Методика формирования у детей старшего дошкольного возраста логических операций.
статья (старшая, подготовительная группа)

Вогникова Елена Валерьевна

Подробнее остановимся на методике формирования у детей таких логических операций как: синтез, анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика формирования у детей старшего дошкольного возраста логических операций.

 Формирование элементарных математических представлений, логических операций старшего дошкольника характеризуется целым комплексом умений. В частности, ребенок:

- осуществляет сериацию по величине, массе, объему, расположением в пространстве, ходом событий во времени; классифицирует геометрические фигуры, предметы и их совокупности по качественным признакам и численности;

- измеряет количество, длину, ширину, высоту, объем, массу, время;

- осуществляет простые устные вычисления, решает арифметические и логические задачи;

- стремится находить свои пути решения задач, самостоятельно выводит новые знания с усвоенного;

-умеет рассуждать, обосновывать, доказывать и отстаивать правильность своего рассуждения;

- правильно пользуется выражениями, которые означают положение предметов в пространстве, указывают направления, связанные с ориентацией во времени;

-произвольно, в нужный момент, воспроизводит знания, легко и быстро использует их в различных жизненных ситуациях, проявляет в различных формах активности.

Подробнее остановимся на методике формирования у детей таких логических операций как: синтез, анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Классификация предполагает умение детей устанавливать связи между классами предметов, распределять однородны.

Измерение заключается в умении детей сравнить одну величину с другой, взятой за единицу;

Вычисления требует умения детей осуществлять подсчеты, решать задачи.

Анализ заключается в умении детей выделять свойства объекта из группы или признакам.

Синтез предполагает умение сочетать различные элементы (признаки, свойства) в единое целое.

Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это».

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы являются универсальным, применимым к любому классу объектов.

Обобщение - это вербальное оформление результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо усваивается ребенком, если является результатом деятельности, проводимой им самостоятельно, например, классификации: «все эти предметы -крупные, а эти все - маленькие»; «Все эти красные, все эти синие»; «Все эти летают, эти все бегают» и т. Д.

Умению детей самостоятельно мыслить (анализировать, сравнивать, обобщать) способствуют логические и развивающие игры и упражнения. Причем детям приходится не только выполнять то, что предлагает педагог, но и придумывать самим. Так, после упражнения в нахождении лишнего предмета или фигуры среди других дошкольники охотно составляют по аналогии собственные логические задачи. Наблюдения показывают, что использование простейших головоломок активизирует детей лучше, чем обычное механическое повторение.

Достаточно эффективным является также использование элементов соревнования. Успех работы ребенка в значительной степени зависит от его способности контролировать и оценивать свои действия. Поэтому ребенок учится работать по указанию педагога и направлять свое внимание не только на результат, но и на сам процесс. Этому способствуют такие задачи, как например; «Пройди лабиринт по схеме», «Нарисуй такую же фигуру» и тому подобное.

Формирование у детей способности самостоятельно делать обобщения является крайне важным с общеразвивающей точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления

Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить резуль...

Методика обучения чтению детей старшего дошкольного возраста.

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай ещё страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взят...

Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

1.Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей2.Формирование грамматического строя речи в повседневном речевом общении и на занятиях3.Методика исправления грамматичес...

Методика формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о величине

Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений. Общее понятие величины является непосредственным обобщени...