формируют пространственные ориентации. Очень важно в этих играх знакомить детей с цифрами на самом первом этапе. Специфика этих игровых упражнений является поэтапность и различная степень сложности развития познавательных процессов у детей. Это позволяет использовать их на всех этапах коррекционного обучения.  Они помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции. В зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка  порядок упражнений можно менять и сокращать их продолжительность. Нашу систему работы по «Карточкам Ханса» мы назвали «Глаз – мысль – рука», т.к. она направлена на развитие четырёх взаимосвязанных психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), определяющих познавательные возможности детей и в деятельность ребёнка включаются его зрительные, слуховые и тактильные анализаторы.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Вни мание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ре бенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выпол нять ряд заданий, предполагающих удержание внимания воле вым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важ но развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны меж ду собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально дока зано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти — лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение ин формативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5—6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подра зумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них.

План коррекционных занятий по развитию познавательных процессов «Глаз – мысль – рука» в старшей группе детей с ЗПР.

Лексическая тема

Психические процессы

Содержание

Познавательные цели

Степень сложности

№ упражнения

Животные

Внимание

«Пестрый сказочный зверь», «Приведи животных в порядок».

Обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредотачиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать образ в своём сознании.

1,2 уровни.

2, 18;

2, 24;

Память

«Что изменилось?», «Запомни картинки».

Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие зрительной памяти.

1 уровень.

1, 3;

1, 10;

Восприятие

«Что забыл нарисовать художник?», «Форма», «Цвет».

Развитие наблюдательности, ориентирования на форму. Развитие целостности восприятия. Развитие наблюдательности, умение использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания. Развитие способности к сличению и сортировки предметов по форме, цвету и величине.

1 уровень.

1, 6;

1, 7;

Мышление

«Сравнение предметов», «Здесь что-то неверно. Сделай правильно»

Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

1,2 уровни.

1, 3;

2, 5;

План коррекционных занятий по развитию познавательных процессов «Глаз – мысль – рука» в подготовительной группе детей с ЗПР.

Лексическая тема

Психические процессы

Содержание

Познавательные цели

Степень сложности

№ упражнения

Школа

Внимание

«Куда идут дети?», «Найди одинаковые направления».

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

2,3 уровни;

2,10;

3,12;

Память

«Посчитай дальше», «Как продолжить?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?».

Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

4 уровень;

4,4;

4,5;

4,7;

4,7;

Восприятие

«Сделай из двух слов одно», «В городе», «Куда дует ветер».

Развитие пространственных представлений. Развитие фонематического восприятия. Развитие ориентирования в пространстве.

2,3 уровни;

2,4;

3,14;

2,4;

Мышление

«Что лишнее?», «Что подходит друг другу?», «Понадобятся ли тебе эти предметы в школе?».

Развитие способности по ряду признаков определить предмет. Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

2,3 уровни;

2,6;

3,10;

3,11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...

"Развитие познавательной активности у старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности, а ещё и потому, что а...

Статья на тему "Развитие познавательной активности у старших дошкольников"

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что будущий школьник - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь.Как добиться активности старших дошкольников? Как с...

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников по средствам метода проектирования».

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования». Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старше...

Система работы по развитию познавательной активности старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Развитие познавательной активности детей невозможно без такого вида деятельности как экспериментирование. В формировании представлений об окружающем мире необходимо как игровая деятельность, так и экс...