Культурно-смысловые контексты
материал на тему

Макарчук Ксения Сергеевна

Культурно-смысловые контексты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основания подбора содержания для продуктивной деятельности

Культурно-смысловые контексты.

        Совместную деятельность взрослому следует строить на содержаниях, интересных детям.  Поэтому каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые обусловят привлекательность работы для дошкольников.

        Назовем эти смысловые поля культурно-смысловыми контекстами («упаковками»). Они и будут вторым основанием подбора содержаний для совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми.

        Без культурно-смысловых контекстов работа будет лишена для ребенка внутренней мотивирующей силы и превратится в скучные учебные упражнения. Контексты могут определяться темами интересными для дошкольников и  задачами для  введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного, театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна. В качестве таких культурно- смысловых контекстов, «упаковывающих» или «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:

  • изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
  • создание произведений для собственной художественной галереи;
  • создание коллекций;
  • создание макетов;
  • изготовление украшений, сувениров;
  • создание книги;
  • изготовление предметов для собственного театра.

Остановимся на каждом из этих культурно-смысловых контекстов подробнее.

        1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие  умения и навыки.

        Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги) и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением).

        Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.

        2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связана, в основном, с художественной изобразительной деятельностью (графика, живопись, лепка, коллаж, аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармонии линий, цветов, масс (объемов), гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве (композицией).

        Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.

        Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например декоративное рисование).

        3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемый страны). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно-исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея). Наиболее подходящие типы работы — по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).

        4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, длящимися настолько долго, насколько долго удерживается в группе увлечение той или иной историей, сказкой, игрой. К примеру, макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромы и аэродромы, города, зоопарки, различные ландшафты. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.

        Самые подходящие типы работы — с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых элементов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).

        5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов работы.

        6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными), ведению летописи группы, дневника природы. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация_рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга — как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы — с незавершенным продуктом и по словесному описанию.

        7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».

        Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, с темой недели,  тематикой познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.

        Некоторые из этих культурно-смысловых контекстов воспитатели используют в своей работе, но делают это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими обучающие занятия (например сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам). Авторы программы предлагают все развивающие задачи на занятиях продуктивной деятельностью облекать в такие рамки интересного дела.

Продуктивная  деятельность  –  это  превращение  того  или  иного исходного  материала  (комплекса материалов)  в  конкретный  продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). Развитие  продуктивной  дошкольников,  подчиняясь  общей  тенденции предварительного  вычленения  цели  –  замысла  (не  просто  –  «Что получится», а «Что я хочу сделать»), имеет в рамках этой тенденции две линии:

1)  Движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);

2)  Творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.

Обе  эти  линии  должны  быть  учтены  в  подборе  содержаний  для продуктивной деятельности взрослого с детьми. Основания подбора содержаний для продуктивной деятельности. Чтобы  почувствовать  себя  созидателем  ребенку  нужно  видеть  плоды своего  труда  в  форме  конкретной  вещи  (будь  то  рисунок,  поделка, аппликация),  которую  можно  держать  в  руках,  демонстрировать  другим, гордиться ею. Это вещь, которая продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения или у него дома. Поэтому здесь не годится работа с «раздаточным материалом», продукт которой эфемерен – целью для дошкольника должно быть создание личного продукта – осязаемой вещи. Предлагая  создавать  ту  или  иную  вещь,  то  есть,  намечая  цель,  можно использовать разные формы ее представленности ребенку:  

1) образцы  продукта  (в  виде  готовой  вещи  или  ее  графического изображения);

2) частично  заданные  в  самом  материале  элементы  (незавершенные наброски),  ориентирующие  на  определенный  результат  (завершение продукта – вещи разной степени готовности);

3) графические схемы создаваемого продукта (чертежи, планы, выкройки, эскизы);

4)  словесное  описание  цели  или  условий,  которым  должен соответствовать будущий продукт.

Многообразие содержаний для продуктивной деятельности реализуются через четыре типа работы:

1) работа по образцам;

2) работа с незавершенными продуктами;

3) работа по графическим схемам;

4) работа по словесному описанию цели – условий.

Основные признаки совместной  партнерской деятельности взрослого с детьми:

  •  включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  •  добровольное присоединение дошкольников к деятельности  (без психического и дисциплинарного принуждения);
  •  свободное общение и перемещение детей во время деятельности  (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

«Совместная деятельность» - равноправное, равнозначное сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности

При организации занятий познавательного цикла необходимо  учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать ра...

Буклет .Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.

Опыты/экспериментирование;Коллекционирование/классификация;Путешествие по карте;Путешествие по реке времени....

«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты»

laquo;Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты». Была разработана система работы по теме «Игры с элементами ТРИЗ в культурно-смысловых контекста...

Учебно-тематический план на осень по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)

Разработка  тематического плана по осенним  месяцам в разных направления: "Река времени", "Путешествие по карте", "Классификация" с внедрением технологии ТРИЗ....

Учебно-тематический план на зиму по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)

В учебном плане внедрено использование культурно – смысловых контекстов и приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач)- это приобретает особую актуальность. Они позволяют совершенн...