Учебно - методический план " Я расту культурным".
статья (старшая группа)

Васильева Валентина Ивановна

Вежливость предполагает искусство делового общения. С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань таких отношений. Ребенку, который вступает в жизнь, порою нелегко разобраться как себя вести. Задача взрослых помочь им. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня многие педагоги говорят о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры.

Актуальность и целесообразность данной проблемы и заставила меня задуматься о создании. План отработанной социальной деятельности, название которой звучит так: «Расту культурным».

При реализации такой деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

  • Прежде всего, это тесная взаимосвязь и взаимодействие с семьей.

  • И второе, необходимо помнить о том, что воспитание ребенка начинается всегда и прежде всего с самовоспитания всех взрослых, воспитателя, родителей. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои знания, повышать свою культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

  • И третье условие, создание определенной развивающей предметной среды. Весь дополнительный материал должен быть эстетичным. Эстетика воспитывает детей.

Прививая ребенку вежливость, мы закладываем фундамент, на котором он будет строить свое общение, принимать жизненно-важные решения. Культура поведения не должна сводиться к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями.

Цель такой деятельности состоит: в формировании у ребенка основ культурного поведения, воспитания творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Способствовать всестороннему развитию личности и обогащению социального опыта ребенка.

  • Расширять навыки речевого этикета (знакомство и общение, Приветствия и прощания и др.).

  • Формировать элементарные правила поведения (в саду, дома, в общественных местах).

  • Научиться оценивать поступки исходя из своих представлений о вежливости.

  • Воспитывать детей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к нему относиться.

При разработке данного планирования соблюдены следующие принципы:

  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как партнеров, индивидуальный подход и уважительное отношение к детям.

  • Принцип учета возрастных особенностей. Этот принцип позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, учитывая особенности данного возраста. Дети в этом возрасте наблюдательны, любопытны, активны. Наша задача научить детей видеть, понимать, оценивать.

  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем введения детей в мир человеческой культуры. Накопление у детей собственного социального опыта, развивать умение рассуждать, думать, доказывать.

  • Принцип межпредметности, в котором учитывается синтез различных видов деятельности (игра, занятия, изобразительное, конструктивное, музыкальное и театрализованная деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-tematicheskiy_plan_ya_rastu_kulturnym.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Расту культурным»

Перспективно-тематическое планирование для детей старшей группы.

Введение в тему.

«Ничто не  обходится так дешево и
не ценится так дорого, как вежливость»

(М. Сервантес).

Вежливость предполагает искусство делового общения. С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань таких отношений. Ребенку, который вступает в жизнь, порою нелегко разобраться как себя вести. Задача взрослых помочь им. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня многие педагоги говорят о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры.

Актуальность и целесообразность данной проблемы и заставила меня задуматься о создании. План отработанной социальной деятельности, название которой звучит так: «Расту культурным».

При реализации такой деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

  • Прежде всего, это тесная взаимосвязь и взаимодействие с семьей.
  • И второе, необходимо помнить о том, что воспитание ребенка начинается всегда и прежде всего с самовоспитания всех взрослых, воспитателя, родителей. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои знания, повышать свою культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
  • И третье условие, создание определенной развивающей предметной среды. Весь дополнительный материал должен быть эстетичным. Эстетика воспитывает детей.

Прививая ребенку вежливость, мы закладываем фундамент, на котором он будет строить свое общение, принимать жизненно-важные решения. Культура поведения не должна сводиться к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями.

Цель такой деятельности состоит: в формировании у ребенка основ культурного поведения, воспитания творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Способствовать всестороннему развитию личности и обогащению социального опыта ребенка.
  • Расширять навыки речевого этикета (знакомство и общение, Приветствия и прощания и др.).
  • Формировать элементарные правила поведения (в саду, дома, в общественных местах).
  • Научиться оценивать поступки исходя из своих представлений о вежливости.
  • Воспитывать детей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к нему относиться.

При разработке данного планирования соблюдены следующие принципы:

  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как партнеров, индивидуальный подход и уважительное отношение к детям.
  • Принцип учета возрастных особенностей. Этот принцип позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, учитывая особенности данного возраста. Дети в этом возрасте наблюдательны, любопытны, активны. Наша задача научить детей видеть, понимать, оценивать.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем введения детей в мир человеческой культуры. Накопление у детей собственного социального опыта, развивать умение рассуждать, думать, доказывать.
  • Принцип межпредметности, в котором учитывается синтез различных видов деятельности (игра, занятия, изобразительное, конструктивное, музыкальное и театрализованная деятельность).

В качестве основных методов и приемов используются (игры, социально-поведенческий тренинг, чтение и обсуждение художественных произведений, просматривание и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий, дискуссии за круглым столом, выслушивая отношение ребенка к обсуждаемой проблеме, обыгрывание разработанных ситуаций и моделирование выхода из них, примеры выражения своих отношений через рисунки и другие творческие работы).

Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных персонажей. Каждое занятие строиться на уважении, доверии, взаимопонимании и взаимопомощи.

Я рекомендую начинать занятие с ритуала и заканчивать слушанием музыки или исполнением веселых детских песенок, или просмотром художественных произведений (картин, живописи).

Это в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций, интереса и художественного воспитания, которое влечет за собой культуру поведения.

Программа подразумевает системность и этапность разработанных занятий по знакомым для детей темам (“Вежливые слова”, “Советы воспитанных гномиков”, “Если мы поссорились”, “Мы встречаем гостей”, “Цветок добрых слов”, “Мои друзья” и др.)

Каждая тема реализуется через все виды деятельности и через четыре блока.

I блок

Воспитание словом и делом

II блок

Воспитание игрой

III блок

Воспитание творчеством и природой

IV блок

Воспитание книгой и семьей

  • блок. Говоря о культуре речевого поведения мы имеем в виду использование формул речевого этикета и соблюдение правил во время бесед на определенную тему., Беседуя с детьми, побуждать их думать, понимать и говорить. Воспитатель должен сообщать важную информацию, используя красочный эстетичный материал и правильную речь. “Вежливое слово - всей жизни основа”.
  • блок. Игра - основной вид деятельности детей. Все начинается с игры. Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней. Это способствует моделированию выхода из разнообразных игровых ситуаций. Сюжеты игр способствуют развитию мышления, связной речи, самостоятельности.
  • блок. Искусство - важнейшее средство приобщения ребенка к культуре. Искусство способно воспитывать и пробуждать глубину человеческих чувств, вкладывать ростки прекрасного, доброго, развивать фантазию, творчество.

IV блок. Роль семьи с каждым годом становиться все ответственнее. Воспитание ума, сердца и чувств ребенка своим собственным примером. Правила воспитания:

-        Принимай ребенка таким, какой он есть.

-        Сначала люби, потом учи.

-        Признавай право ребенка на ошибку.

-        Удивляйтесь, радуйтесь, переживайте вместе с ребенком.

Надеюсь, что такая системная работа поможет детям общаться друг с другом, даст им представление о самых элементарных правилах поведения в обществе, будет способствовать формированию у них здоровых привычек, уважительному отношению к взрослым и традициям своего народа.

Тематика занятий может быть расширена и дополнена в зависимости от подбора детей.

В результате такой работы:

  • Обогатит свой словарь вежливых выражений.
  • Будет увереннее себя чувствовать в ситуациях знакомства и общения.
  • Познакомиться с правилами этикета.
  • Научиться оценивать поступки исходя из своих представлений о вежливости
  • Станет лучше различать свое эмоциональное состояние и чувства других.

Формы подведения итогов:

  • Творческие выставки Фотовыставки
  • Инсценировки: “Мы в кафе”, “Мы в гостях” и др.
  • Конкурс стихов о вежливости Дискуссии за круглым столом Совместное изготовление семейных книг Чаепитие
  • Открытые мероприятия для родителей Совместное составление “Азбуки вежливости”
  • Посещение музеев, театров.

Система такой деятельности поможет вступить ребенку в мир сложных человеческих отношений.

Желаю успеха!

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА

Месяц

Сентябрь

Мы в стране Вежливости

Октябрь

Мы такие разные девочки и мальчики

Ноябрь

Семейный этикет

Декабрь

Умение дарить и принимать подарки

Январь

Столовый, гостевой этикет

Февраль

Книги и музыка наша друзья

Март

Воспитание природой и красотой

Апрель

Еду, еду я в музей

Круглый стол Презентация книги «Азбука Вежливости»

Май

Детский бал

«Мы рады Вас видеть»

Содержание перспективно тематического планирования «Я расту культурным»

месяц

Тема + блок

«МЫ В СТРАНЕ ВЕЖЛИВОСТИ»

Задачи и содержание

Практический

материал

С

Е

Н

Т

Я
Б

Р

Ь

Блок: Воспитание словом.

Тема:

«Азбука вежливости» (вводная беседа «Что такое этикет»)

Формировать навыки вежливого поведения и общения. Через беседу с детьми показать необходимость, значимость и потребность в доброжелательном, вежливом общении с окружающими.
Обогащение словарного запаса:

Использование сказочных персонажей

«Вежливые гномы» Дидактическая игра «Вежливые слова»

Песня «Если добрый ты...»

Этикет, вежливость, учтивость.

Блок: «Воспитание игрой»

Игровое

занятие: «Здравствуйте! А вот и я!»

Развивать умение подражать хорошему и противиться плохому. Обогащать социальный опыт ребенка, используя игровые ситуации по теме: «Приветствия и прощание в разное время суток»

«Создаем азбуку приветствий».

Использование игрушек. Исполнение песни Б.Соловьева

«Если добрый ты»

Мультфильм:

«Вежливая Ворона»

Стихи «С добрым утром»

Блок: «Воспитание творчеством»

«Я рисую вежливость и доброту»,

«Моя страна вежливости»

Дать детям возможность самостоятельно выразить

Через краски, используя сочетание цветов и оттенков свою вежливую страну. Развивать фантазию и творчество.

Использовать музыкальный фон, стихи С.Маршака «Ежели мы вежливы»

Выставка детских работ.

Блок:

«Воспитание книгой»

«Бывают люди разные...» (беседа с детьми за круглым столом)

Учить детей высказывать свое собственное мнение при обсуждении конкретных ситуаций и поступков. Развивать стремление подражать хорошему. Стимулировать активность детей. Учиться в жизненных явлениях видеть вежливое, культурное поведение.

Использование проблемных вопросов. Игра «Хорошо - плохо» Отрывки из произведения В.Осеевой «Волшебное слово»

Песня «Если добрый ты».

 

«МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ»

месяц

Тема + блок

Задачи и содержание

Практический

материал

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Блок: Воспитание словом и делом.

Тема:

«Какие мы мальчики, какие мы девочки»

Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Что такое женственность у девочек?

Что такое мужество у мальчиков? Наши имена:

Имена для мальчиков и девочек.

Игра «Про Олю и Колю».

Использование фотоальбомов: «Это я». Игра «Расскажи о себе»

Песня «Из чего же сделаны наши мальчишки»

Блок: «Воспитание игрой» Игровое занятие: «Маленькие рыцари и маленькие принцессы»

«Твой внешний вид о многом говорит».

Разыгрывание ситуаций и сценок с последующим обсуждением их. Дать детям представление о социальных ролей: мужчины и женщины.

Обыгрывание сюжета «Салон красоты», «Кто следит за чистотой, тот сияет красотой»

Игра «Комплимент»

Игры для мальчиков и игры для девочек.

«Кому. Что нужно для игры».

Дидактическая игра «Предметы чистоты».

Блок: «Воспитание творчеством»

«Из чего же сделаны наши мальчишки?»

«Из чего же сделаны наши девчонки?»

Создание коллажа на эту тему. «Каждый создает рисунок о себе».

«Любимые мои игрушки»(занятия, спорт, еда, цвет и т. д.)

Продемонстрировать несколько вариантов коллажа на тему: «Мы мальчики и девочки».

Слушание песни:» из чего же сделаны ....»

Активное

использование

семейных

фотоальбомов. Стихи о маме, папе.

Игра «Заверши фразу»

(Мои родители ...(какие)

Игра «Цветок добрых с для мамы и папы».лов

 «СТОЛОВЫЙ И ГОСТЕВЫЙ ЭТИКЕТ»

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Блок «Воспитание словом и делом»

«Гости в доме стол красиво накрывай и гостей

приглашай»(Учимся

беседовать)

«Учимся беседовать с детьми»

Знание правил гостевого и столового этикета формулирует в ребёнке уверенность, стремление красиво и правильно себя вести. Поговорим с детьми о правильной сервировке стола.

Гости - это хорошо или плохо.

В разговоре опираемся на опыт и наблюдения детей

Рассматривание фото по теме «Семейные праздники»

Мультфильм «Вини-пух» в гостях у Кролика».

Разучивание стихотворений В.Михайлова

«Будем стол сервировать»

Песенки и загадки о еде» (см. картотеку).

Я
Н
В
А
Р
Ь

Блок: «Воспитание игрой»

Сюжетно-ролевая игра «Гости в доме-это праздник»

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.

Побуждать детей более широко использовать в играх» знание об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.

Активно использовать в игре красивое, яркое, праздничное оборудование.

Детские игры « Что сначала, что потом».

Используем в игре «разнообразный материал», сделанный детьми(рисунки, плакаты, салфетки и т. д.

Блок: «Воспитание творчеством»

«Мы - дизайнеры, художники.

Украшаем сервизы и другие столовые приборы.

Знакомим детей с разнообразными видами сервизов (кофейный, чайный, столовый и др.)

Развивать у детей фантазию, творчество, умение работать коллективно и договариваться друг с другом.

Рассматриваем с детьми разнообразную посуду и её назначение.

Дидактическая игра «Собери сервиз».

«Составь свой натюрморт».

Выставка детского творчества.

Круглый стол «За чашечкой чая».

Чтоб гостей принимать - надо правила знать.

Составление книги

«Азбука вежливости»

(Формулировка и запись с правил поведения за столом).

Рассматривание семейных фотографий.

Игра «Комплимент».

Рисунки детей на тему «Наши праздники».

«Книги и музыка - наши друзья»

Блок: «Воспитание словом и делом».

Разговор с детьми на тему « Для чего нужны книги и музыка».

Учить детей любить и беречь книгу, уметь слушать музыку и сравнивать, устанавливать созвучность настроения человека, музыки и чтения.

Развивать у детей способность к сопереживанию.

Широкое использование книг и книг - самоделок.

Игра « Создадим библиотеку в группе».

Выставка портретов, писателей, поэтов и композиторов.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Блок: «Воспитание игрой». Игра-занятие «Книжкин доктор»

«Школа ремонта для книг».

Предложить детям задание: Просмотреть книги в нашей библиотеке и выбрать те, которые требуют нашей заботы.

Как вы думаете, почему заболели книги?

Дополняем нашу книгу «Азбукой вежливости».

Правила обращения с книгой.

Чтение стихов Бориса Заходера «Береги книгу».

Слушаем песню «Всегда найдётся дело для умелых рук».

Игра «Из чего что сделано?»

Блок: «Воспитание творчеством».

Рисунки детей «Закладки для книг».

Как мы книжкам помогаем.

Ещё раз обратить внимание детей на необходимость книги и музыки в нашей жизни.

Бережное отношение к книге.

Для чего нужна закладка в книге.

Рассматриваем иллюстрации в книгах.

Рассматриваем выставку книг-самоделок на тему:

«Семейное чтение».

Игра «найди предметы художнику»

Урок доброты.

Дарим книги малышам.

Воспитывать у детей доброжелательность, заботу о малышах, умение дарить подарки.

Читаем книги малышам и дарим книги.

Игра « Как я умею дарить подарки»

«Наши добрые дела»

Блок: «Воспитание словом и делом».

Вас приглашает театральная гостиная.

Ознакомить детей с правилами поведения детей в театре и других общественных местах.

Что такое театр, библиотека?

Разговор с детьми начинаем с чтения стихотворения Эдуарда Успенского « Мы идём в театр».

Предложить детям поделиться своим опытом посещения театра.

Стихотворение Э. Успенского « Мы идём в театр».

Игра «Вежливые слова».

«Если ты идёшь в театр»

м

А

Р

Т

Блок: «Воспитание словом и делом».

Вас приглашает театральная гостиная.

Ознакомить детей с правилами поведения детей в театре и других общественных местах.

Что такое театр, библиотека?

Разговор с детьми начинаем с чтения стихотворения Эдуарда Успенского « Мы идём в театр».

Предложить детям поделиться своим опытом посещения театра.

Стихотворение Э. Успенского « Мы идём в театр».

Игра «Вежливые слова».

Игровой калейдоскоп.

Через игровые разнообразные ситуации закрепить представления детей об учреждениях культуры и их социальной значимости.

Предложить сюжеты « Я покупаю билет в театр, цирк. Я создаю декорации и костюмы. Я в театре. Я в цирке.»

Игры детей с разнообразными видами театра.

Рассматривание афиш, программок и других театральных предметов.

Блок: « Воспитание творчеством».

Изготовление афиши и программки для нашего театрального выступления.

Развивать у детей фантазию, творчество.

Работа выполняется коллективно.

Рисуем афишу для театральной постановки
«У солнышка в гостях»

Во время творческой работы опираемся на социальный опыт детей.

Театральная постановка «У солнышка в гостях».

Формировать у детей желание дарить радость другим, развивать у детей выразительность и эмоциональность речи.

Учит детей включаться активно в театральные постановки.

Широкое

использование стихов, песен, хороводных игр.

«Воспитание природой и красотой»

А

П

Р

Е

Л

Ь

Блок: « Воспитание словом и делом» Путешествие в природу.

Развивать у детей понимание и взаимозависимости человека и природы.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Что такое «Красная книга».

Правила поведения в лесу, в парке.

Чтение с детьми рассказов Пришвина, Бианки.

Рассматривание иллюстраций о природе.

Стихотворение « Я сорвал цветок»

Игра «Мы юные экологи».

Игровая трудотерапия».

В экологическом уголке мы идём помогать растениям.

Научить детей относиться к растениям, как живым существам.

Рассматривание иллюстраций о комнатных растениях.

Дидактическая игра « Найди растение по описанию».

Загадки о растения и других явления природы.

Воспитание

творчеством.

Красота природы в картинах. Пейзажи.

Познакомить детей с репродукциями знаменитых картин художников- пейзажистов Шишкина, Айвазовского.

Развивать у детей умение видеть и ценить красивое.

Учить детей передавать явления природы через рисунки.

Репродукции картин великих русских художников.

Слушание

классической музыки

Вивальди,

Чайковского.

Организация выставки детских работ.

Красота природы - красота души.

Праздник, посвящённый и Земли. Живой подарок в группу. Комнатное растение.

Подборка стихов и песен о природе. Загадки и поговорки о Земле. Организация выставки « Природа дарит нам любовь».

«Еду, еду я в музей»

Блок: « Воспитание

Воспитание души ребёнка,

Стихотворение « Еду,

словом и делом».

чувства бережливости,

еду я в музей».

Тема: «Еду, еду я в музей».

умения видеть красивое.

Разучивание песни

М
А
Й

Разговор с детьми на тему « Что такое музей?».

Продолжаем работу над усвоением социальных норм поведения в общественном транспорте и музее.

Е.Никоновой « Я иду по Петербургу».

Выставка « Музеи нашего города».

Блок: «Воспитание

Через разнообразные

Совместно с

игрой».

игровые ситуации

родителями создаём в

Тема: «Создаём мы свои мини музеи».

закрепляем знания детей о правилах поведения в

пространстве группы свои маленькие мини

музее и транспорте « Покупаю билет в музей»

«Транспорт, который меня довезёт до музея».

музеи.

Фотовыставка « Я ходил в музей с семьёй».

Коллаж на тему

Через эстетическое

Игра «Вещи и

«Музеи нашего города»

восприятие мира продолжаем воспитывать у детей умение наблюдать и видеть красоту.

Разговор о международном празднике « День музеев»

предметы, которые нас окружают».

Круглый стол.

Презентация нашей книги,

Презентация книги.

«Даже, если труден

которая создавалась весь год.

Игра «Цветок добрых слов».

путь, ты со всеми

вежлив будь».

« Азбука вежливости».

Совместно дети и родители.

Песня «Вежливость с улыбкой дружит»

Детский бал « Мы рады вас видеть»

Доставить удовольствие участникам и зрителям развивать эстетический вкус

детей, закреплять вежливые манеры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический план по коррекции звукопроизношения, для логопункта.

Учебно-методический план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.  №п/пТема занятий.Часы.Формы работы.Сентябрь.I-II.  Обследование. Сбор анамнестических ...

Расту культурным

«Расту культурным»Перспективно-тематическое планирование для детей старшей группы.Введение в тему.«Ничто не  обходится так дешево ине ценится так дорого, как вежливость»(М. Сервантес).Вежливость ...

Учебно-методическое пособие для развития культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Данные методические рекомендации предназначены для родителей, имеющих детей раннего возраста, воспитателей дошкольных учреждений.Методические рекомендации направлены на расширение представления родите...

Проект для подготовительной группы "Расту культурным"

Проект для подготовительной группы "Расту культурным"...

Годовой план учебно-методической работы логопеда на 2021/2022 учебный год

Годовой план учебно-методической работы логопеда  на 2021/2022 учебный год...

Учебно-тематический план на осень по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)

Разработка  тематического плана по осенним  месяцам в разных направления: "Река времени", "Путешествие по карте", "Классификация" с внедрением технологии ТРИЗ....

Учебно-тематический план на зиму по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)

В учебном плане внедрено использование культурно – смысловых контекстов и приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач)- это приобретает особую актуальность. Они позволяют совершенн...