Констультация. Использование устного народного творчества в развитии эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников. 2020 год.
методическая разработка (старшая группа)

Констультация. Использование устного народного творчества в развитии эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников. 2020 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                    детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга

Использование устного народного творчества в развитии эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников.

                           Воспитатель высшей квалификационной категории

                                                   Егорова О.Г.

                                          Санкт-Петербург

                                                     2020 год

        Эмоционально-нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм ,принятых в обществе . Человек научится (или не сможет научиться )  не только отличать хорошее от плохого , но в связи с хорошим или  плохим он начинает переживать различные чувства , у него постепенно вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения . Всё , что для нас является нравственным , вызывает у нас положительные чувства , а то , что безнравственно-отрицательные .

        К числу нравственных чувств относится : любовь , товарищество , патриотизм , чувство долга , чести , дружба ,стыд ,муки совести ,ненависть , трусость , жадность , зависть злорадство, чувства симпатии ,антипатии, привязанности , уважения , презрения , признательности и другие .

        С.Л. Рубинштейн писал : «Моральное отношение к человеку –это любовное отношение к нему … Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек» .

        Каждое из эмоционально-нравственных чувств – сложнейшее единство переживаний и размышлений . Вот например , как тонко определял М.Пришвин чувство совести : если судить самого себя , то всегда будешь судить с пристрастием : или больше в сторону вины  или в сторону оправдания . Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью

        Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами ,творчеством . Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью , а  радость открытия – подняться до уровня аффекта .Вообще возникновение проблемы , поиски её решения вызывают те или иные чувства . Интеллектуальными чувствами являются : жажда знаний , желание нового , любознательность ,радость открытия , чувство удивления , сомнения , уверенности в суждениях  и прочее . Эти чувства активизируют процессы , делая их более быстрыми и интенсивными .

К интеллектуальным чувствам относят также  юмор , иронию. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому , на что направлен. Чувством юмора , чаще всего обладают люди добродушные. Чувство иронии-это тонкая насмешка , выраженная в скрытой форме , остро критическое отношение к миру , людям , самому себе . Ирония не щадит никого и ничего . Ирония никогда не бывает мелочной , злобной , она высмеивает существующее во имя лучшего.

Эстетические чувства , те чувства , которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного , возвышенного , комического , трагического , это любовь к красоте . Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах , которые зависят от эстетических предпочтений : одним нравится легкая , другим серьезная музыка и прочее. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира природы и людей –их красоту , испытать эстетическое чувство прекрасного.

Формирование эмоционально-нравственных чувств у старших дошкольников обусловлено прежде всего его жизнью в коллективе детского сада . Важное значение имеет воспитательная работка педагога , направленная на разъяснение и привитие дошкольникам норм морального поведения. Определённое влияние на формирование моральных качеств личности старших дошкольников оказывает детская художественная литература , произведения изобразительного искусства  и детские кинофильмы.

Среди моральных качеств , активно формирующихся в старшем дошкольном возрасте , следует отметить чувство любви к Родине , сочувствие обиженным , чувство восхищение героизмом и мужеством людей , чувство коллективизма , товарищества , трудолюбия .

Эстетические чувства успешно развиваются не только в процессе рисования , лепки , аппликации , художественного труда , но и во время ухаживания за цветами , оформления выставки в группе . На экскурсии  , по ходу которой ,педагог обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы , стройные , изящные корпуса новых зданий , широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое , на все то - что отличается красотой , изяществом .

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов , воплотившихся во многих героях сказок и былин , народная мудрость пословиц и поговорок , увлекательность загадок , веселый юмор большинства произведений устного творчества –это все открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

«Собирайте наш фольклор , учитесь ь на нем , обрабатывайте его,-говорил А.М. Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое , тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Народное творчество во всем его богатстве  бытовало в начале нашего века . Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся.

Большой раздел устного народного творчества русского народа назван народной календарной поэзией . Это песни , обряды  , которые тесно связаны с земледелием наших предков .

Издавна смена времен года отмечалась народными праздниками . Устраивали проводы зимы (масленица) , встречу весны , летний праздник- завивание березки (семик) , праздник урожая осенью-дожинки (осенины) . В праздничные дни пели песни , рассказывали детям сказки , былички , загадывали загадки .

Приобщая детей к нашему русскому эпосу педагог воспитывает у них любовь к Родине-России , к её бессмертному поэту-русскому народу ,любовь к прекрасному , развивает речь ,обогащает словарный запас.

Важную роль в этом процессе играет знакомство детей с русским народным творчеством .Раздел русского народного творчества в старшем дошкольном возрасте начинается с изучения песенного жанра . В календарных песнях  человек общался с призывом , просьбами , надеждами , задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми : крестьянин называл весну-красивой веснушкой , лето-тёплым летечком , траву – шелковой , птиц-пташечками , жавороночками .

Поэтому , при изучении песенного жанра надо дать детям подумать , перед каким важным событием в жизни крестьянина – землевладельца могли исполняться песни о весне , когда могли возникнуть эти песни , как они называются . Педагог обращает внимание на порядок слов песни : весна красна , лен высокий , корень глубокий , хлеб обильный , которые придают певучесть , напевностью. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами : березонька , рябинушка , долинушка , солнышко . Отмечают , каким тоном читать слова –обращения , слова – пожелания . Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания , уловить их светлый и радостный тон. Многие разученные песни можно использовать на фольклорных праздниках. В песнях , как и во всех других жанрах фольклора , можно найти остатки седой древности .

Каждый песенный вид имел свои особенности , свои формулы . Но смысл всех календарно-обрядовых песен , как уже сказано , один . Это песни-заклинания  , песни-просьбы , пожелания .

                                Приди к нам весна

                                С радостью !

                                С великою к нам

                                С милостью!

                                С рожью зернистою

                                С пшеничкой золотистою,

                                С освом кучерявым,

                                С ячменем усатым,

                                С просом , с гречихою,

С калиной –малиною,

С черной смородиною,

С грушами, с яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми ,

С травушкой-муравушкой!

        Все в этой веснянке перечислено , что нужно крестьянину , ничего не забыто.

        Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие моральных и эстетических чувств.

  Пословица – прекрасное средство для воспитания эмоционально-нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Век живи, век учись;  жить - родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.

   Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Педагог заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.  

    Так , например , в известном произведении   Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»  текст соотнесен с пословицей, отражающей основную мысль произведения: кто родителей почитает, тот вовек  не погибает .

  Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит а, лень портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему платят деньги. Лень портит человека». Раскрываем смысл пословицы «снегу надует – хлеба прибудет». Дети отвечают : «большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».

  Приведу некоторые виды работ с пословицами.

1. Распределяем пословицы по темам. Читаем пословицы. Дети отвечают, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? (вместе с детьми отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мам , отцов.

Проводим викторины о пословицах.

  1)  Определим пословицу по  началу:  

        Кончил дело -…

        Поспешить -…

2)   Определим пословицу по двум словам:

       Язык - дело

       Труд - лень

3)  Игра «семь и один».

   назови пословицы, чтобы в них были числа  7 и 1

       Семеро одного не ждут.

       Семь раз отмерь, один раз отрежь.

       Семь бед – один ответ.

       Семеро с ложкой, один с сошкой.

    Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное выражение живет в языке как безымянное.

   В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над  человеком. Это мудрость нашего народа.

   Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания- борьба с чудовищами. Переходы через огненные реки и другое.

  Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с русской народной сказкой «Лиса и волк». Педагог рассказывает эту сказку, потом задаёт вопросы:

   -Понравилась ли вам сказка? Что запомнилось? В чём основной смысл сказки? (Ответы детей).

  Затем дети рассказывают сказку самостоятельно, после педагог проводит беседу:

 -Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаны в других сказках? (Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый).

  Важный этап при работе со сказками – это подготовка к пересказу, близкому к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому педагог предлагает задания, которые раскрывают особенности языка сказки, например:

1.  Как начинается сказка?

2.  Найдите выражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните, что означают выражения; ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво); долго ли, коротко ли (неизвестно когда); пир на весь мир  (обильное, весёлое угощение).

3.  Найдите повторы близких по смыслу слов (жили – были, в путь – дорогу, крепко – накрепко).

4.  Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава…(шёлковая), лес…(дремучий), ведьма…(злая).

5.  Замените выражения оборотами из сказок; быстро-(во весь дух), никуда не отходит-(ни на шаг). 

При работе со сказкой педагог использует выразительное рассказывание, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость .

Фольклорная  прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:

         Ай, качи – качи – качи,

         Пекла баба калачи…

* * *

         Ножки, ножки,

         Куда вы бежите?

         -В лесок на мошок:

         Избушку мшить,

         Чтоб не холодно жить….

 Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид – всё является предметом внимания. Ко всему живому – уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко – мурлышко, курочка – рябушка, гуля – голубок, паучок – тоненькие ножки.

  Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть – чуть нелепы:

       -Куда, заинька, бежишь?

       Куда, серенький, спешишь?

        -К медведю на свадьбу.

       Медведь-то мне дядя.

       А медведица-тетка.      

      Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненила хвалит сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так «ловко», что оно тут же и рассыпалось. Вот Фома выбрал курицу в качестве средства передвижения, а Тимочка решил прокатиться на кошке. Ребёнок может посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие.

  Старшие дошкольники работают активно, отвечают охотно, дружно. Ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. Очень нравятся детям русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник», и другие. А как же здесь обойтись без считалки?

  Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.

         На золотом крыльце сидели

         Царь, царевич,

         Король, королевич,

         Сапожник, портной,

         Скажите, пожалуйста:

         Кто вы такой?

         Говори поскорей,

         Не задерживай добрых 

         И честных людей!

  Последний, на кого пришёлся счёт, должен ответить, например: «портной!» или «царь!» – и считалка снова произносится, но не до конца, а только до этого слова. Ответить нужно сразу («Говори поскорей!»). Каждый, конечно, старается сообразить, сосчитать, какое слово надо сказать, чтобы самому выйти. 

  Ребята всё время  сочиняют новые считалки, иногда даже из книг их берут, из каких-то стихотворений.

  Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли   считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков.

  Знакомясь с произведениями устного народного творчества , дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок,  посвящённые определённому жанру устного - народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» можно провести обобщающие фольклорные праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи.

          Фольклорные праздники являются большими и радостными событиями в жизни ребят. На лицах детей можно увидеть удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Фольклорные праздники – это  подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

Устное народное творчество – загадки , пословицы ,поговорки , песни , сказки- воспитывают в  человеке высокое чувство любви к родной земле , понимание труда как основы жизни , они судят об исторических событиях , о социальных отношениях в обществе , о защите Отечества , о культуре .

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании дошкольников . Оно как игра , развлечение , но в тоже время через него по-другому видят окружающий мир .

                        Заключение.

Чувство-это сложное , постоянное , устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков . Выделяют три вида высших чувств человека :эмоционально-нравственные , интеллектуальные и эстетические .

        Среди эмоционально-нравственных чувств , активно формирующихся в старшем дошкольном возрасте , следует отметить чувство любви в Родине , сочувствие обиженным , чувство восхищения героизмом и мужеством людей , чувство коллективизма , трудолюбия .

        Интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте интеллектуальные чувства , что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью .

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"

Консультация на тему:«Использование устного народного  творчества в развитии связной речи детей дошкольников»        Воспитатель:Мачкалян...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение род...

Конспект НОД «У страха глаза велики» в средней группе. Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка

Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка Задачи: ·        продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;·...

Современный взгляд на использование устного народного творчества в развитии речи дошкольника.

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на ра...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Самообразование на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"2019-2020 год

Самообразовательная деятельностьНа тему: «Влияние устного народного творчествана развитие речи детей 3-4 лет.2019-2020 год     Цель работы: объединить усилия педагогов и...

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"

Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...