Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое. Русская изба»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Тема: «Путешествие в прошлое. Русская изба».

    Цель: Формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.

    Задачи:

    О/о «Познавательное развитие»

    1.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, посуда и т.д.).

    2.Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (чугунок, ухват и т.д.).

    О/о «Речевое развитие»

    1.Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

    О/о «Художественно-эстетическое развитие»

    1.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской национальной музыке.

    2.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

    О/о «Физическое развитие»

    1.Развивать двигательную активность детей.

    2.Формировать интерес к русским народным играм.

    Словарная работа:  изба, горница, светелка, прялка, сундук, ухват, чугунок, самовар.

    Предварительная работа:

    • Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари.
    • Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов, прослушивание русских народных мелодий, песен.
    • Знакомство с народными инструментами, ложками.
    • Разучивание танца «Сударушка».
    • Знакомство с народными играми.
    • Обустройство мини-музея «Русская изба».

    Оборудование:

    • Русская изба с предметами быта (печь, стол, лавки, старинная посуда, прялка и др.)
    • Русские народные костюмы по количеству детей.
    • Записи русских народных песен и видеоклипа «Русская изба».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkaya_izba.docx493.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребёнка детский сад № 13 « Теремок»

    142181 , Московская обл., г. Климовск, ул. Дм. Холодова, д.13   тел/ факс 8(4967) 62-68-36

    Конспект

    непосредственной образовательной деятельности с

    дошкольниками подготовительной группы

    на тему:  «Путешествие в прошлое. Русская изба»

    F:\ИЗБА Занятие 1-ая группа\DSC_0392.JPG

    Составила воспитатель: Рыбакова Н.С.

    г. Климовск

    2017 г.

    Тема: «Путешествие в прошлое. Русская изба».

    Цель: Формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.

    Задачи:

    О/о «Познавательное развитие»

    1.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, посуда и т.д.).

    2.Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (чугунок, ухват и т.д.).

    О/о «Речевое развитие»

    1.Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

    О/о «Художественно-эстетическое развитие»

    1.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской национальной музыке.

    2.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

    О/о «Физическое развитие»

    1.Развивать двигательную активность детей.

    2.Формировать интерес к русским народным играм.

    Словарная работа:  изба, горница, светелка, прялка, сундук, ухват, чугунок, самовар.

    Предварительная работа:

    • Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища и для изготовления домашней утвари.
    • Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов, прослушивание русских народных мелодий, песен.
    • Знакомство с народными инструментами, ложками.
    • Разучивание танца «Сударушка».
    • Знакомство с народными играми.
    • Обустройство мини-музея «Русская изба».

    Оборудование:

    • Русская изба с предметами быта (печь, стол, лавки, старинная посуда, прялка и др.)
    • Русские народные костюмы по количеству детей.
    • Записи русских народных песен и видеоклипа «Русская изба».

    Ход ООД:

    Дети входят, здороваются с гостями и садятся на стульчики.

    1. Мотивационно-ориентированный этап.

    Воспитатель:

    Чем раньше в будущее входим,

    Тем больше прошлым дорожим

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

    1-й ребенок:

    Мы начинаем свой рассказ

    И специально, лишь для вас

    Назад мы стрелки повернем

    И время прошлое вернем

    1. Проблемно-поисковый этап.

     2-й ребенок:

    Узнаем мы, как предки жили,

    Что ели, что они носили.

    Как свои избы украшали,

    Как потрудившись, отдыхали.

    Видеоклип «Русская изба».

    1. Практический этап.

    Воспитатель:

    - Ребята, вот так выглядели русские народные избы. Мастера-умельцы возводили их с большой любовью. Каждый старался делать свой дом не похожим на другие. Украшали дома не только снаружи, но и внутри.

    1-й слайд «Горница».

    - Вот так выглядела главная комната в избе – горница. Большую часть комнаты занимала печь. Здесь же был большой стол, лавки, которые служили и постелью. Обратите внимание на икону, ее вешали в восточный угол избы. Как называли этот угол?... Встарину люди не начинали не одно дело без молитвы. Чтобы вести дом, людям приходилось много трудиться, поэтому в народе говорили:

    «Домом жить – не лукошко шить»,

    «Домом жить – не развеся уши ходить»,

    «Не красна изба углами, а красна пирогами».

    - А еще в старые –добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе – устраивали посиделки. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни лапти да лукошки плетут, другие ложки да плошки из дерева вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Весело было!

    - Да что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Садитесь-ка, девицы, за прялку.

    2-й слайд «Прялка».

    Воспитатель:

    - Прялка в крестьянской избе была важным предметом, она, можно сказать, одевала всю семью.

    Ребенок читает стихотворение «Прялка».

     Выходят три девочки, садятся на скамейку у прялки, имитируя работу.

    1-я девочка:

    У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

    2-я девочка:

    Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

    3-я девочка:

    Хорошо прядешься – весело поешься.

    Исполняется песня Б.Пархаладзе «Прялка».

    3-й слайд «Печь».

    Воспитатель:

    - Но все-таки главным предметом в избе была печь.

    Рассказывает о печке. Дети вспоминают пословицы.

    «Печь нам мать родная»,

    «Кожух с плеч, да и полезай на печь»,

    «Хлебом не корми, только с печи не гони»,

    «Счастье придет и на печи найдет».

    Входит мальчик с охапкой дров, укладывает дрова к печке, читает:

    Русской печи нет добрее

    Всех накормит, обогреет,

    Варежки сушить поможет,

    Деток спать она уложит.

    4-й слайд «Чугунок  ухват».

    Воспитатель:

    - В печи готовили еду в специальной посуде – в чугунках. Чтобы не обжечься, чугунки ставили в печь и вынимали обратно с помощью ухвата. Вот и мы уже наладили кашу в печь. Осталось только огонь развести.

    Проводится веселая игра «Гори, гори ясно».

    Водящий выбирается с помощью считалки

    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Стой подоле,
    Гляди в поле —
    Едут там трубачи
    Да едят калачи.
    Раз, два, не воронь,
    Беги, как огонь!

    Воспитатель обращает внимание детей на сундук  в углу.

    Дети подходят, открывают, девочки достают платки.

    Воспитатель:

    Ах, красавицы-девицы!

    До чего же хороши!

    Как же вам идут платочки,

    Говорю я от души.

    Даже весь честной народ

    Открыл от удивленья рот.

    Что ж вы, молодцы, вставайте.

    Девиц на пляску приглашайте.

    Исполняется танец «Сударушка».

    1. Оценочно-рефлексионный этап.

    Воспитатель:

    А сейчас я вам ребята свои загадки загадаю.

    Что в избе моей запомнили, по ответам я узнаю.

    1-я загадка

    Стригли, щипали, а после чесали.

    Чисто, пушисто, к доске привязали (шерсть, прялка).

    2-я загадка

    Летом спит – зимой горит.

    Рот открывает,  что дают – глотает ….(печь).

    3-я загадка

    Не бык, а бодает.

    Не ест, а еду хватает.

    Что схватит – отдает,  а сам в угол идет …(ухват).

    4-я загадка

    Он как круглая кастрюля,

    Он чумазый, не чистюля.

    Где там в печке уголек?

    Кашу сварит… (чугунок).

    5-я загадка

    Эту обувь не забыли

    Хоть давным-давно носили.

    Влезут дети на полати,

    У печи поставят….(лапти).

    6-я загадка

    Он стоит покрыт ковром,

    Ларь с хозяйкиным добром…(сундук).

    7-я загадка

    Стоит толстячок, пожавши бочок.

    Шипит и кипит.

    Всем чай пить велит… (самовар).

    Воспитатель:

    Славился русский народ своим гостеприимством да угощением знатным.

    - Чем же мне гостей дорогих угостить да попотчевать?

    5-й слад «Самовар, чаепитие».

    Девочка берет самовар, выходит в центр зала, за ней выходит другая с блюдом в руках. Все дети встают. Мальчики берут ложки, девочки платочки. Исполняются частушки:

    1-й ребенок

    Я иду, иду, иду

    Самовар в руках несу.

    Эх, чай, чай, чай

    Уж ты кумушка встречай.

    2-й ребенок

    Тары-бары-растабары,

    Выпьем чай из самовара.

    С пряниками, с сушками,

    Сладкими ватрушками.

    3-й ребенок

    Посиделки, вечеринки.

    У кого ты ни спроси.

    Это русские картинки

    Нашей жизни на Руси.

    4-й ребенок

    Мы делились новостями,

    Мы старались вас  развлечь

    Мы прощаемся с гостями.

    Говорим (все вместе):

    - До новых встреч!

    Вперед выходят два ребенка:

    1-й ребенок

    Предки хранили веками

    Обычаи нашей страны,

    И мы, принимая их знамя,

    Беречь этот опыт должны.

    2-й ребенок

    Великим народ стать не может,

    Не помня, не зная корней.

    А нам память предков поможет

    Гордиться Отчизной своей.

    Уход детей в группу под видеоклип «Русская изба».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему:"Путешествие в страну Словандию"

    Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель:способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Путешествие по республике Марий Эл»

    Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности детей на тему "Путешествие по республике Марий Эл". Данный конспект разработан для детей подготовительной к школе групп...

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Путешествие по Самаре".

    Цель: формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей о истории города Самара, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края....

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Путешествие в лес» с использованием современных образовательных технологий

    Данный конспект направлен на то,чтобы  вызвать у детей интерес к окружающему миру и сформировать представление детей о роли леса в жизни человека....

    Конспект открытой непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну Математики» с использованием ИКТ.

    Показ  открытой  непрерывной непосредственно образовательной деятельности на районном методическом объединении воспитателей...

    Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» Тема: «Путешествие в космос » (образовательная область «Познание »)

    Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми  подготовительной  группы  «А» Тема: «Путешествие в космос »(образоват...