Материал для прведения различных мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)
Материал для прведения различных мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Манева Татьяна Ивановна
Картотека
«Потешки в режимные моменты для детей младшего возраста»
Потешки. Утренний приём
Он ребятам очень рад Улыбаются матрешки, С добрым утром говорят. |
Дарит деточкам свой свет. А со светом к нам приходи Дружба – солнечный привет. |
По утрам кричит он, здравствуй, На ногах его сапожки На ушах висят сережки, На головке – гребешок, Вот какой он петушок |
Ты умница, разумница, Про то знает вся улица, Петух да кошка, Да я немножко. |
Колокольчики звонили. Дили-дили-дили-дили!- Колокольчики будили Всех жуков, пауков И весёлых мотыльков. Динь, день! Динь, день! Начинаем новый день! Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили Всех зайчат и ежат, Всех ленивых медвежат. И воробушек проснулся, И галчонок встрепенулся… Динь, день! Динь, день! Не проспите новый день! |
Вы проснулись? Доброе утро, носик! Ты проснулся? Доброе утро, ушки! Вы проснулись? Доброе утро, ротик! Ты проснулся? Доброе утро, ручки! Вы проснулись? Доброе утро, животик! Ты проснулся? Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! |
Здесь игрушки ждут ребят, Ждет здесь Ксюшу верблюжонок, Сашу ждет большой слоненок, Даша с мишкою играет, Тема Даше помогает, Нянчит Милечка мартышку, А Кирюша смотрит в книжку. Детям весело в саду! С ними я сюда приду. |
И погладит малыша. «Мяу-мяу» – скажет киска, Наша детка хороша |
Да в садик забегай , Умываться мы пойдем, Где водичка, мы найдем! | |||
| |||
Кто у нас пригожий? Коленька (имя ребенка) хороший, Коленька (имя ребенка) пригожий. | |||
Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — наш малыш А зовут его….. |
Потешки
для тех, кто плачет или шумит
1.Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка, Принесет орешки – Для Машиной потешки. Если будешь плакать, Дадим худой лапоть. | 2.Тише, тише, тишина, Разговаривать нельзя. А кто будет говорить, Того будем выводить, Выводить, наказывать, Слезы не показывать | 3.Это что тут за рев? Уж не стадо ли коров? Это не коровушка – Это Вова-ревушка. Не плачь, не плачь, Куплю калач. | 4.Что ты плачешь, «ы» да «ы», Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать | ||
5.Абри-фини, абри-кос! Едут слезы без колес! Едут, едут, ка-тят-ся! Капают на платьице! Плачут щечки, плачет нос: «Нам не дали Аа-бри-кооос! Ну подумаешь - не дали Абри-фини, абри-кос! Но зато - по-це-ло-вали У лисы боли, у медведя боли, - А Петенькины боли Уйдите за горы. В самый мокрый в мире нос! Чмок!!! | 6.Левушка? Не Левушка... Ревушка? Не ревушка... Так откуда «Уу-уу!!» Раздается - не пойму. Нету ревушек у нас, Кто ж тут плачет целый час? Чей тут мокрый кулачок? Ой, размокнет мужичок. Не размокнет, чики-чок! Посмотрите в кулачок Лева слезки прячет – Больше он не плачет | 7.Случится ли такое! Глазам своим не верю: Бегут две горьких речки и будят весь наш дом! А впрочем, вот послушай: Однажды в Горькой речке Козленок искупался и стал таким соленым! И горьким стал таким, что до сих пор козленка, Который искупался однажды в Горькой речке, Нельзя поцеловать | 8.Го-ро-шинки, Не-про-шенки, Откуда вы взялись? Трамваем или поездом До Насти добрались? Не-е-ет, Портить настроение Никто вас не просил! А может мы не плакали, А дождик моросил? | ||
9.Ах, кокля-мокля, Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать. | |||||
10.У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи. | 11.Придет киска неспеша И погладит малыша Мяу-мяу – скажет киска Наша детка хороша. | 12.Ой, Никитушка-Никита, Испугался Айболита! Айболит его послушал, Ой, да ой! Покой нарушил! Ну что ты шумишь? Успокойся малыш. | 13.Ты, Катюшечка, не плачь, Я куплю тебе калач, На шею повешу, А потом утешу. | ||
14.А у нашего Петра Настроенья нет с утра! Хнычу-плачу, хнычу-плачу, Не помогут доктора! Ну а если доктор - Дынька? Доктор Персик? Виноград? Пусть приходят, прилетают! И домой, и в детский сад! | 15.Ани-бани, трукатани, Едет баба по Рязани, Она едет на печи, Продает калачи. Калач Горяч, Выходи, Не плачь! | 16.Чики-чики, чики-чок, Где ты, дедушка Молчок? Заходи к нам, посидим, Помолчим... Слышишь, добрый старичок? Тишина! Пришел Молчок! Не спугни его, смотри, Ничего не говори. | 17.Послушай, что тебе скажу: Давай не будем плакать! А то услышит наш сосед, Сосед, которому сто лет, - И нам подарит лапоть! Куда мы в нем с тобой пойдем? Разок шагнем и упадем. | ||
18.Кто тут плачет, Ой-ей-ей! Говорят, сынишка мой? Нет, не плачет мой сынок, Зря вы говорите! Улыбается уже - Посмотрите! | 19.Это - ты, А это - я. Ты хороший у меня, Мой подарок дорогой, И не нужен мне другой! | 20.Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик уж вздремнул, Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит, И тебе он спать велит. | 21.Дедушка-вредушка, К нам не заходи! Дедушка-вредушка, Дом наш обойди, Нет у нас капризных деток - Нет, нет, нет! Видишь, спать ложимся? Видишь - выключаем свет? | ||
22.Уходите, боли, в пол. Уходите, боли, в лес. К лисе хитрющей, К волку в пущу, К вороне в гнездо, К рыбке на дно, К медведю в берлогу, Ко всем по-немногу. Улетели боли, Не вернутся боле. | 23.Маленькая мышка, Утешь мою малышку. Не будет Маша плакать Не будет горевать. Пойдем мы по дорожке На встречу к тете кошке. | 24.В деревню Потеряево Пошли гулять колготки. Пошли и потерялись там, Ах, бедные сиротки! Сидят они под кустиком, Не плачут, а ревут! Хозяюшку, хозяюшку, Хозяюшку зовут. И вспомнила хозяюшка, Где вечером была! Сходила в Потеряево, Колготочки нашла. |
Потешки на зарядку
1.Рано утром на зарядку Выходили по-порядку: Пес-Барбос, утенок смелый И котенок белый-белый. | 2.Большие ноги Шагали по дороге: ТОП, ТОП, ТОП! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ! | 3.Мишка лапки подними, Мишка лапки опусти, Мишка, Мишка покружись, А потом земли коснись. И животик свой потри, Раз, два, три - раз, два, три! | 4.На лугу, на лугу Стоит миска творогу, Прилетели две тетери Поклевали Улетел . |
5.Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. | 6.Вдоль - растушки, Поперек - толстушки, Ручки - берушки, Ножки - бегушки, Глазки - смотрушки, Роток - говорок. | 7.Ручки-ручки - потягушки И ладошки - похлопушки. Ножки-ножки – топотушки, Побегушки, попрыгушки. С добрым утром, ручки, Ладошки И ножки, Щёчки-цветочки – Чмок! | 8.Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём |
9.Тушки-татушки, Испекли ватрушки На окно поставили Остывать оставили А пшеничный пирожок — Он на опарышке взмешён Так высо-о-оконько-высок! | 10.Потягуни — потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся. Вот уже растем, Растем, Растем! | 11.Скок-поскок, Раз — подскок! Два — подскок! Высоко Потолок! Я скачу! Я — лечу! Стать Вы-со-ким Хочу! | 12.Чушки, вьюшки, перевьюшки, Тимбирлим сидит в кадушке А мы его по макушке Бац-бац-бац! |
Потешки при умывании
1.Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. | 2.Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке. | 3.Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды, И потому всегда Всем, везде нужна вода. | 4.Водичка серебристая Струится из-под крана. И мыло есть душистое, Совсем как в нашей ванной | |
5.Тёма, Тёма-малышок! Ты садись-ка на горшок, Не ходи угрюмый, Посиди-подумай! | 6.Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу | 7.Горшок – зеленый наш дружок. Твой цвет всегда нам говорит: «Садись скорей, Ведь путь открыт! | 8.Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, коса, не путайся, Взрослых, детка, слушайся | |
9.Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила, Мылить мылом не старалась, И на лапках грязь осталась. Полотенце в черных пятнах! Как же это неприятно! Попадут микробы в рот. Может заболеть живот. Так что, (имя ребенка), старайся, Чаще с мылом умывайся! Надо теплою водой Руки мыть перед едой! | 10.Полотенчико попросим С нами в прятки поиграть. Прячьте глазки! Прячьте носик! Где ребятки? - Не видать. Вот, нашла! А где же капли? Может сдуло ветерком? Полотенце из слизало, Как котёнок язычком. | 11.Кран, откройся! | 12.Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Мы умоемся водичкой, Чтоб сияло личико! 13.Кто не моет руки с мылом От среды и до среды. На мохнатом полотенце Отпечатаны следы. | |
14.Нам водичка - добрый друг, Скажут детки все вокруг. Мы на руки все польем, - А потом играть пойдем. Говорим тебе - спасибо, Ты даешь ребятам силу. | 15.В ручейке вода струится В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой. | 16.Каждый день я мою мыло Под горячею водой. Мойся, мыло, не ленись, Не выскальзывай, не злись. Вот оно и не упало, Мы не моем его сначала. Ах, опять оно упало, Будем мыть его сначала. Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно. | 17.Это что стоит? Горшок! Раз-два-три-четыре-пять - Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно Писаться в штанишки! Мы все сделаем, как надо. Мама будет очень рада! | |
18.Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико! | ||||
19.От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Таня умывается, Солнцу улыбается! | 20.Руки надо чисто мыть, Рукава нельзя мочить. Кто рукавчик не засучит, Тот водички не получит! | 21.Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги- вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым, Вытрем ручки очень быстро. | 22.Тёплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. | |
23.Из колодца принесла Курица водицы. И цыплята всей гурьбой Побежали мыться. | 24.Кто не моет руки с мылом От среды и до среды. На мохнатом полотенце Отпечатаны следы. | 25.Моем, моем трубочиста Чисто чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист. | 26.Нам водичка - добрый друг, Скажут люди все вокруг. Мы на руки все польем, А потом играть пойдем. Говорим тебе - спасибо, Ты даешь ребятам силу. |
Потешки при кормлении, обеде
1.Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто кашу не ест, кто молоко не пьет - Забодает, забодает, забодает. | 2.А у нас есть ложка Волшебная немножко. Вот -тарелка Вот-еда, Не останется следа! | 3.Кушай кашку, девочка, | 4.На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. |
5.Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам! Чтобы силы были, супчик мы сварили. Мой хороший аппетит в животе один сидит. Ножками топочет - он обедать хочет! Вот несет мне ложечка супчик из горошка И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет. Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт». | 6.Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас, Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко, Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед. | 7.Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери. | 8.Повара нам супчик сварили Самое вкусное туда положила. Мясо, яички, картошку, укроп Очень хотят попасть к …. в роток. Давай-ка не станем их обижать И все что в тарелке будем съедать |
9.Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед. 10.Час обеда подошел, Сели деточки за стол. | 11.Люли, люли, прилетели гули, Коровку подоили, молочком напоили. | 12.Супик жиденький, Но питательный! Будешь худенький, Но пузатенький! | |
13.Гу-гу-гу, гу-гу-гу, На зеленом на лугу, На зеленом на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. Как они летели, Мы на них глядели. Ам! | 14.Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонька Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? | 15.Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет. Все потом ложились спать. Начинай считать опять | 16.Глубоко-не мелко, Корабли в тарелках: Луку головка, Красная морковка, Петрушка, картошка И крупы немножко. Вот кораблик плывёт, Заплывает прямо в рот. |
Потешки при одевании на прогулку и на прогулке
1.Хоть устали одеваться, Но не будем возмущаться! Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два! | 2.Грязи в дом не принесу, Каждой ножкой потрясу! И потопаю потом, - Ой, какой от ног погром! | 3.Руки спрячем в рукавички — Разноцветные сестрички. Сможем дольше мы опять На морозе погулять! | 4.Тушки-тутушки, Где твои ушки? Ушки в шапке, Не достанут лапки. |
5.Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять, Прыгать, бегать и скакать. | 6.Таня варежку надела, | 7.У девочек и мальчиков Зимою мерзнут пальчики. Чтобы пальчики согреть, Что на ручки нам одеть?! | 8.Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. |
9.Завяжи потуже шарф, Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу. | 10.Мама, бабушка, смотрите: Подарил мне папа свитер, Чтоб носить его всегда И не мерзнуть в холода | ||
11.Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. Топ-топ по земле, Ведь земля-то наша. И для нас на ней растут Пироги да каша! | 12.Вот они, сапожки: Этот - с левой ножки, Этот - с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки: Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо! | 13.На дворе большой мороз, Отморозит кукла нос, Теплый шарфик нужен ей, Чтоб укрыться потеплей | 15.Одеваем ревушку Шапку на головушку валенки на ножки, А теперь калошки Ты постой, не реви, А шубейку натени! Рукавички - невелички Прилетели словно птички, на правую ручку скок - На левую ручку скок Мы гулять пойдем, Мы собачку найдем! |
14.Мы снимаем тапки, надеваем шапки, Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки, Надеваем куртки - готовы для прогулки |
Потешки. Готовимся ко сну.
1.Баю, баю, байки, Прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять. | 2.Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши | 3.Баю, баю, спать пора. Гости едут со двора, Со двора едут домой На лошадке вороной. | 4.Спи-ка, Маша – солнышко, Спи-ка, житно зернышко, Спи, моя родная, Рыбка золотая. |
5.Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай И в гудочек не гуди Наших деток не буди. Наши детки будут спать Да большими вырастать Они поспят подольше, Вырастут побольше | 6.Байки-побайки, Прискакали зайки, Стали люльку качать, Сладку дрему навевать, Стали в дудку играть, Начал Миша засыпать. | 8.Со станции Топтушкино, До станции Кровать Скорей добраться нужно нам! И — чуточку поспать! На станции Вставайкино Проснешься — выйдешь сам! И побежишь в Играйкино, К друзьям и чудесам! Ну а пока приехали На станцию Кровать! На этой сонной станциии Так сладко засыпать… | 9.Ходит сон у колыбели, Баю – бай, Чьи тут глазки спать хотели? Баю – бай, Ты не три их кулачками, Закрывай, Сон качает колыбельку, Засыпай |
7.Утром солнышко проснулось. Деткам в окна улыбнулось. Ты, Юрасенька, вставай, И кроватку заправляй | |||
10.Ходит сон по лавочке В красненькой рубашечке, А Сониха - по другой- Сарафанец голубой. Они вместе идут, Дрему Катеньке несут. | 11.Баю-баю, за рекой Ты скорее засыпай. | 12.Маленькие заиньки Захотели баиньки, Захотели баиньки, Потому что заиньки. Мы немножечко поспим, Мы на спинке полежим. Мы на спинке полежим И тихонько посопим | 13.Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки — Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущицнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в ясельной группе № 2,на тему: «Нам без мамы не прожить»
Программное содержание: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение рассказывать потешки , четко проговаривая слова. Формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное, развитие умения сострадать и оказывать помощь. продолжать учить различать цвета: красный, зеленый, желтый, развивать внимательность; Оборудование: большой и медведи, картинки с животными и их детенышами, корзинка для овощей ,овощи (цвета красный, зеленый, белый, желтый, оранжевый). Предварительная работа: беседа о маме, загадки о маме, разучивание потешки «Мишка косолапый». Ход занятия: Дети заходят в группу под песню «Солнышко лучистое светит нам с утра» и садятся на стульчики (полукругом). Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями: Здравствуйте! Ребята, отгадайте загадку Кто любовью согревает
Всё на свете успевает,
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
Вот она какая – ( мамочка родная) отвечают хором.
Наверное, вы догадались, что сегодня мы с вами поговорим о самых добрых, о самых нежных, о самых красивых наших мамах.
Ребята, а кто вас сегодня разбудил и в детский сад привел? Мамочка? А как вы любите своих мам, покажите? (руки крест на крест на груди). Молодцы ребята, надо стараться по чаще мамочку радовать, чтоб она всегда улыбалась. Ребята, но иногда, мы маму не только радуем, но и огорчаем. Вот я буду называть поступок, если этот поступок порадует ваших мам-вы хлопаете в ладоши, а если огорчит –топаем ножками.
- Разбросали по комнате все игрушки (топают, воспитатель подсказывает)
- Научились сами одеваться (хлопают)
-Помогли маме мыть посуду (хлопают)
- Открыли дверь незнакомцу, без спроса вышли на улицу (топают очень громко ). Ой ребята, а кто это рычит, плачет. Посмотрите, это мама медведица, она мне прошептала что очень огорчена, ее медвежонок,весь год был не послушным и его унесла Баба –Яга в лес. Медведица просит нас о помощи и передает вам волшебный колокольчик ,он укажет нам верный путь. Поможем, ребята? Дети: Да . Мы отправляемся в лес, давайте мы тоже будем ходить как медвежата. «Мишка косолапый,по лесу идет…» (Дети идут друг за другом , по кругу). Дзинь –Дзинь !Колокольчик подсказывает нам ребята,что мы с вами должны найти на этой доске фотографию ребенка медвежонка и мымы медведицы! Разглядывают картинки :Корова-теленок ,как ричит …мууу..ит.д нашли фото медвежонка и мамы медведицы. Ребята , нам нужно немного отдохнуть, давайте испечем пирожки для мамы -медведицы и для всех- всех мам! Физкультминутка «Испечем мы пирожки для любимой мамы» Лепим ,лепим пирожок, . И кладем начинку . В пирожок положим мы-сладкую малинку! Испечем мы пирожок, для любимой мамы. Очень вкусный пирожок ,испечем мы сами! Кушай мамочка! Дзинь –дзинь, зазвенел колокольчик . Ребята, кажется, мы уже пришли. Выходит Бабка – Ежка. Кто это там шумит ,Бабушке поспать не дает! Здравствуйте ребятки,вы ко мне в гости пришли,оставайтесь у меня,я деток оооочень люблю!Останетесь? _Нееееет (ответы детей) Воспитатель : Бабушка – Ягушечка , отдавай нам медвежонка ,мы знаем ,что он у тебя . Б-Я: Отдам если вы мне поможете урожай с грядки собрать ,у меня тут круглый год урожай растет .Моя заслуга . Вот вам корзинка.Собирают,и отвечают на вопросы ,это что такое? Помидор, какого цвета ? Красный!А это что такое ? капуста .Какого цвета ? Зеленого.А это что? Кукуруза. Какого цвета? Желтого. А это что? Морковка. Какая ? Оранжевая. А это что? Лук,какой? Белый.Иж какие смышленые! А посчитать сможете? Считают вместе (1,2,3,4,5)Ооох ребятки ,я так люблю салатик капустный ,очень вкусный, помогите мне его приготовить. (Готовят) « Мы капуску чистим ,чистим» Молодцы ребята ,достает медвежонка ,вот вам ваш медвежонок .Только пообещайте ,мне что не будете мамочек своих огорчать,будете самыми послушными детками! Обещаете?(Дааа,кричат дети) До Свидания. До Свидания! А нам Ребята пора в группу,покружились покружились,сново в группе очутились! Понравилось вам наше приключение ребята,А что мы сегодня делали? Маме медведице помогали,хорошие поступки совешали,Чему мы научились сегодня? Что маму надо слушаться и помогать ей всегда,ведь без мамы нам не прожить! До Свидания ребята,вы все сегодня молодцы
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: Использование развивающих игр в ДОУ.
В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «… жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Задача воспитателя - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.
Решающими условиями нормального психического развития ребёнка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно,через игру -положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте . Ввести в детский коллектив, научить дружить и общаться – важнейшая задача воспитателя. Ведь от того, как сложатся отношения ребёнка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.
Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов. Задача воспитателя – заинтересовать малыша, увлечь его полезными развивающими играми, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает её бессмысленной. Недопустимо также подменять игру упражнением или уроком, требовать механического повторения каких-то слов или движений. Тем более недопустимы раздражённый тон и грубость в отношениях с детьми.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей более старшего дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. Важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия и в итоге, самостоятельно приобретать знания. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Как уже известно, развивающие игры – это одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.
В современной педагогике существует немалое количество игр для детей, которые способны развить сенсорные, двигательные и интеллектуальные способности ребенка.
Стоит помнить, что «развитие интеллекта» - это развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Сконцентрировав свое внимание только на одном аспекте, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.
Лучше всего проводить развивающие игры в детском саду в группе детей, так как коллективные занятия помогут развить в ребенке способности к взаимодействию с людьми и коллективный дух.
Игры для дошкольников делятся на:
настолько-печатные (лото, домино, шахматы, настольные игры и т.д.)
словесные (считалки, скороговорки, потешки и тд.)
творческие (волшебный экран, творческие наборы, картинки)
с игрушками и предметами
подвижные
Влияют:
на развитие речи
на развитие мышления
на развитие памяти, внимательности, умения сосредотачиваться на проблеме
на развитие воображения
Помните, что в «арсенале» должны присутствовать разнообразные развивающие игры. Но это совсем не означает, что нужно иметь их в большом количестве. Обилие игр в детском саду рассеивает внимание детей и не позволяет им хорошо овладеть правилами и содержанием. Если же развивающие игры для детей не соответствуют их возрасту, то дошкольники не смогут в них играть. А слишком простые игры не возбуждают у детей умственной активности. Будьте внимательны при подборе игр.
Новые игры для детей дошкольного возраста вводить нужно постепенно. Они должны быть доступными для детей, но вместе с тем требовать определенного напряжения сил и способствовать их развитию.
Важно помнить, что игры, прежде всего, должны доставлять ребенку удовольствие. Малыш должен радоваться, что узнал что-то новое. Ведь эта радость является залогом успешного развития детей в раннем возрасте, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:
1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.
2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение).
На каждом занятии предлагается наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты не просто сопровождают, «обслуживают» иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизируют его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают здесь в единстве.
Занятия должны проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Работа с настольными играми чередуется с подвижными, использованием физкультминуток.
Особые игры – соревновательные, в которых самое главное для ребенка – выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели.
Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.
Если ребенок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам.
Ребенку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими детьми, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Это игры-хороводы, некоторые сюжетные игры, требующие взаимодействия.
В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. У таких детей полезно повышать их самооценку, уверенность в своих силах. Нужно постоянно отмечать успехи и достижения ребенка, даже незначительные: «Смотри, каким ты стал ловким, как у тебя хорошо получается!».
В общем, развивающие игры для детей помогут им овладеть навыками, которые очень пригодятся им в школе.
Один из важных навыков, который нужно освоить малышу перед школой – умение логически мыслить, нормально сопоставлять частное и общее, выстраивать причинные связи. Для этого существует масса игр, с помощью которых кроха без проблем овладеет навыками логического мышления.
Развивающие игры не только помогут ребенку научиться мыслить, но и дадут представление про окружающий мир, будут способствовать дальнейшему развитию речи. Лучшее развитие пространственного мышления стимулируют головоломки.
Очень важны развивающие игры и для детей-инвалидов. Игровая терапия для них станет не только способом получить знания и изучить мир, но и улучшить их эмоциональное состояние. Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Конечно, всё это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика – это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность игрой ведут к формированию личности человека.
Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
Ж.-Ж. Руссо
.
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе «Родина моя - Россия» Манева Татьяна Ивановна Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи:
1. Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна;
2. Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России ,Малая Родина – город Воронеж); Расширять представления о богатствах нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
3. Систематизировать знания детей о символике государства;
4. Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям;
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны;
5. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, загадки,рассматривание фотографий «Моя Россия» – пейзажи;
6. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом отношении к природе родной страны,людям своей страны, о нашем единстве.
Материалы для творчества: заготовки с прошлого занятия, ладошки синего ,белого и красного цвета, заготовка флага из картона ,формат А3,клей карандаш для каждого ребенка ,влажные салфетки, для совместной работы «Флаг России» Организационный момент.
(звучит русско-народная музыка «Во поле берёзка стояла», дети входят в группу садятся на стульчики)
Воспитатель начинает занятие словами стихотворения Е. Карасевой «Наша Родина»
У каждого листочка.
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
Объявление темы. Ребята ,давайте поприветствуем наших гостей, радушно, широко ,как принято у Россиян ,поклонились «Здравствуйте, гости дорогие». Добро пожаловать на наше итоговое занятие.
- Сегодня , мы поговорим о том, что такое Родина для каждого человека и с чего она начинается.
НОД
- Ребята, а что такое Родина?
Ответы детей
Воспитатель - Слово «Родина» много значит для каждого из нас. Этим словом, прежде всего, называют город или посёлок где вы родились. Родным краем мы называем место, где прошло наше детство, где мы выросли. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной»подходящее слово. Подумайте, кого или что мы можем назвать родным. (Папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка, дом, детский сад, улица, станица, страна).
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём? (Россия). На земле существует много разных стран. Какие страны мира вы знаете? (Ответы детей). А какая страна в мире самая большая? (Ответ детей). Самая большая страна в мире – Россия. Воспитатель:
- А Родиной с большой буквы мы называем страну, в которой мы с вами все вместе живём. Воспитатель: Да, мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Каждой страной кто-то управляет, а такой большой страной, как наша, особенно трудно управлять. Как же называют самого главного человека в нашей стране, который управляет всей страной? (ответы детей - президент). Как зовут президента? (В.В.Путин.)
Быть президентом очень ответственная и трудная работа.
А как называется наша Малая Родина, где мы родились и живем? (Город Воронеж)
(педагог вносит глобус и привлекает к ней внимание детей) Ребята кто знает что у меня в руках ? Это глобус ,правильно. Глобус- это модель планеты Земля.
- Посмотрите, какую территорию занимает наша страна
(показывает указкой границы России)
Воспитатель:
- Россияне гордятся просторами и красотой своей Родины. Ребята, мы уже рассматривали на глобусе нашу страну – что вы можете сказать о размере нашей страны?
Ответы детей (Россия – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь её на поезде – понадобиться целая неделя ,а на самолете целый день) .
Всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте.
- Это карта нашей страны. Большая – правда? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет? (Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
Да, у России много природных богатств. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
Поэтому, у нашего народа есть много пословиц и поговорок о Родине и о ее защите.
- А какие вы знаете пословицы или поговорки? (Ответы детей)
1. Нет Земли краше, чем Родина наша!
2. Береги Землю любимую, как Маму!
3. Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
- Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от ее врагов.
А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор».
Возьмите себе по два круга – красный и зеленый. Смотрите! Кто догадается на что похожи эти круги? (Ответ детей)
- Правильно! Это цвета светофора (вспоминаем с детьми, что означают цвета светофора: красный цвет запрещает, а зеленый разрешает)
-Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его водой, землей и тканью.
Воспитатель: Ребята ,а сейчас мы с вами будем отгадывать загадки ,слушаем внимательно. 1.Где белоствольные берёзки Растут кругом под небом синим? Они милы и так неброски, Берёзки родом из… (России) 2.В какой стране под небом вьётся Флаг бело-сине-красный? Врагу он в руки не даётся, Такой флаг есть в стране… (России) 3.Где раньше сарафаны всюду Все женщины до пят носили? Наряды эти — просто чудо, Они пришли к нам из … (России) 4.Откуда яркая матрёшка, А также вкусная окрошка? Кого б об этом ни спросили, Ответят дружно — из… (России) 5.А ну, быстрее угадай-ка, Откуда родом балалайка? Её давно все полюбили, А родилась она в… (России) 6.Их в старину и стар, и млад, Плести умели все подряд, И с удовольствием носили, Откуда лапти? Из… (России) 7.А кто ответит мне сейчас — В какой стране придуман квас? Его, наверняка, вы пили, Квас тоже родом из… (России) 8.Пошла я как-то на базар Купить пузатый самовар, Чтобы друзья чайку попили, А самовар-то из… (России). Молодцы ребята, отгадали вы мои загадки .(в группе на столе стоит настоящий самовар, лапти ,матрешка, графин с квасом, балалайка,березка) . Физминутка: (Дети вместе с воспитателем встают и рассказывают стихотворение «Большая семья» с движениями)
Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинки, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все наше родное!
Это Родина моя.
Воспитатель: А чем отличаются разные страны друг от друга?
Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, флагом, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой)
Воспитатель: - Всё правильно. У каждой страны есть свои государственные символы. Это герб, флаг и гимн. Есть они и у России. Каждый государственный символ является эмблемой государства и его отличительным знаком.
Воспитатель: - гимн Российской Федерации – это особая торжественное музыкальное произведение, которое исполняется в особенных, важных случаях. Каждый гражданин должен знать свой гимн. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.
(звучит отрывок гимна России все встают)
Дети: (все встают)
Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя
Воспитатель: Второй отличительный символ - это герб. . Он изображается на самых важных документах граждан России, например на паспорте, всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических.
У нас красивый герб, на нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть Государственный герб? (Ответы детей)
Воспитатель: На пограничных столбах, на важных документах (показать паспорт); на деньгах. (Дети рассматривают монеты достоинством 1 рубль,2 рубля, 5 рублей. 10 рублей)
Воспитатель: А теперь немного отдохнём .Я раздам каждому из вас вот такие бумажные монетки ,а вам нужно будет посчитать, сколько всего рублей у каждого из вас получится? А те кто правильно посчитают свои монетки, заработают себе медаль! Молодцы ребята!
Физкультминутка:
По России мы идём (шагают)
Звонко песню мы поём (поют ля,ля,ля.)
По селу шагаем (шагают)
Ноги ровно поднимаем
Делай шаг – раз, два.
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в стороны)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
У каждой страны есть свой флаг. Под флагом сражаются за свою Родину воины, флаг поднимают в честь победы, вывешивают в праздничные дни и в особых, торжественных случаях. Флаг поднимают в честь победителей, например на Олимпиаде. Флаг символизирует независимость государства, это символ доблести и чести российского народа.
Российский флаг трехцветный:
Белый цвет – это символ мира, чистоты и благородства, он говорит о том, что наша страна миролюбивая;
Что вам напоминает белая полоса? (белоствольные берёзки, снег, облака, ромашки на лугу.)
Синий цвет – символ верности, честности.
Что вам напоминает синяя полоса? (небо, реки, озёра, моря.)
Красный цвет – кровь, пролитая за Родину.
Что вам напоминает красная полоса? (цвет солнца, огня, тепла.) Воспитатель: стихотворение про флаг России
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Выложите из ладошек Государственный флаг России. (Девочки вылаживают красные ладошки, мальчики – синие, педагоги – белые).Дети выкладывают ладошки ,под песню « У моей России Длинные реснички!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование детского фольклора в различных видах деятельности в развитии речи детьми младшего дошкольного возраста.
Фольклор – оптимальное информационное поле, легко вводящее ребенка в мир человеческих отношений, культуры, познания окружающего. Он включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жа...
Использование здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Различные виды здоровьесберегающих технологий, которые эффективно используются в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Конспект мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста на тему Ознакомление с творчеством К.И. Чуковского "Мойдодыр"
конспект мероприятия для младшей группы по ознакомлению с художественной литературой...
Конспект мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Дикие животные"
Конспект на тему познавательное развитие "Дикие животные "...
Конспект мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста «Во саду ли, в огороде»
Классификация овощей и фруктов...
Мероприятие с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Речевое развитие» Цели:1. Расширение глагольной лексики детей м...
Картотека игр и упражнений по лепке из различных материалов с детьми младшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений по лепке из различных материалов с детьми младшего дошкольного возраста...