Мастер - класс по составлению рассказа "МОЙ ГОРОД"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ткач Ирина Алексеевна


Мастер - класс по составлению рассказа "Мой город"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Матер-класс: Познавательное развитие. Патриотическое воспитание. Ознакомление с социальным миром.

Составление рассказа «Мой город».

Цель: Создание условий для познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста по теме «Мой город». Развивать интерес к родному городу, расширять представления о малой родине.

Используемые технологии: ТРИЗ-технология (метод морфологического анализа:  «системный оператор»), ИКТ-технология.

1.Давайте познакомимся. Коммуникативная игра «Передай мяч».

2.Я вам загадаю загадку, попробуйте отгадать.

В нём домов не сосчитать,

Улиц, парков, скверов,

В плитку и асфальт одет,

Он жителями в целом! (город)

- В каком городе вы живёте? (Электросталь).  

-Представляю  вам мастер-класс  из опыта своей работы по составлению рассказа «Мой город» с  использованием ТРИЗ-технологии, ИКТ - технологии.

Предлагаю начать. А поможет нам «Системный оператор» и небольшое стихотворение.

Так как в ТРИЗ-технологии всё должно волшебно и загадочно, то для детей это «волшебный экран».

Свою работу с воспитанниками я как правило начинаю с фразы:

-«Что-то ты сейчас возьми, на экране рассмотри».

-Если мы рассмотрим что-то…  А что мы сегодня будем рассматривать на волшебном экране?

- Я не случайно загадала вам ранее загадку (показывает фото города).

-Сегодня на волшебном экране мы рассмотрим наш город Электросталь.

-Светлана, что-то ты сейчас возьми, на экране рассмотри. Предлагает коллеге поставить в середину экрана фотографию нашего города.

-Это что-то для чего-то. Для чего нужен город? (варианты записываем)

-Это что-то из чего-то. Что есть в нашем городе Электросталь? (заслушиваем ответы, затем  выбираем картинку)

-Это что-то часть чего-то. Наш город часть чего? (заслушиваем ответы, затем выбираем картинку).

-Чем то было это что-то… У всего есть прошлое и у городов тоже. Что было в прошлом у нашего города? Каким был наш город? И всегда ли был городом? Что было на этом месте? (выбираем картинку).

-Это что-то из чего то? Что было в посёлке Затишье? (выбираем картинку).

-Это что-то часть чего-то… Частью чего был посёлок Затишье? (выбираем картинку).

-Что-то будет с этим что-то… У каждого есть будущее, есть оно и у городов. Как вы думаете, представляете, каким будет наш город в будущем? Что изменится? Исчезнет навсегда? Что появиться нового? Какими будут дома? Детские сады? Парки? Детские площадки? и т.д. (заслушиваем ответы, выбираем картинку)

Сейчас небольшое отступление от нашей работы. Рекомендация. Мы с вами сейчас рассмотрели  наш город в настоящем времени (как систему, надсистему, подсистему), так же мы рассмотрели систему в прошлом и затронули будущее время. После этого, необходимо предложить воспитанникам по цепочке придумать предложение с помощью волшебного экрана  и рассказать про город Электросталь, вспоминая стихотворение:

Что-ты ты сейчас возьми, на экране посмотри.

Это что-то из чего,

Это что-что часть чего-то,

Это что-то было чем-то,

Это что-то будет чем-то…

-Но так как я целенаправленно занимаюсь с детьми с младшего дошкольного  возраста патриотическим воспитанием, то мои дети к подготовительной группе умеют работать малыми подгруппами, поэтому им я предлагаю следующее (давайте, и мы свами попробуем сделать так же): нам нужно разделиться на три подгруппы.

-Одна подгруппа  составляет предложения про город Электросталь  в настоящем времени.

-Вторая подгруппа работает над предложениями для рассказа  в прошлом времени.

-Третья подгруппа составляет предложения про город будущего.

Предлагаю записывать ваши мысли, идеи, предложения бумаге. Работаем, пока звучит музыкальное сопровождение. Как только музыка заканчивается, подгруппы перестают работать. К каждой подгруппе я подойду, подскажу. Направлю. Не переживайте.

Звучит музыка. Идёт работа малыми подгруппами.

-Молодцы. Вы все очень активно и  творчески отнеслись к работе в группе. Предлагаю теперь всем вместе по цепочке с помощью волшебного экрана, картинок, ваших придуманных предложений придумать рассказ на тему «Мой город».  Я начну первая и передам эстафету следующему с помощью флажка.

-Есть на свете высокие горы,

Есть на свете целинная даль,

Есть на свете хороший город,

Город стали – Электросталь.

Передаёт эстафету следующему в подгруппу «Настоящее время».

Приблизительный рассказ: В городе много домов, улиц, скверов, зданий и т.д. В нашем городе много заводов. Развлекательных торговых центров, несколько кинотеатров, парков культуры и отдыха. Город Электросталь находится в Московской области на территории большой и огромной страны – России. Передаёт флажок следующе подгруппе «Прошлое время».

Приблизительный рассказ: Раньше на месте города Электросталь был небольшой посёлок Затишье. Там была  железная дорога, одноэтажные, деревянные и каменные дома. Около посёлка были заложены и построены два больших завода (снаряжательный – для производства снарядов и металлургический – для выплавки высококачественных отечественных марок стали). Хозяином заводов был Николай Александрович Второв – крупный российский предприниматель. Заводы положили начало поселению, которое со временем выросло в красивый благоустроенный город Электросталь. Флажок передают в подгруппу «Будущее время»

-В будущем наш город станет ещё красивее, ещё лучше. Мы вырастем много красивых аллей, цветов. У нас будет самый необычный экопарк и парк развлечений…..

Затем флажок попадает к Ире и она заканчивает рассказ стихотворением под тихое музыкальное сопровождение. На экране фотоном идут фотографии города.

А закончить наш рассказ мне бы хотелось так.

Чтение стихотворение

Город – это не только улицы,

И небо, что сильно хмурится.

 Город – это еще и прогулки,

Домики, скверы и переулки.

В городе украшение двора

— Громкая шумная детвора!

 Занятие детям найдется всегда,

Ведь много таят в себе города!

Кто на самокате прокатится чуток,

А кто-то – рассматривать будет песок.

Город – для всех развлечение,

Одна прогулка – уже приключение!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по составлению сценария праздника.

Мастер-класс по составлению сценария праздника, посвящённый выпуску ребёнка в школу в разновозрастной группе детского сада.«Взрослые и дети»....

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Мастер-класс по составлению синквейна с педагогами

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

мастер класс по составлению синквейнов

учимся составлять синквейны...

Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....

Мастер- класс по составлению описательных рассказов.

Мастер- класс по составлению описательных рассказов....

Мастер - класс по составлению рассказа "МОЙ ГОРОД"

Мастер - класс по составлению рассказа "Мой город"...