Учебно-тематический план на осень по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Синицына Ольга Николаевна

Разработка  тематического плана по осенним  месяцам в разных направления: "Река времени", "Путешествие по карте", "Классификация" с внедрением технологии ТРИЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_ksk_osen.docx247.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план на сентябрь, октябрь, ноябрь

по культурно - смысловым контекстам  

(с элементами технологии ТРИЗ).

№ п\п

Тема / содержание

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые в КСК

Сентябрь

1.

«Путешествие по карте»

«Мы юные путешественники»

Задачи : Создать условия для:

- формирование представления у детей о некоторых правилах поведения в разных ситуациях.

- развития умений делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление.

- воспитания любови к историческим (достопримечательности республики Мордовия) местам, которые есть в нашем городе Рузаевка и столице г. Саранск, рядом с нами, умение работать с картой.

Мозговой штурм

- Придумай что-нибудь интересное и необычное для направления путешествия;

- Как бы ты хотел, чтобы выглядела место куда мы направляемся в путешествие?

Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ – противоречие)

«Путешествовать это хорошо или плохо»? (ответы детей).

На доске весит пустая карта республики Мордовия

Воспитатель и дети с удивлением смотрят, и понять не чего не могут.

Находят письмо:

«У нас исчезли деревья , реки, пропали на деревьях орехи»

Воспитатель:

- Ребята, как мы можем помочь (ответы детей) (ТРИЗ – Мозговой штурм

Приходят к решению. (Вспоминают о молекулах или схематично о маленьких человечках, которые располагаются по-разному, в зависимости от состояния объекта).

Приходят к единому мнению.

- Нам помогут маленькие человечки.

Игра «Маленькие человечки»

Дети изображают твердые, мягкие, жидкие предметы

(сок, камень, тесто и т. д. Если это жидкость они разъединяются, если это что-то более плотное дети зацепятся за руки, если что-то твердое стоят близко к друг другу и держатся за руки)

Воспитатель предлагает разделиться на три команды, чтобы все успеть восстановить.

Дети делятся на команды, придумывают название команды, посыльного, получают задание.

1 команда

Задание «Составить формулу лесного ореха».

2 команда «Составить формулу любого на выбор дерева».

3 команда «Составить формулу на выбор реки».

Дети приступают к заданию. Они из фигурок человечков выкладывают на карте формулы. Например:

Река мокша 

Дерево береза

 

Плод лесного ореха

По окончанию деятельности, дети объясняют почему они так построили формулу из человечков. (Дети смотрят, задают вопросы, делают выводы Чем объект тверже или плотнее, тем человечки должны находиться плотнее).

А теперь давайте заселим животными и высадим растения на карту.

Продуктивная деятельность

Дети находят животных и растения и наклеивают на карту.

2.

 «Путешествие по реке времени»

Знаю ли я себя?

Задачи: Создать условия для:

- Закрепления знаний о частях тела, о значении каждого органа в жизни человека.

- Развития способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом.

- Воспитания потребности в освоении способов сохранение своего здоровья, в выборе здорового образа жизни.

Зарисовка – системный оператор

(ТРИЗ- СО Системный оператор) на мольберте выкладываете схематично на плоскости лифт  

Наш «волшебный экран» он похож на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь - еще в стороны вперед и назад. Этот лифт может ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаёшь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаёшь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаёшь прошлое, вперёд – будущее.

Давайте, прокатимся по всем экранам

- «Что было, есть и будет?»

- Если бы ты сейчас сразу стал взрослым?

3.

«Классификация»

«Кем быть»

 Задачи : Создать условия для:

- пополнения знаний о профессиях людей.

- развития воображения, логического мышления, внимательности.

- воспитание уважения к людям любых профессий.

Мозговой штурм

- Если бы профессии исчезли?

Игра «Да-нет»

Ведущему прикрепляют шапочку с изображением предмета. Ведущий должен угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» и «нет».

Пример: Я человек? – да; - Я повар? – Да; и т.д.

«Я еду в … и беру с собой…» (Развитие творческого воображения)

Умение придумывать, фантазировать.

Правила игры: Ребенок вытаскивает картинку из коробочки и объясняет, зачем она ему нужна в том месте, которое загадал ведущий.

Октябрь

1.

«Путешествие по карте» + «Путешествие по реке времени»

«Глобус и карта»

Задачи : Создать условия для:

- знакомства  с историей появления и использования глобуса, значение и роли карты ,соответствие карты и глобуса;

- формирование умений пользоваться географической картой.

- развития и активизации любознательности, воображения.

- воспитания желания заботиться о нашей Земле.

Системный анализ - (системный оператор)

-Рассмотреть планету Земля на СО.

Система – планета Земля,

подсистема – моря, горы, равнины, суша, человек и т.д.,

надсистема – Галактика;

 прошлое системы – космическая пыль,

будущее – прямое сообщение с другими планетами.

«Мозговой штурм»

- Как улучшить жизнь на нашей планете?

2.

«Классификация»

«Готовим угощение». 

Задачи: Создать условия для:

- закрепления умений по отождествлению себя в проблемной ситуации.

- воспитания потребности в освоении приготовлении блюда из наглядных моделей.

- уточнения и пополнения знаний о полезных продуктах

Системный анализ  

На кольце Луллия поселились продукты: мясные, овощи, фрукты. Дети вращают круги и выбирают из каких продуктов какое блюдо приготовят. (составить меню из трех блюд)

Игра «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)

Умение находить аналогии. Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, по каким признакам могут быть похожи объект – цветом, формой, размером, назначением, частями тела и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились

3.

«Классификация»

«Выбираем транспорт»

Задачи : Создать условия для:

- формирования умений классифицировать транспорт по видам.

- умения обобщать и систематизировать представление о видах транспорта.

- знакомства детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей.

- уточнения и расширения представлений о правилах поведения в транспорте.

Метод фокальных объектов

Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.

- Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле.

- Структурный подход: наземный, воздушный, водный.

- Выложить карточки с изображением видов транспорта: от самого медленного к самому быстрому.

Игра «Кто мои друзья» (Развитие системного мышления)

Умение находить аналогии.

Игра подвижная, в нее лучше играть там, где пространство позволяет бегать. Нужно вспомнить, по каким признакам могут быть похожи объект – цветом, формой, размером, назначением, частями тела и т.д. Ведущий отходит от игроков как можно дальше и со своего места называет объект, в который он превратился. Дальше ведущий произносит слова: «Раз, два, три! Кто мой друг по признаку (вставить нужный признак) ко мне беги!». Дети подбегают к ведущему и называют, в кого они превратились.

Ноябрь

1.

«Река времени»+ «Путешествие по карте»

«Широка страна моя родная»

Задачи : Создать условия для:

- уточнения и дополнения знаний о России, традициях, быте народа России

- формирования представлений о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей.

- воспитания любови к родной стране.

Морфологический анализ- Придумай фантастическое государство, в котором живут необычные люди с необычной природой.

Здания

Животные

Растения

Транспорт

Люди

Высотные

пушистые

цветущие

стремительный

солнечные

Хрустальные

ласковые

ароматные

мигающий

гиганты

Подвесные

летающие

фруктовые

вращающийся

крикливые

прозрачные

дрессированные

ягодные

виртуальный

смелые

СО – системный оператор

- Каким ты видишь государство будущего?

6

3

9

4

1

7

5

2

8

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

- В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция). Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер)

- В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы  рассказать: какое оно, из чего состоит? Какая главная часть есть у объекта, что бы выполнить своё дело?

- В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где главное место функционирования объекта? (живёт или находится).

- В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

- В окошке № 5 мы узнаем, каким был старинный объект раньше, из чего состоял.

- В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

- В окошке № 7 - представим, каким он может быть в будущем. Что плохого в современном объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?

- В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

- В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем. Какая-то функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?

2.

 «Река времени»

Настенный календарь.

Задачи : Создать условия для:

- Познакомить детей с историей возникновения настенного календаря. Рассказать и показать разные виды календарей.

- Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности.

- Воспитывать стремление планировать свою жизнь.

Метод фокальных объектов

Придумай свой настенный календарь.

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.

- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.

- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

- Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

3.

«Река времени»

Неделя, месяц, год и век. 

Задачи : Создать условия для:

- Закрепления и пополнения знаний и представлений детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов.

- Закрепление сведений о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век.

- Развитие мыслительных действий – суждения, выводы.

- Воспитания умения и стремления планировать свою жизнь.

«Метод фокальных объектов

«Зарисуем век»

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.

- Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

- Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.

- Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

- Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

- Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности

При организации занятий познавательного цикла необходимо  учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать ра...

Культурно-смысловые контексты

Культурно-смысловые контексты...

Буклет .Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.

Опыты/экспериментирование;Коллекционирование/классификация;Путешествие по карте;Путешествие по реке времени....

«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты»

laquo;Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты». Была разработана система работы по теме «Игры с элементами ТРИЗ в культурно-смысловых контекста...

Учебно-тематический план на зиму по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)

В учебном плане внедрено использование культурно – смысловых контекстов и приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач)- это приобретает особую актуальность. Они позволяют совершенн...