Материалы по планированию, проектированию образовательного процесса
проект (подготовительная группа)

Захаран Е.В.

Материал содержит полное описание планирования воспитателем образовательной деятельности с использованием методики Свирской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_po_proektirovaniyu_obrazovatelnogo_protsessa.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2015 года планирование  образовательной деятельности  осуществляю вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Новгородского центра развития)).

Логика планирования образовательной деятельности:

  1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы; «вбрасывание»  педагогически обусловленной темы).
  2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети принимают участие в обсуждении  интересующих их вопросов с воспитателем).
  3. Совместное планирование  (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей детей).
  4. Обсуждение взрослыми ситуации   (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с дополнением детских идей идеями взрослых).
  5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).
  6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках. Все   равны  – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

  • дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
  • играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
  • обмениваются новостями, задают вопросы;
  • определяют тему работы на неделю;
  • планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят узнать, что их интересует).  Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная Ирой/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Люди»? (посчитай, Сережа). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, детям самостоятельно принимают осмысленные решения.  

Например, выясняется, что детям  очень интересна тема о воде. Накануне выбора новой темы (утром в каждый понедельник)  в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я завожу разговор о том, что - «Я вчера смотрела новую передачу, она называется ……». Я узнала много интересного о том, что …..). Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трёх вопросов. Ответы детей фиксирую в таблице.

Что мы знаем о воде?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

Вода может быть разная: твердая, жидкая( Варя)

Люди не могут долго жить  без воды.( Матвей)

Даже растениям нужна вода.

( Эмиль)

Вода -это моря, океаны и даже лужи.

( Милана)

Из туч тоже идет дождь. (Ильмир)

Я знаю, что снег-это тоже вода.

( Денис)

Как вода превращается в снег?

( Глеб)

Откуда появляется вода?( Глеб Б.)

Почему нужно беречь воду?( Настя)

Почему в реке вода не соленая, а в море соленая ?(Рома)

Почему в пустыне нет морей? ( Вадим)

Почему нельзя пить воду из лужи или речки? (Катя)

Спросить у родителей. (Саша)

Посмотреть в энциклопедии.  ( Данил)

Прочитать  книги о воде. (Катя).

Посмотреть в интернете. (Ярослав)

Спросить у папы.  (Лева)

Самим подумать. (Рома)

Вспомнить стихи, сказки.  (Лера)

Провести опыты. ( Сафина)

Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы.

Когда тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, я заранее (до утреннего сбора) наношу разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана. Для фиксации используются два постоянных цвета: красный - для записи идей детей, синий - для записи идей взрослых, для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об эффективности мой работы, о динамике развития детей.

План работы на неделю с 14.10.2019г. По 18.10.2019г. (с детьми подготовительной группы)

Объединяющая (рамочная тема   «Животные и растения,  обитающие в воде.»

Тема недели  « Вода, водица кругом пригодится»

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том, что вода- это источник жизни на  Земле.

Задачи:

  • расширять представления  детей о свойствах воды;
  • расширять представления  о круговороте воды в природе;
  • совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • учить самостоятельно делать умозаключения и выводы;
  • стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово;
  • вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность.

Итоговое событие:    Развлечение « Ходит капелька по кругу»

Количество инициатив

Центр

игры

Центр познания

Центр книги

Центр природы

Центр здоровья

Центр

экспериментирования

Центр творчества

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Поиграть в игру «Ручеек»

(Денис)

Поиграть  в игру

 «Путешествие на море» (Полина)

Поиграть в игру « Мы -капельки»

( Варя, Катя)

 Поиграть в игру  

« Рыбаки и рыбки»

( Сережа, Даниил)

Посчитать сколько капелек в тучке (Саша, Полина)

И/упр. «Сосчитай  и отсчитай»

(Е.В.)

поиграть в игру «Волшебные цифры»

(Е.В.)

Рассмотреть иллюстрации в книгах

(Катя) Придумать сказку  про капельку

(Саша) Вспомнить сказки про водичку, капельки. 

(Лера)

Рассматрива

ние книг А .Барто

«Дождь», Г. Ладонщи-

ков «Лед»,

Н.Михайлова  « Пар» ( Глеб Б, Денис)

Отметить погоду в календаре природы

(Лера, Рома)

Поиграть в

синоптиков

(Ярослав, Матвей)

Выучить новую игру

«Ходят капельки по кругу»

(Е.В.)

Провести соревнования в группе с использова

нием атрибутов по теме.

(инстр. по физ. деят. С.В.)

Разучить физкульт-минутки по теме « Вода»

(Е.В.)

Проведение опытов :

«Вода прозрачная», «Вода не имеет формы», «Вода может менять температуру» ( Влад, Вадим, Эмиль, Е.В.)

Проведение опыта

«Свойства  песка и глины в воде»

(Глеб)

 

Слепить из пластилина морских животных

(Настя, Саша)

Украсить рисунок ракушками и камешками

(Варя, Милана,

Лера )

Нарисовать то, как рождается река

(Влад, Глеб С.)

Центр

краеведения

Центр

театра и музыки

Центр

дежурства

Центр строительства

Центр безопасности

Центр отдыха, уголок уединения

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

 Рассмотреть фотографии водоемов, занесенных в Красную книгу Сибири (Е.В.)

 Показать презентацию «Главная  река  Сибири-Енисей» ( Е.В.)

Показать отрывок к мультиплика

ционному фильму «Капитошка»

(Лера)

Посмотреть экологичес кую сказку «Ручеек»

(Катя)

Прослушать и разучить  песню

«Тучка».  (муз.рук. М.В.)

Прослушать в   звукозаписи  

«Звуки природы: шум дождя, моря, шторма.»  (М.Н.)

Напоминать  мл. воспитателю о  наличии питьевой воды (Даниил)

Построить плотину

(Влад К.)

Построить пляж, используя мелкие игрушки

(Даниил)

Вспомнить правила поведения в ситуациях: «На озере», «Возле речки»( Е.В.)

Отдохнуть в кресле после работы (Настя)

Послушать музыку «Мелодия дождя» (Милана)

 

День недели

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-пространственной  развивающей образовательной среды

Самостоятельная деятельность детей и поддержка детской инициативы   

Вовлечение семей в образовательную деятельность

П

О

Н

Е

Д

Е

Л

Ь

Н

И

К

14.

10.

2019

 

Познавательно-исследователь

ская деятельность 

Тема «Волшебная водица».

     

                      

Двигательная деятельность

(в помещении)

Тема: « Вода»

Подвижная игра «Ручеек»

Художественно-эстетическое развитие

Лепка

 Тема: «Веселая капелька»

Утро. Утренняя гимнастика.

Беседа о значении воды.

Дидактическая  игра «Земля, вода, огонь, воздух.»

Физкультминутка «Льется чистая водичка»

Индивидуальная работа с  Катей Ю, Денисом — составление рассказа о воде по схеме.                                    

Подвижная игра: «Где мы были - мы не скажем, а что делали покажем».                            

Прогулка     Наблюдение за погодой.  Игры с выносным материалом, строительные игры с песком «Строим плотину»

Индивидуальная работа с Сашей, Данилом - бег с препятствиями. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Вечер

Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о воде

Чтение:  Т. Нуждина

«Чудо повсюду».

Составление рассказов

«Микробы боятся воды»

Д\ игра: «Скажи по- другому»

Прогулка

Наблюдение за дождем

П/игра «Солнышко в окошке»

П/игра с подгруппой детей  «Совушка»»

 Инд. работа с Миланой и Данилом: прыжки на двух ногах с продвижением вокруг дерева.

Предложить детям собрать листья для гербария. Опыты с землей (рыхлой почвой).

Игра «Зоомагазин»

В центре творчества: соленое тесто, доски, стеки для лепки.

В центре познания приготовить картинки, фотографии разных состояний воды (лед, пар), карту  Земли.

В центре экспериментирования  приготовить колбы, воронки, фильтры.  

В центре игры: разместить атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Путешествие по морю» 

В центре природы разместить схему круговорота воды в природе.

В центре книги разместить энциклопедии и детскую художественную литературу о воде.

В центре театра и музыки разместить атрибуты к ЭКОсказке « Ручеек».

Создать условия для самостоятельных игр в центрах активности.

Рассматривание  картинок и фотографий  с изображением  воды.

С\р игра «Путешествие по морю»

Раскрашивание картинок

 « Ручейки и реки»

Самостоятельные игры в песочнице: « На пляже »

Подгруппе детей предложить рисование на песке.

Предложить родителям подобрать вместе с детьми иллюстративный материал по теме «Вода и мы».

В

Т

О

Р

Н

И

К

15.

10.

2019

Познавательно-исследовательс

кая деятельность.

Тема: «Состав числа. Деление целого на части»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

 Логика образовательной деятельности.

П. Петерсон. Занятие №13, стр.44.

Музыкальная деятельность.

Тема: «Осенины»

 (По плану муз. рук.)

.

Вариативный компонент

Коммуникатив

ная деятельность

Тема: «Наши водоемы»

(работа по проекту «ГОРОД ЮНЫХ РОССИЯН»)

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Тема: «Путешествие капельки»

Утро. Утренняя гимнастика

Ситуативный разговор:  «Для чего нужна вода?

Рассматривание альбома с подбором репродукций картин И. Айвазовского  « Среди волн», «От штиля к урагану»,

И .Левитана

«Весна. Большая вода», А. Рылов « Закат».

Чтение художественной литературы Л. Лопатина,

М. Скрепцова «Приключение маленькой капельки»

П/игры «Бездомный заяц»

   Прогулка 1.

Наблюдение за погодой.

Игры с выносным материалом.

Игра « Заколдованные предметы»

Индивидуальная работа с Глебом С, Сережей– прыжки в длину с места. Собрать опавшие листья с газона граблями.

Подвижная игра с подгруппой детей  « Мы -капельки»

Вечер.

Составление алгоритма «Откуда  речка течет»,

составление рассказов.

Чтение  произведения  

Б.Захадера  «Что случилось с рекой».

 Дидактическая игра с подгруппой детей: «Что сначала, что потом?»

Словесная игра с Даниилом, Ромой, Богданом:  «Кто больше назовет  напитков».

 Прогулка 2.

Наблюдение за тучами.
Самостоятельные игры детей с выносным материалом на участке. 

 П/игра с подгруппой детей «Бездомный заяц».

В центре творчества разместить трафареты, раскраски, репродукции картин  И. Айвазовского

 «Среди волн», « От штиля к урагану», И.Левитана

 «Весна. Большая вода», А.Рылова  «Закат».

В центре погоды разметить ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.

В центре книги расположить книги: О.Троепольская « Снег», Е.Серова «Град», А.Барто « Дождь».

  

В центре здоровья расположить все необходимые атрибуты для подвижных игр «Караси и Щука», «Мы- капельки»,

«Бездомный заяц»

В центре творчества создать условия для рисования.

Предложить атрибуты  в центре экспериментиро-вания «Очистим воду».

Настольно-печатные игры с подгруппой детей:

«Скажи наоборот», «Лото».

Предложить д/игру «Найди пару».

Рассматривание  энцикло

педий.

Зарисовка воды в различных агрегатных состояниях.

Предложить родителям вместе с детьми выучить загадки о  воде.

Предложить родителям сделать страничку для группового альбома: «Семейные традиции», используя семейные фотографии.

С

Р

Е

Д

А

16.

10.

2019

Развитие речи

Тема: «Вода- наше богатство.»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Двигательная деятельность

(в помещении)

Тема: «Весёлое путешествие»

Конструирование

Тема: «Мосты через реку».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,  познава

тельное развитие, речевое развитие.

Логика образовательной деятельности

Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду

Утро. Утренняя гимнастика

Беседа о том, кому нужна вода  на земле.

Просмотр презентации о воде

(океаны, моря, реки, ручейки.)

Коммуникативная игра "Строим дамбу".

Наблюдение за комнатными цветами. Нужна ли им вода? (сделать вывод)

Чтение с подгруппой детей:

С. Маршак «Водопровод»

 Д\игра «Заколдованные предметы».

«Узнай профессию»

Прогулка 1.

Наблюдение за воробьем, который купается в луже.

Д/ игра с подгруппой детей: «Назови животных, которые живут в водоемах».

И/работа с Сережей, Настей -  совершенствование равновесия. П/игра с подгруппой детей «Найди и промолчи».

Вечер

Словесная игра «Какой бывает вода?»

 Просмотр слайдовой презентации "Путешествие капельки».

Индивидуальная работа   с Ромой, Настей, Богданом -повторение знакомых стихов об осени.

Чтение Т. Нуждина

« Чудо повсюду».

Прогулка 2.

Наблюдение за калиной.

Предложить детям собрать

 листья тополя, калины, клена для осенних поделок.

Игры с выносным материалом в песочнице.

Индивидуальная работа с Владом и Вадимом.

Подвижная игра с подгруппой детей: «Коршун и наседка».

В центре игры расположить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья»- сюжет «Купание куклы»- куклы, ванночки, пеленки, мыло.              

 В центре здоровья - обручи – 2шт., мячи – 3шт., скакалки -4 шт.

В центре строительства -мягкий модульный конструктор, схемы построек мостов, плотов, плотин, дамб.

В центре познания разместить карточки, иллюстрации             с изображениями строительного       инвентаря.

В центре творчества приготовить воду, мыльные пузыри, листы плотной бумаги для рисования мыльными пузырями

( нетрадиционная техника)

Создать условия для самостоятельных игр в центрах строительства и творчества.

Рассматривание  альбомов о воде.

С/р игра «Семья» -сюжет «Купание куклы».

Предложить родителям вместе с детьми посмотреть в интернете  ролики

«Вода- друг, вода- враг» .

 

Ч

Е

Т

В

Е

Р

Г

17.

10.

2019

Вариативный компонент

Познавательно-исследовательс

кая деятельность (занятие проводит эколог Детского эколого-биологического центра ЗАТО п. Солнечный)

Логика образовательной деятельности Дополнительная программа «Ребятам о зверятах», занятие №3, стр.15

Музыкальная деятельность.

Тема: «Музыкальные жанры»

Музыкальная игра «Угадай»

Логика образовательной деятельности (по плану музыкального руководителя)

Утро. Утренняя гимнастика.

Рассказы детей из личного опыта.

 Д/И с подгруппой детей  «Откуда вода  в наш дом пришла».

 Индивидуальная работа  с Настей, Владом- счет до 20 (прямой , обратный счет)

Индив. беседа: «Кто живет в воде» (Сережа, Ильмир, Богдан, Эмиль)

Прогулка 1.

Наблюдение за грузовым автомобилем.

Индивидуальная работа с Сашей, Глебом – упражнять в перебрасывании мяча от груди двумя руками.

П/игра с подгруппой детей: «Найди  и промолчи»

П/ игра «Стой-беги»

Вечер.

Изготовление книги "Путешествие капельки" из рисунков детей.

Лепка из соленого теста

« Дельфины в море».

Д/и «Кто назовет больше состояний  воды?»

Оформление выставки детских работ «Путешествие капельки»

Прогулка 2.

Наблюдение за работой дворника

Предложить Насте, Пете, Андрею собрать прутики, листья на участке .

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Краски»

В центре театра и музыки разместить атрибуты для инсценировки отрывка  из мультфильма «Капитошка» .

В центре познания - настольно-печатные игры: «На воде и под водой», «Красная шапочка».

В центре здоровья -шашки шахматы, мячи, кегли, скакалки.

В центре экспериментирования разместить «экологические знаки, охраняющие  и сберегающие воду»

В центре творчества – ватные палочки,  солёное тесто, картинки с изображением пейзажей.

В центре игры расположить атрибуты для с/р игры «Библиотека»»- энциклопедии, книжки, бланки, карандаши.

Создать условия для самостоятельных игр в центре игры, познания,  театра и музыки.

Самостоятельные игры на прогулке с выносным материалом

Свободное рисование и лепка в центре творчества различными материалами

Предложить родителям по дороге из детского сада зайти с ребенком в магазин, рассмотреть полки с  многообразными, изделиями из муки к чаю, макаронных изделий.

Закрепить дома «Круговорот вода в природе». Предложить дома с ребенком  на окне прикрепить пакет с водой.  Понаблюдать за ним, сделать вывод, а затем поделиться с детьми группы.

 Пригласить родителей на развлечение» Ходит капелька по кругу»

П

Я

Т

Н

И

Ц

А

18.

10.

2019

Познавательно-исследовательс

кая деятельность

Тема: «Обьем жидкости»

Утро. Утренняя гимнастика.

Беседа о водопадах. Рассматривание иллюстраций

«Водопады». Интеллектуальный поединок с подгруппой детей: «Кто больше назовет пословиц и поговорок о воде».

Д/и с подгруппой детей «Выбери нужное».

Индивидуальная работа   с Ярославом, Глебом Б., Настей проговаривание пословиц и поговорок о воде. Рассматривание книг, иллюстраций об осени.

Прогулка 1.

Наблюдение « Где мы видим воду или можем увидеть? ( снег, лед, облака, туман, роса)

Занятие по физической культуре на свежем воздухе (проводит инструктор по ФИЗО) – двигательная деятельность 

Игры с выносным материалом. Подвижная игра  «Хлопай-топай», игра-упр. «Пройди- не упади»( Ильмир) .

Вечер.

Развлечение « Ходит капелька по кругу».

Д/и «Найди лишние »

Чтение произведения Н.А. Рыжовой «История одного пруда».

Д/игра с подгруппой детей:  

« Кто где живет?»

Прогулка 2.

Наблюдение за лужами. Почему на них образовался лед?

Д/Игра «Когда это бывает?»

Спортивные упражнения с подгруппой детей:  «Забрось мяч в кольцо».

Индивидуальная работа с Сашей, Лерой, Полиной «Попади в обруч».

П/игра с подгруппой детей «Ловишки парами ». 

В центре природы разместить альбомы по временам года, иллюстрации водопадов, настольные игры: «Собери картинку».

В центре познания разместить д/и «Палочки Кюизенера», схемы.

Центр книги пополнить произведениями об осени.

Создать условия для самостоятельных игр в центрах активности.

Самостоятельное придумывание рассказов и сказок о воде.

Создать условия для самостоятельного проведения опытов с водой.

Участие родителей в  развлечении «Ходит капелька по кругу».

Посещение выставки детских работ «Путешествие капельки».

Изготовить для родителей памятку «Опыты с водой в домашних условиях»

В предложенной модели планирования, можно увидеть:

  • разнообразие образовательных областей;
  • интеграцию образовательных областей;
  • наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к возрасту);
  • инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,
    в каких центрах активности);
  • баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)
  • соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление
    с моделью трех вопросов);
  • включение специалистов в планирование и реализацию плана;
  • включение родителей;
  • использование ресурсов местного сообщества;
  • итоговое мероприятие и многое другое.

Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приёмной, и тогда родители узнают о:

  • направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,
  • том, что дети уже знают и что хотят узнать,
  • чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,
  • каких результатов можно ожидать,
  • о чем можно поговорить с ребенком дома,
  • какие материалы могут понадобиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы  из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.  План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса...

Материалы по планированию/проектированию образовательного процесса

Проофессиональные действия и средства по проектированию образовательного процесса...