Учебно-тематический план на зиму по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Синицына Ольга Николаевна

В учебном плане внедрено использование культурно – смысловых контекстов и приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач)- это приобретает особую актуальность. Они позволяют совершенно по-новому взглянуть на стоящие перед педагогом образовательные задачи и способы их решения. Они требуют творческого и критического подхода к обучению, позволяют учитывать природную индивидуальность ребенка, развивать и совершенствовать ее, а значит, привносят в него элемент новизны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_ksk_na_zimu.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план на декабрь, январь, февраль

по культурно - смысловым контекстам  

(с элементами технологии ТРИЗ).

№ п\п

Тема / содержание

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые в КСК

Декабрь

1.

«Река времени»

Динозавры и ихтиозавры. 

Задачи:Создать условия для:

- формирования понятия «динозавры» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры, ихтиозавры).

- развития познавательно- исследовательского интереса, любознательности, воображения.

- развития представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

Мозговой штурм

- Что было бы, если эти животные жили бы сейчас?

Типовое фантазирование оператор времени (замедление - ускорение времени)

Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей.

2.

 «Путешествие по карте»

Африка (тропики-джунгли, саванна, пустыня)

Задачи: Создание условий для:

- уточнения элементарных представлений об особенностях географического положения Африки.

- закрепления знаний у детей о климатической зоне Африки

- уточнения представлений у детей о животных пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

- уточнения представлений у детей о растительности пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида в зависимости от климата и среды произрастания.

Игра Да-Нет-ка  (ТРИЗ - МФО)

/Дети задают вопросы и стараются отгадать животное/

слайд 3 по мере отгадывания животное появляется на экране /

Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Оно с большим хвостом? Чем питается? Оно прыгает? Это ночное животное? (Тушканчик)

Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Быстро ползает? Медленно? Травоядное? (Черепаха).

Как много интересных животных и растений мы увидели в пустыне.

Игра «Веришь не веришь»

(ТРИЗ - Системный анализ).

- Веришь, что Верблюда называют кораблем пустыни. (Да, потому что движения плавные, как у корабля)

- Веришь, что Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. (Да, потому что это очень сильные и выносливые животные).

- Веришь ли, что у тушканчиков Хвост обычно длиннее туловища (Да, он служит тушканчикам как для равновесия при прыжках, так и рулем поворота на крутых виражах)

- Веришь ли, что песчаный удав не заметен. (Да, потому что он песочного цвета).

- Веришь ли ты, что в пустыне могут жить обезьяны? (Нет, потому что нет деревьев, растительности, бананов, а могут жить в джунглях, тропиках)

3.

«Путешествие по карте» + «Опыты(экспериментирование)»

«Путешествие на Северный полюс» 

Задачи : Создать условия для:

- знакомства детей с Северным полюс ом(природа, животный и растительный мир, погода).

- формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях.

- умения выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку.

- привития любови к красоте нашей Земли.

Игра «Я еду на Север».

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду на Север и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект . В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется.

«Мозговой штурм»

-Если бы вы оказались на Северном полюсе что бы вы могли увидеть?

Моделирование маленькими человечками

Январь

1.

«Река времени»

Знаки и символы вокруг нас.

Задачи: Создание условий для:

- Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы).

- Развивать у детей интерес к знаковой системе, способность к преобразованию.

Прививать уважение к символике нашей республике и страны

Игра «Как это раньше делалось?»

(с подготовительной группы)

Ход:Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы).

Например: - Дорожные знаки. Для чего они придумана?

(чтобы не было аварий , когда человек едет или идет)

- Как человек передвигался тогда, когда человек еще не дорожные знаки? (на телегах, лошедях, затем появились регулировщики…)

- Зачем человек придумал знаки и символы? (чтобы, учить, общаться, различать по национальности людей….).

- как это раньше делалось? (…….)

Игра «Мир вокруг нас»

- Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый).

Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на 6 частей:

Знаки - искусства.

Знаки – математические\экономические

Знаки-научные

Знаки-грамматические

Знаки-безопасности

Символика

Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.

Мозговой штурм

- Зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи её.

2.

«Путешествие по карте»

Горы

Задачи: Создание условий для:

- формирования у детей понятия «горы»., нахождение их на карте, природа, погода, животный и растительный мир гор.

- развити у детей понимания причинно-следственных связей, любознательности.

- Воспитание желания заботиться о нашей Земле.

- формирования умений задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта.

- формирование знаний о структуре горных пород 

Игра «Да-нетка» 

(Развитие системного мышления) 

Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет».

Игра - «Паровозик времени»

(системный оператор)

Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем.

Например: По предметным картинкам: козленок-горный козел- шерстяные вязаные вещи, валенки, старый. и т.д. и каким он был описывают

- опытно-экспериментальная деятельность исследование горных пород- рассматривание какие они по структуре , на что пахожи

Мозговой штурм

- Придумай, как изменить ситуацию в горах.

3.

«Путешествие по карте» + «Классификация»

«Путешествие в смешанный лес».

Задачи: Создание условий для:

- пополнения знаний о смешанном лесе; растительном и животом мире; природе.

- развития творческого потенциала ребенка, любознательности познавательной активности.

- воспитания охранительно-бережного и действенного отношения к природе.

Мозговой штурм

- Что бы увидели в смешанном лесу, если бы вы туда попали?

- Если вырубить весь лес?

- Придумывание фантастического животного.

(Метод фокальных объектов)

Предлагается выбрать любого животного, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Животное может быть жидкий? На него воду пролили? Он игрушечный из геля? может быть воздушным? Резиновым? И т.д. предложить зарисовку животного.

Февраль

1.

«Классификация»

Домашние птицы

Задачи: Создание условий для:

- Закрепить у детей представление о домашних птицах.

- Познакомить с интересными фактами из жизни домашних птиц.

- Развитие мыслительных действий – суждения, аналитикческие, выводы.

- Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним птицам.

Д. игра «Хорошо – плохо».

Игра - «Ты - мой кусочек»

(Приемы фантазирования)

Приём «Деление - объединение».

Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части тела птицы.

Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части:

- Я – утка, ты моя частичка. (Я – хвост, клюв, глаза)

Создание- комбинирование «Чудесная птица» – какие полезные части можно взять от разных птиц.

2.

«Классификация»

Дикие птицы.

Задачи: Создание условий для:

- Закрепление у детей представление о диких птицах. Показать уникальность в жизни диких птиц.

- Развитие понимания причинно-следственных связей, любознательности, фантазирование.

- Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким птицам (невмешательство в их жизнь)

- формирование умений соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

МФО – метод фокальных объектов

Игра «Фантастическая птица» или «Несуществующая птица»

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.

Скворобей - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

Уткопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрая! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне она очень нравится! Это очень редкая птица. Живет только в Австралии. Прыгучая. Занесена в Красную книгу.

Коршузуб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.

3.

«Река времени»

Российская армия.

Задачи: Создание условий для:

- Продолжать расширять представление о нашей Российской Армии (о родах войск), о воинских званиях; героизме солдатов, офицеров в годы войны.

- Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности.

- Воспитывать любовь к нашей Родине, к родному краю.

СО – системный оператор

- Каким ты видишь армию будущего?

6

3

9

4

1

7

5

2

8

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

- В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция). Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер)

- В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы  рассказать: какое оно, из чего состоит? Какая главная часть есть у объекта, что бы выполнить своё дело?

- В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где главное место функционирования объекта? (живёт или находится).

- В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

- В окошке № 5 мы узнаем, каким был старинный объект раньше, из чего состоял.

- В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

- В окошке № 7 - представим, каким он может быть в будущем. Что плохого в современном объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?

- В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

- В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем. Какая-то функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности

При организации занятий познавательного цикла необходимо  учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать ра...

Культурно-смысловые контексты

Культурно-смысловые контексты...

Буклет .Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.

Опыты/экспериментирование;Коллекционирование/классификация;Путешествие по карте;Путешествие по реке времени....

«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты»

laquo;Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты». Была разработана система работы по теме «Игры с элементами ТРИЗ в культурно-смысловых контекста...

Учебно-тематический план на осень по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)

Разработка  тематического плана по осенним  месяцам в разных направления: "Река времени", "Путешествие по карте", "Классификация" с внедрением технологии ТРИЗ....