"Обучение игре на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка

Крылова Наталья Владимировна

Игра на музыкальных инструментах это прекрасное средство не только для индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuch.igre_na_de.muz_.instrumentah.doc109.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Обучение дошкольников игре

на детских музыкальных инструментах».

План

Оглавление………………………………...

2

Введение……………………………………

3

Первая младшая группа…………………

4

Вторая младшая группа…………………

6

Средняя группа…………………………...

8

Старшая группа ………………………….

10

Подготовительная группа ………………

12

Список литературы ……………………...

16

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ИГРЕ

НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В  процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается  качество пения   (чище  поют),  музыкально-ритмических  движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах  проводят организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. Для достижения результатов применяются разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в записи и т.д.

Со многими музыкальными инструментами знакомство происходит  на музыкальных занятиях с учетом возрастных особенностей дошкольников. Здесь же происходит и обучение игре на музыкальных инструментах, требуемых «Программой воспитания и обучения в детском саду».

С остальными инструментами, которые используются в оркестре, ансамбле ложкарей, отдельных небольших ансамблях, некоторых музыкально-дидактических играх, знакомим во время индивидуальных занятий. Обучение на них осуществляем также в свободное от занятий время.

В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах используются попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру.

Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

        В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Знакомство с музыкальными инструментами  начинается с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки.

В работе с малышами используются музыкальные игрушки: дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.

Знакомство с музыкальными инструментами происходит в игровом варианте. Например, кошечка перед занятием приходит к малышам в группу и приглашает их в зал. Воспитатель объясняет, что кошечка потеряла дудочку и дети все вместе будут ее искать. Ребята с увлечением ходят вместе с воспитателем, заглядывают под стульчики, затем обнаруживают игрушку на столе. Под звуки дудочки воспитатель начинает танцевать, а малыши подражают.

Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.

В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через два-три занятия они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух.

Используя металлофон и фортепиано в игре «Птица и птенчики»

Е. Тиличеевой, малыши учатся различать высокие и низкие звуки.

На каждом занятии надо стараться создать у детей радостное настроение от общения с музыкой. В гости к ребятам может прийти петушок и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. И только после этого петушок проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу петушка выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.

На занятия часто приходят куклы и включаются в игры с детьми. Так, воспитатель водит куклу по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но вот кукла побежала, и дети слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом воспитатель обращает внимание ребят на разные удары бубна.

Таким образом дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. В ней дети действуют вначале по показу воспитателя, а затем самостоятельно.

        В пляске «Бубен» малыши ударяют в бубен индивидуально. При этом немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении пляски дети становятся более активными.

В музыкально-дидактической игре «Тихо-громко» Е. Тиличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки. Здесь, как и в предыдущей игре, надо уделять особое место дифференцированному подходу. Сначала попросить выполнить упражнение одновременно, нескольких детей, затем на исполнение тех же движений пригласить индивидуально. Если малыш затрудняется, воспитатель помогает ему.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Во второй младшей группе закрепляют знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаем знакомить с новыми — барабаном и металлофоном.

На музыкальных занятиях предлагаются детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например, воспитатель подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (О-ля — два удара, Ма-ри-на — три удара и т. д.). Если кто-то из детей затрудняется выполнить это, воспитатель помогает. Игра доставляет малышам много радости, они с большим желанием выполняют такие несложные задания.

Практика показала, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Поэтому работу с этим музыкальным инструментом, начатую в первой младшей группе, продолжают и во второй младшей группе.

Детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте {до1 — до2), реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка).

Во второй младшей группе начинается знакомство детей с новым музыкальным инструментом — металлофоном. Знакомство с инструментом должно проходить в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

Знакомство с инструментом надо организовать так, чтобы возник интерес к нему. Поэтому вначале можно провести беседу, но построить ее так, чтобы музыкальный инструмент, с которым знакомят детей, был преподнесен в привлекательной форме. Показывая металлофон. следует рассмотреть пластиночки, молоточек, сыграть веселую плясовую мелодию, знакомую песенку, предложить детям самим попробовать извлечь звуки. В ходе обучения игре на инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма и музыкального слуха. С этой целью проводятся музыкальные дидактические игры.

Для знакомства малышей с барабаном прячем игрушку (зайчика, кошку, белочку) и маленький барабан в «чудесный мешочек». На музыкальном занятии воспитатель сообщает детям, что в мешочке кто-то прячется. Открывает его, достает зайчика и спрашивает: «Ты кто?» «Зайчик-попрыгайчик. Дайте мне мой барабанчик»,— отвечает он. Воспитатель достает из «чудесного мешочка» маленький барабан и отдает зайчику, придерживая его левой рукой так, чтобы он был виден детям. Правой рукой водит зайку, который как бы играет палочками под музыку «Барабан» Е. Тиличеевой.

Затем воспитатель берет в руки большой барабан и ударяет сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой. Просит зайчика потанцевать. Уточняет с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем одновременно двумя).

При обучении игре на детских музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать детьми несложный ритмический рисунок. Вот почему во второй младшей группе на музыкальных занятиях надо стараться использовать различные ударные инструменты.

Например, исполняя попевку «Петушок» предлагаем ребятам сыграть мелодию с помощью музыкального молоточка. После того как дети хорошо усвоят ритм, им можно дать несколько бубнов, погремушек, деревянных ложек и предложить вместе с воспитателем сыграть оркестром.

Для развития ритма дети могут выполнять также упражнения с кубиками. Всем раздают по два кубика и приглашают занять места на стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход — дети медленно ударяют кубиками. Музыкальный руководитель убыстряет темп, дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее. Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики.

Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности — игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляем на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с ребятами.

Очень важно научить детей правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится глухим, неприятным. Поясняем детям: «Молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола» (в качестве примера несколько раз ударяем мячом о пол).

Вначале мы вспоминаем игру «Дождь», знакомую детям по младшей группе. Малыши поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Ударять просим по одной пластинке, при этом поправляем молоточек в руке, поясняем и уточняем правильное его расположение между пальцев.

Постепенно все дети научатся правильно держать молоточек в руке, верно опускать его на пластинку металлофона. Для обучения игре на металлофоне используются попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. В основном их мелодии построены на одном звуке (для средней группы).

Затем приступаем к разучиванию на металлофоне попевки «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой*. Сначала знакомим детей с попевкой, показываем иллюстрацию, затем поем ее всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для того чтобы выработать это умение, предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок попевки всем вместе и небольшими подгруппами, используем различные ударные инструменты. Дети передают ритм на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком.

После того как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на металлофоне. Для того чтобы ребята быстрее нашли нужную пластинку, наклеиваем перед ней цветной кружочек. Поочередно дети подходят, к столу с инструментом и исполняют ритмический рисунок попевки на одном звуке. Если ребенок затрудняется, музыкальный руководитель берет его руку с палочкой в свою и помогает правильно опускать молоточек на пластинку металлофона. При этом малыш обязательно пропевает данную попевку.

Дети научились играть попевку индивидуально, передавать ее ритмический рисунок на деревянных ложках, бубнах.

Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях в средней группе используются музыкальные игрушки. Например, исполняя песню «Барабанщик» М, Красева, во время исполнения припева можно играть на барабане, деревянных ложках. В песне «Славный праздник» М. Стемпневского на слова «на парад, на парад, вышел наш детский сад...» можно играть на маленьких бубнах. В припеве песни «Детский сад» А. Филиппенко дети передают ритмический рисунок мелодии на ударных инструментах. Коробочки, палочки, музыкальные молоточки применяем и в песне «Строим дом» М. Красева. В песне «Зима прошла» Н. Метлова дети выполняют три удара погремушками в конце каждого куплета на слова «чик-чирик» и «скок, скок, скок».

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни.

Для закрепления знаний о музыкальных инструментах периодически проводятся музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях, затем они обыгрываются в группах в свободное от занятий время.

В средней группе знакомим детей со звучанием треугольника. Есть ряд музыкально-дидактических игр, в которых этот инструмент обыгрывается. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как он ударяет палочкой (посередине горизонтальной его части). Затем предлагает детям творческие задания с использованием этого музыкального инструмента.

Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте — бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество ребят, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.

СТАРШАЯ ГРУППА

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы ставятся новые, более сложные задачи. Учим исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. Если в средней группе во время игры на металлофоне от детей требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию, то в старшей группе перед ними ставятся новые задачи: соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

На первых занятиях можно повторить знакомые попевки, построенные на одном звуке,— «Андрей-воробей», «Мы идем с флажками», «Месяц май» Е. Тиличеевой. Обращаем внимание детей на приемы правильного звукоизвлечения. Ребята играют попевки на металлофоне индивидуально и с музыкальным сопровождением, вспоминают, как их исполнять с группой ударных.

Обучение игре на металлофоне имеет большое значение в развитии ритмического слуха. Примером может служить попевка «Смелый пилот» Е. Тиличеевой. Попевка строится на одном звуке, поэтому в исполнении не представляет для детей особых трудностей, главное, они должны правильно передавать ритмический рисунок. В решении этого вопроса большую помощь оказывает фланелеграф, карточки, изображающие долгие и короткие звуки. Постепенно дети учатся выкладывать карточками на фланелеграфе знакомые песни и попевки.

В старшей группе «Программой» предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. К такому исполнению надо подходить на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. Многие ребята не испытывают особых трудностей в одновременной игре на двух металлофонах, так как попевка, построенная на одном звуке, хорошо им знакома.

От исполнения простых попевок постепенно переходить к более сложным заданиям — игре на двух близлежащих звуках. В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик» у детей развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий надо петь попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Предлагаем им отсчитать от начала шестую пластинку на металлофоне, с которой и начинается игра попевки, следующий   звук   находится   рядом   с  левой   стороны.   Вначале игру на инструменте показывает музыкальный руководитель, затем предлагает играть детям индивидуально. При этом следим за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука. Редко кто из детей задевает соседние пластинки, в основном звук бывает чистый, ребята опускают молоточек по центру пластинки. Постепенно дети исполняют эту попевку ансамблем (два-три ребенка).

Во время обучения игре на музыкальных инструментах надо стараться развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. После исполнения попевки «Дождик» предлагаем подумать, какой еще инструмент может быть использован во время игры. Следующее исполнение попевки на металлофонах сопровождать игрой на двух треугольниках.

От ребят, играющих на этих инструментах, требуется большое внимание, им обязательно надо следить за всей игрой и выполнять движения металлической палочкой, не опережая и не отставая от общего исполнения.

К исполнению на металлофонах русской народной мелодии «Гори ясно» можно включить в игру различные ударные инструменты — ложки, трещотки, коробочки, бубны и др. Получился своеобразный оркестр, в котором будут с желанием играть все дети.

В средней группе на примере попевки «Лесенка» дети учились различать мелодию в постепенном ее движении вверх и вниз, правильно исполнять такие мелодии на металлофоне. В старшей группе дети знакомятся с новой попевкой «Василек». Дети поют ее хором, показывая рукой движение мелодии, затем выкладывают мелодию кружочками на фланелеграфе, передают ритмический рисунок на бубнах, коробочках, трещотках. После такой подготовительной работы надо переходить к игре попевки на металлофоне. Все звуки здесь расположены рядом, в нисходящем направлении, поэтому дети не затрудняются в игре на инструменте. Без особых трудностей играют эту попевку ансамблем четыре-пять человек.

Аналогичную работу надо проводить перед разучиванием русской народной попевки «Скок-поскок». Мелодия песни слегка отрывистая, поэтому при исполнении хорошо использовать такие ударные инструменты, как барабан, бубен, ложки. Вначале дети исполняют мелодию с фортепианным сопровождением, затем группа ребят играет на металлофоне, несколько детей передают ритмический рисунок на ударных инструментах, остальные пропевают попевку.

Постепенно переходить к мелодиям, построенным на трех звуках. Над русской народной  прибауткой «Петушок» работать в знакомой последовательности: петь песню со словами, показывая рукой высоту звуков, передавать ритмический рисунок на ударных и выкладывать карточками на фланелеграфе.

При разучивании этой мелодии на металлофоне вначале указать знакомые пластинки цветными кружочками, затем дети исполняют мелодию на слух. Особое внимание обращать на трудные места для исполнения — скачок в мелодии на кварту вниз (ля ми). В результате этой работы все дети научатся играть попевку индивидуально и небольшими ансамблями. Так же разучивается детьми и русская народная мелодия «Светит солнышко».

В старшей группе мы знакомим детей с триолой. Этот красивый по звучанию инструмент с цветными клавишами привлекает внимание ребят. Музыкальный руководитель проигрывает на триоле знакомые попевки и те, которые детям предстоит выучить. Триола помогает развивать в детях ритмический и звуковысотный слух, определять количество звуков.

Этот инструмент используется во многих музыкально-дидактических играх. Например показать: ребятам большую матрешку, в которой находится еще одна. «Послушайте, как они поют вместе", - говорит воспитатель. Музыкальный руководитель играет на триоле мелодию в терцию» «А теперь поет одна матрешка ", - продолжает воспитатель и музыкальный руководитель исполняет мелодию на одном звуке.

На следующем занятии предлагаем детям отгадать самим, одна или две матрешки поют. Впоследствии они самостоятельно загадывают загадки друг другу, играя на одной или двух клавишах. В этой игре можно использовать и металлофон, играя сразу двумя молоточками.

Музыкальные инструменты на занятиях надо стараться нспользовать не только во время исполнения попевок, но и при пении программных песен, что доставляет детям немало радости, развивает их творчество и активность.

Систематические занятия по обучению игре на музыкальных инструментах помогают развивать творческую активность детей, умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе уделяется особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др.

В подготовительной группе ставятся новые задачи: исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии; исполнить одну знакомую песенку, мелодию на инструменте с диатоническим или хроматическим звукорядом; по своему выбору вспомнить и исполнить любимую попевку.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале проводится в комплексе с распевкой, чему уделяем 5—6 мин на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки.

В этой группе продолжается обучение игре на инструментах не только на примере попевок из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, но и используем русские народные мелодии, предлагаемые «Программой». Поэтому обязательно применять в своей работе различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки и фланелеграф, которые помогают закреплять знания детей о движении мелодии.

Игра на музыкальных инструментах вызывает у детей стремление быть активными, но иногда и в подготовительной группе встречаются застенчивые, малоактивные ребята, которые не проявляют себя во время игры на инструментах. Правда, таких детей мало, в основном это те, которые недавно пришли из дома или другого детского сада. Как правило, вновь пришедшие не знакомы с первоначальными навыками игры на музыкальных инструментах, поэтому-то они и бывают часто пассивны. Таким детям надо уделяеть больше внимания, приглашать их на индивидуальные занятия. Чаще других предлагать исполнить несложную попевку, причем начинать с простых, построенных на одном звуке. Надо стремимся развивать у них желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем и подгруппой.

В подготовительной к школе группе продолжается обучение игре на металлофоне, так как он является простейшим музыкальным инструментом, на котором дети имеют возможность не только сыграть знакомую попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. В процессе обучения игре на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

В начале года повторять игру на металлофоне простых попевок, построенных на одном звуке.

Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети пропевают их, показывая рукой высоту звуков, выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе, вспоминают приемы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями. Количество играющих на металлофоне одновременно в подготовительной группе увеличивается (восемь — десять человек). У детей развивается чувство ансамбля, они осваивают навыки совместных действий (поют, играют), Ансамблем исполняют русскую народную прибаутку «Сорока-сорока» и песню «Гармошка» Е. Тиличеевой.

Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей, у них появляется желание проиграть знакомые мелодии не только на музыкальных занятиях, но и в часы досуга.

В подготовительной группе можно познакомить детей с аккордеоном. Ребята рассматривают его, слушают знакомые мелодии. Дети могут послушать его звучание в грамзаписи в исполнении артистов.

Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех музыкальных инструментов этот является самым сложным. Поэтому на музыкальных занятиях только знакомим детей с аккордеоном, а обучаем игре во время индивидуальных занятий.

Знакомство с баяном начинаем с прослушивания русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде», записанной в грамзаписи. Дети отмечают красивое звучание инструмента. Затем рассматривают его, сравнивают с аккордеоном.

Так как в старшей группе дети учатся играть на треугольниках, то исполнение «Латвийской польки» на треугольниках в подготовительной группе не составляет особых трудностей. В этой мелодии звучат также бубен и барабан. Мелодии бубна и барабана дети вначале передают хлопками и только после этого исполняют их на инструменте с музыкальным сопровождением.

Творческая активность детей проявляется и в песне «К нам гости пришли» Ан. Александрова. Здесь между собой чередуются такие инструменты, как бубен, металлофон, трещотки. Эти инструменты использовались тоже по желанию детей.

Постепенно задания усложняются. Дети переходят к игре попевок, построенных на трех звуках, а также с более усложненным ритмическим рисунком («Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Ой, лопнув обруч», укр. народная мелодия, «Во поле береза стояла», русская народная песня). В русской народной песне «Во поле береза стояла», помимо металлофона, в первом такте припева звучит треугольник. Позднее мелодию этой песни девочки подбирают на арфах с помощью нотных листов, приложенных к инструменту.

        Без особых трудностей дети разучивают «Вальс» Е. Тиличеевой. Мелодия здесь чередуется с постепенным продвижением в восходящем и нисходящем порядке. Пьесу можно исполнять на различных музыкальных инструментах, но главное место принадлежит металлофонам, их количество может быть любое.

Мелодии, включающие широкие интервалы, требуют для их разучивания больше времени. К таким относится русская народная мелодия «На зеленом лугу». Вначале над разучить мелодию с фортепиано, затем показывать ее движение рукой, далее передавать ритмический рисунок на группе ударных и закрепляем его на фланелеграфе.

Не все дети быстро осваивают игру, для многих оказывается сложным скачок в интервале. С такими ребятами надо заниматься индивидуально, предлагать играть им самостоятельно в музыкальном уголке. Постепенно дети осваивают игру сложных мелодий на металлофоне, начинают играть самостоятельно в группе и дома.

К концу учебного года все дети подготовительной к школе группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах — металлофонах, аккордеонах, баянах, триолах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, колокольчиках, колотушках, кастаньетах и др.

Они знают названия инструментов, характер их звучания, правила пользования и хранения инструментов. Дети легко узнают по слуху не только инструмент, на котором проигрывается мелодия, но и название знакомой песни и сами повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.

Уделяя особое внимание обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе, мы тем самым приучаем детей согласованно действовать в коллективе, готовим их к занятиям в школе, развивая все те качества, которые так необходимы будущему школьнику.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983
  2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., Просвещение, 1990
  3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.. Мозайка-Синтез, 2005
  4. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.. «Воспитание дошкольника», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Основы музыкальной грамоты.

В доступной, игровой форме обучить детей игре на детских музыкальных инструментах....

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "Развитие музыкальности детей посредством обучения игры на детских музыкальных инструментах "

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Через восприятие красоты окружающего мира ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувст...