Самообразование
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Яптик Оксана Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию «Развитие воображения детей младшего возраста посредством дидактических игр».

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие воображения детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.

Цель. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.

- повышать уровень знаний у родителей развитию воображения детей и сенсорному воспитанию дошкольников.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996

3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

4. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», в течение сентября-октября я изучила книгу Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», и сделала краткий конспект.

В октябре по ноябрь месяц совместно с родителями мною были изготовлены дидактические игры для сенсорного уголка для детей:

  • Игры с прищепками;
  • Игры с шаблонами: «Укрась бабочку», «Нарядное платье», «Красивые бусы», «Наряди ёлочку», «Укрась чашку», «Заплатки для коврика»
  • Игры для мелкой моторики рук: «Поймай рыбку», «Собери бусы», «Подбери крышку для баночки»

Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.

В декабре я обменивалась опытом с молодыми педагогами по изготовлению дидактических игр, провела мастер-класс. Рассказала, как можно из подручных средств сделать или изготовить дидактическую игру, чтобы детям данного возраста она была понятной и доступной (например, чтобы шаблоны для игр хватало сразу на несколько детей, и по мере возможности обновлять игру новыми шаблонами).

В январе я участвовала в конкурсе «Ступени мастерства». Для конкурса использовала данную тему по самообразованию. Мною был разработан конспект непосредственно-образовательной деятельности «Зайка в гостях у ребят».

В феврале провела родительское собрание с использованием презентации. Родителям показала сделанные мною дидактические игры, консультация «Игры и упражнения на развитие воображения детей младшего дошкольного возраста».

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такоевоображение, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

В марте совместно с родителями пополнили дидактические игры для сенсорного уголка. Были изготовлены следующие игры для детей: «Собери картинку», «Найди пару», «Из каких фигур построено».

В апреле была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста», и разрабатываю папку-передвижку «Игры для развития осязания (тактильного восприятия)».

В мае закончу изучение темы разделом: «Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста». Изучила книгу Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Планирую изготовить следующие альбомы:

«Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».

Проводила с детьми словесные игры с использованием  цвета - «Какой овощ бывает красного цвета?», с использованием величины  - «Кто больше слон или тигр?», «Кто выше жираф или бегемот?»

В результате изучения темы: «Развитие воображения детей младшего возраста посредством дидактических игр», сделала следующие выводы, что работа по развитию воображения детей должна осуществляться систематически и последовательно. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие воображения детей младшего возраста посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе)

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию «Развитие воображения детей младшего возраста посредством дидактических игр».

В 2016-2017 учебном году я продолжила работать над  темой по самообразованию: «Развитие воображения детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного развития ребенка.

Цель. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- Продолжать изучать литературу по данной теме;

- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.

- повышать уровень знаний у родителей развитию воображения детей и сенсорному воспитанию дошкольников.

По данной теме я использовала литературу:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996

3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

4. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

В этом году совместно с родителями обновили дидактические и настольные игры для сенсорного уголка. Родители активно принимали участие по созданию игр.

В декабре я обменивалась опытом с молодыми педагогами по изготовлению дидактических игр, провела мастер-класс «Сенсорное развитие детей трёх лет посредством дидактических игр»

 Рассказала, как можно из подручных средств,  сделать или изготовить дидактическую игру, чтобы детям данного возраста она была понятной и доступной (например, чтобы шаблоны для игр хватало сразу на несколько детей, и по мере возможности обновлять игру новыми шаблонами).

В марте провела открытое занятие «Профессии детского сада», дети закрепили профессии, трудовые действия. Была проведена предварительная работа -  с детьми ходили на экскурсию по детскому саду.

В апреле  провела родительское собрание с использованием презентации. Родителям показала сделанные мною дидактические игры, консультация «Игры и упражнения на развитие воображения детей младшего дошкольного возраста».

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое воображение, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

В результате изучения темы: «Развитие воображения детей младшего возраста посредством дидактических игр», сделала следующие выводы, что работа по развитию воображения детей должна осуществляться систематически и последовательно. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на следующий год:

Планирую работать над новой темой.



Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год.

В этом году я начала работать по теме самообразования «Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Эта тема для меня актуальна, так как дети часто испытывают трудности при определении частей суток, когда происходит та или иная деятельность людей, при усвоении переходного времени.

Согласно ФГОС ДО у детей среднего возраста должны формироваться представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности, понимать значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками.

Свою работу я вела по трем направлениям:

- работа с детьми: создание предметно-развивающей среды;

                               проведение дидактических игр и упражнений;

                               подбор загадок и стихов.

- работа с родителями: рекомендации;

                                        консультации;

                                        родительское собрание.

- работа с педагогами: показ открытого НОД.

Для уяснения значения слов вчера, сегодня, завтра необходимо понять прежде всего сменяемость суток.

В средней группе, как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В дошкольном учреждении основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности.

В качестве наглядного материала использовала картинки с действиями людей и животных в разное время суток.

Вела беседы с детьми с целью уточнения их представления о сутках, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Уточняла и обобщала с детьми, что они делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорила ребятам о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.

В своей работе использовала метод наблюдения за солнцестоянием в разные части суток. Дети делали наблюдения из окна нашей группы. Затем в виде игры «Покажи части суток» движениями рук мы с детьми показывали, как солнышко делает оборот в течение суток (например: поднимали руки перед собой – это утро, руки над головой – день, руки в стороны – вечер, руки опустили вниз – ночь)

Временные понятия "сегодня", "завтра", "вчера" носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. При этом детям объясняла, что «вчера» - это прошедший день (вчера у нас была музыка), «сегодня» - это настоящий день (сегодня будет дежурить Даша и Максим), «завтра» - это новый день (завтра мы пойдем смотреть сказку в музыкальный зал). Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: "Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?"

Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Использовала дидактические игры: 

- с картинками: «Разложи по порядку», «Когда это бывает?», «Что наступило?», «Разложи по порядку», «Четвёртый лишний», «Когда деревья надевают этот наряд?», «В какое время года нужны эти предметы?».

- со словами: «Назови пропущенное слово», «Что ты сейчас делаешь?», «Назови все части суток», «Что наступило?», «Назови соседей», «Исправь ошибку», «Бывает – не бывает».

- подвижные игры: «Что мы делаем?», «Назови пропущенное слово», «День – ночь», «Что за чем?», «Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Сова», «Времена года».

В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к её содержанию неоднократно.

В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д. Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.

Большое воспитательно-развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых составляют поэтические произведения. Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы, красоту созидательного труда.

Формируя представление о времени, воспитатель учит детей выражать мысли точным, содержательным и образным словом, предложением. Чтобы дети закрепили знания о временах года также использовала метод наблюдения на прогулках.

В марте 2019 г. провела открытое интегрированное занятие для педагогов «Математический путешествие». Занятие состояло из 5 станций. На каждой станции дети выполняли игровые задания.  Физминутка была  подобрана по теме самообразования.

Подготовила консультацию для родителей «Как научить ребенка определять части суток?»

Провела родительское собрание «Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста», Собрание состояло из теоретической и практической части. В практической части родители поделились на две команды и отвечали на вопросы занимательной викторины. Присутствовало 17 родителей из 21.

ВЫВОД.  В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени), менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.

Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуется, становится более систематичным, осознанным, развивается чувство времени.

ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩИЙ ГОД. В дальнейшем я планирую продолжить работу по формированию временных представлений, т.к. не всем детям легко дается усвоение данного раздела математики.

Создать картотеку словесных игр, загадок и стихов по формированию временных представлений, а также пополнить дидактический материал предметно-развивающей среды в группе.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы и формы

Изучение методической литературы

- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно -развивающей среды;

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию данной темы;

- Определение наиболее эффективных форм работы с семьей.

Сентябрь - октябрь

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды

Работа с педагогами

Представление консультаций по данной теме

Подготовить консультацию для педагогов

По плану ДОУ

Консультация

Представление опыта работы по теме

Проведение непосредственно образовательной деятельности

В течение года

Открытый просмотр

Работа с родителями

Создание предметно-развивающей среды совместно с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

В течение года

Анкетирование, консультации по данной теме

Анкетирование «Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;

Консультация «Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;

• Рекомендации «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»;

В течение года

Анкетирование

Консультация

Индивидуальные беседы

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

Проведение родительского собрания по данной теме

Февраль

Родительское собрание

Презентация

Работа с воспитанниками

Описание и содержание мероприятия

Познавательное развитие

Рассматривание сюжетных картин «Сутки».

Цель. Упражнять детей в различении частей суток.

 Беседы с использованием ИКТ: "Сутки".

 Цель: формировать у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток.

Эксперимент: «Как наступает ночь»

Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

Дидактическая игры:

 «Когда это бывает?» (Части суток)

Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы; вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

«День и ночь»

Цель. Закреплять знания детей о частях суток.

«Части суток»

Цель. Упражнять детей в различении частей суток. «Времена года»

Цель. Закреплять представления о временах года «Когда это бывает» (Времена года)

Цель. Совершенствовать знания детей о временах года, их характерных признаках. «Вчера - сегодня – завтра»

Цель. Упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Дидактические упражнения:
1. «Наш день» - совершенствовать знания детей о частях суток, их характерных признаках.
2. «Продолжай» -закреплять знания детей о последовательности частей суток и времён года.
3. «Назови пропущенное слово» - упражнять в активном запоминании последовательности временных отрезков.
4. «Когда это бывает» - уточнить представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь.
5. «Сутки стройся» -  совершенствовать знания детей в чередовании последовательности временных отрезков «сутки».

Обобщающее занятие "Путешествие в сказочный лес"

Цель. Учить считать в пределах 5. Сформировать целостное представление о сутках; закрепить знания о последовательности частей суток.

Физическое развитие

Подвижная игра "День и ночь"

Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению знаний о смене частей суток.

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать» - развитие мелкой моторики рук.

Физкультминутка «Сова»

Социально-коммуникативное

 Беседа "Утром, вечером и днем мы здоровье бережем"

Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток,

 развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы.

Чтение и заучивание отрывка стихотворения М. Вишневецкой «Сутки».

Отгадывание загадок о частях суток.

Цель. Учить слушать и обсуждать художественные произведения, соотносить различные действия с определенной частью суток;

Художественно-эстетическое развитие

Рисование "Мое любимое время суток".

Цель. Закреплять знания о сутках, о последовательности частей суток; развивать умение выполнять рисунок по замыслу.

Слушание музыки Э. Григ «Утреннее настроение», «Вечерний лес»

Цель: Формировать умение слушать и воспринимать музыку.



Предварительный просмотр:

Планирование работы по формированию временных представлений.

Старшая группа

Месяц

Вид  деятельности

цель

Сентябрь

НОД ФЭМП занятие 4

Д/и «Когда это бывает?»

Наблюдение за солнцем

Игра « Назови части суток»

Чтение рассказа Е.Ильиной «Про вчерашний день»

Игра с мячом "Назови пропущенное слово "

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Упражнять в умении определять часть суток по расположению солнца на небосводе.

Уточнить понимание значения слов вчерасегоднязавтра.

Активизации словаря за счет названий времени года.

Октябрь

НОД ФЭМП Занятие 9

Игра-путешествие «Вслед за солнышком»

Загадки про части суток

Д/и "Назови соседей»

«Картинная галерея» (интерактивно)

Рассматривание осенних листьев

Интерактивная игра "Когда мы это делаем?"

НОД ФЭМП Занятие 10

Д/и « Логические цепочки»

Закреплять понятия вчера, сегодня, завтра.

Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток.

Закреплять знания детей о последовательности частей суток.

Повторить признаки осени.

Упражнять в определении частей суток по разнообразной деятельности взрослых и детей.

Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Ноябрь

Игра с мячом "Назови пропущенное слово "

Организовать на прогулках наблюдения за природными явлениями

Д/и « Продолжи»

Активизации словаря за счет названий частей суток.

обратить внимание детей на положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба в разное время суток.

Закреплять последовательность частей суток.

Декабрь

4 неделя

Интерактивная игра " Помоги Незнайке "

НОД ФЭМП Занятие 17

Рисование «Радуга-дуга», заучивание считалки «Каждый охотник»

 

НОД ФЭМП Занятие 18

Интерактивная игра «Паровозик НЕДЕЛЬКА»

Упражнять детей в умении различать приметы времен года

Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей.

Дать представление о цветах радуги и правильном их чередовании (подготовка к изучению дней недели)

Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Январь

Заучивание стихотворения «Вот неделя в ней семь дней..»

Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Д/и «Я скажу, а ты продолжи»

Д/ и «Вчера, сегодня, завтра»,

Чтение Е.Ильиной «Про вчерашний день»

Помочь лучше запомнить название дней недели.

Цель-развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Упражнять в умении последовательно называть дни недели.

Закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.

Февраль 

НОД ФЭМП Занятие 22

Чтение стихов о времени.

П/и "Неделя, стройся!",

Д/и «Что сначала. Что потом»

Игра «Придумай предложение со словом, которое я назову».

Закреплять умение последовательно называть дни недели; познакомить с понятием «месяц»

Упражнять в умении находить своё место в ряду « Неделя»

Упражнять в умении раскладывать дни недели по порядку (пособие «Неделя»)

Упражнять в придумывании предложений с названиями времени года, частями суток и днями недели.

 Март

Викторина «В гостях у ВРЕМЕНИ»

 НОД ФЭМП  Занятие 25

Закреплять временные преставления.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Апрель

Д/и «Почемучка»

П/и «Быстро-медленно»

Вечер загадок

Беседа «История вещей» (Интерактивно)

Д/и «Найди пару»

Упражнять логически мыслить, раскладывать картинки по порядку (что сначала, что потом).

Упражнять в умении выполнять задания в разном темпе.

Закреплять временные преставления через отгадывание загадок.

Развивать познавательный интерес детей к тому, как выглядели некоторые вещи в старину.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Планирование работы с родителями

Содержание работы

Задачи

Сроки

Консультация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста». 

Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели и их последовательности.

В течение года

Методические рекомендации «Игры для развития и уточнения временных представлений»

Умение решать простейшие задачи о времени.

В течение года

Информационный лист «Значимость развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Практические советы: «Как научить ребенка понимать время»

В течение года



Предварительный просмотр:

Планирование работы по теме самообразования

 «Формирование временных представлений у детей в подготовительной группе.

Актуальность:

Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Цель: Развитие «чувства времени» у детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Задачи:

- изучить проблему развития представлений о времени в психолого-педагогической и методической литературе;

- выявить основные особенности методики формирования временных представлений у дошкольников;

- создать копилку методического материала по теме самообразования  для воспитателей и родителей.

В процессе формирования временных представлений у детей дошкольного возраста одна из главных ролей принадлежит родителям, они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.

Перспективное  планирование

Раздел плана

Содержание

Задачи

Оборудование и материалы

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Игра «Мой день»

Игра «Цвета радуги»

Игровое упражнение «Временная модель»

Построение модели недели (месяца, сезона)

Консультация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста».

Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели и их последовательности.

Познакомить с новой «временной моделью» в виде овалов, умение использовать в речи слова: позавчера, послезавтра.

Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме

Картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав, карандаши цветные.

Модели дней недели (в соответствии с цветами радуги),

«Временная модель» в виде овалов разных размеров

сентябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Задачи на сообразительность

Игра «Неделька стройся»

Методические рекомендации «Игры для развития и уточнения временных представлений»

Умение решать простейшие задачи о времени.

Умение использовать наглядную модель недели (в соответствии с цветами радуги), календаря, «временную модель», использовать в речи слова: позавчера, послезавтра, умение ориентироваться в днях недели, развивать мышление, смекалку. Понимание необходимости календаря.

Овладение необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни

«Временная модель» в виде овалов разных размеров,

модель недели, календарь, наборы цифр от 1 до 7.

октябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Игра «Части суток»

Игра-занятие «Секундомер»

Игра-опыт

Информационный лист «Значимость развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Закрепить знание частей суток, их последовательность

Познакомить детей со словом «секундомер», выявить представления детей об 1 минуте, познакомить с длительностью 1 минуты.

Конкретизировать временные ориентировки, упражнять в умении анализировать свои впечатления.

Способствовать педагогической грамотности родителей и их заинтересованности по данной теме

Модели домиков «части суток»

Песочные часы, секундомер.

ноябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с иллюстрациями пейзажей

Игра «Когда это бывает?»

Информационный лист «Комплекс упражнений формирования у детей представления о времени»

Обогащать словарный запас детей эстетическими, искусствоведческими терминами; развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом.

Овладение необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни

Иллюстрации с пейзажами «Времена года»

декабрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Игра-занятие

«Три минутки»

Практические советы: «Как научить ребенка понимать время»

Познакомить детей с длительностью3-минутного интервала; учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности; формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время.

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Песочные часы, секундомер, листы бумаги, листы бумаги в клетку, карандаши.

январь

Работа с детьми

Работа с родителями

Игра-занятие «Тик – так»

Лента времени «История семьи», Лента времени «Я расту»

Подбор фотографий для

«Ленты времени»

Знакомить детей со строением часов, систематизировать представления о часах и их использовании

Развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом,

Осознание изменений возраста человека на основе старше – моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка), умение определять возраст в будущем, прошлом.

Привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребенка.

Разные модели часов (будильник, песочные, секундомер, наручные механические и электронные); картинки с изображением башенных, уличных, настольных, каминных часов.

Семейные фотографии, фотографии детей по годам

февраль

Работа с детьми

Работа с родителями

Игра-занятие «Определи время»

Игра «Определи время»

Выставка «Часы и часики»

Познакомить детей с определением времени по часам.

Упражнять детей в определении времени по часам.

Привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребенка. Изготовление разных видов часов

Демонстрационная модель часов – циферблат с вращающимися стрелками, часы с крупными цифрами.

Демонстрационная модель часов – циферблат с вращающимися стрелками, модели часов для каждого, часы с крупными цифрами.

март

Работа с детьми

Работа с родителями

Игра «Золушка»

Игра «Грустный гном»

Информационный лист:

«Учим время по часам»

Упражнять детей в определении времени по часам.

Упражнять детей в определении времени по часам.

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

2 модели часов для каждого, нарисованных на листе без стрелок, иллюстрации из сказки «Золушка».

2 модели часов для каждого (одни часы квадратные, вторые – круглые), нарисованных на листе без стрелок, модель года (в виде круга с 12 секторами) на каждого, цветные карандаши

апрель

Работа с детьми

Работа с родителями

Игра «Сутки»

Игра «Цветик – семицветик»

Построение модели недели (месяца, сезона)

КВН по теме «Дети и временные понятия»

Закрепить части суток, упражнять детей в определении времени по часам в соответствии с частями суток

Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели, месяцах, сезонах года и их последовательности.

Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования совместно с родителями.

Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить представления о необратимости времени. Развивать чувство времени: учить различать длительности временных интервалов.

Таблицы с изображением часов, карточки-модели частей суток, предметные картинки (тарелка, подушка, полотенце, зубная щетка, книга и т. д.).

май

Список использованной литературы:

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991г.

2.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М.:

Просвещение 1989 г.

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А и др. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304с.

4.Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.:

Просвещение 1992г.

5.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000.

6.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. –М.: Академия, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...