Методическая разработка "Развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе"
методическая разработка

Ксензик Анна Александровна

 "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_rpps_v_logopedicheskoy_gruppe_ksenzik.787.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе»

(из опыта работы)                                                                                                                                      

Ксензик Анна Александровна- учитель-логопед

                                                            г. Кодинск  

Содержание:

  1. Введение
  2. Комплексное использование предметов среды на занятиях в логопедической группе
  3. Играя, обучаемся! (фото-коллаж)
  4. Список литературы

Введение

              Дошкольный возраст – период активного  развития ребенка. Он стремится все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это говорит о том, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем большее количество информации получит мозг ребенка через

анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт. У детей с ОНР(общее недоразвитее речи) помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность психических процессов: внимания, памяти, восприятия. Низкий запас знаний и представлений, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, отмечается бедность эмоциональной сферы.

         Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый специалист, работающий с детьми с ОНР, знает ее неоценимое значение. Умело организованная предметно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в познавательном и психическом развитии. Практическая значимость такой

работы состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

       "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

          Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

          В логопедической группе детского сада создание предметно-развивающей среды приобретает особое значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор – лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

            Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность

ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности. Педагогическое пространство должно рассматриваться как система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его люди. При этом следует помнить, что эта система реализуется в условиях специально разработанной предметно-развивающей среды, представляющей собой совокупность предметов группового помещения, основное назначение которых - побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, любознательность. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип максимального насыщения, соответствия плотности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.

            В соответствии с принципом природосообразности предметно-развивающая среда должна способствовать реализации режима двигательной активности, т. е. быть средством совершенствования физиологических процессов и функций, фактором, формирующего устойчивость детского организма к умственному утомлению, выполняющего общеукрепляющую и здоровьесберегающую функцию.

Воспитателям ДОУ структурные элементы данного режима давно известны.Это динамические паузы, физкультминутки и паузы психофизической разгрузки, работа со сменой поз детей в течение занятия, предполагающая свободное передвижение по группе, в том числе выполнение заданий стоя, лежа, на приспособленных для этого рабочих поверхностях.Кроме соблюдения рационального двигательного режима, детям необходимо обеспечить щадящий зрительный режим. В своей работе мы используем прием смены зрительной рабочей дистанции, суть которого – в регулярном изменении удаленности объекта восприятия. Наиболее традиционно в этом отношении размещение демонстрационного материала на доске («дальнее зрение»), а раздаточного на столах («ближнее зрение»), формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторных систем организма, создание условий для переключения с зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого были разработаны специальные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения и др.

Комплексное использование предметов среды на занятиях.

В нашем детском саду группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи функционирует уже  много лет. Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, упражняться, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации

режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому,чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Логопедическая группа представляет собой "страну красивой речи", в которой дети учатся

красиво и правильно говорить. Центральным персонажем стал позаимствованный в пособии "Учим ребёнка говорить и читать" С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц весёлый инопланетный житель Юпик. Он "прилетел" к детям в начале учебного года и оказался в удивительной "стране красивой и правильной речи". Вместе с Юпиком дети учатся правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, овладевают навыком слитного чтения. Юпик учит детей "говорить" пальчиками - вместе с ним дети выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи.

В замке  "Красивой речи" живут «солнышки», которые  помогают детям контролировать свою речь, правильно и красиво их произносить. «Артикуляционное солнышко » показывает детям, как выполнять  артикуляционные упражнения (мягкая кукла с языком - варежкой), а следят за красотой речи детей два логопедических гнома жираф – Лёня и человечек - Вася. А чтобы язычок стал крепким и послушным ребята выполняют «грушевый самомассаж языка» с помощью медицинских спринцовок. Здесь дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются.  В игре они осваивают произношение "трудных" звуков.

На полочке  в речевом уголке у Колобка - Говоруна разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики. Здесь и "волчки", и "весёлые хрусталики", "волшебный песок(манная крупа)", "клубочки-бегуночки", "длинные верёвочки", и, конечно, всем известные и любимые детьми массажёры - "ёжики" - су-джок, орешки, прищепки. Любима детьми игра "Золушка", в которой нужно разложить в двё ёмкости горох и фасоль. Увлекает малышей пособие "Накорми поросёнка"(любое животное) - в маленькое отверстие дети просовывают сухие макароны и поросёнок доволен!

Сухой пальчиковый бассейн:  тазик или глубокий контейнер  наполняем  горохом, фасолью и т.д. В бассейне "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки - всё, что решает поставленную образовательную задачу занятия. Наполняя бассейн  пуговицами, кроме развития мелкой моторики детей можно  учить счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом уголке полочку "Дуй, ветерок". Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: "Остуди чай", "Весёлый коктейль», «Воздушные капельки (снежинки, листочки, птички, бабочки)», «Ветерок художник» (дети рисуют воздухом коктэйльную трубочку на  манной крупе). Очень любят дети делать «Бурю в стакане воды» раздувая мыльную  воду в пушистую пену.  В вечернее время дети организуют оркестр - каждый

пузырёк звучит по-разному. Изменение звука пузырька зависит от количества налитой воды.

Все дети любят киндер-сюрпризы и приносят в детский сад игрушки, найденные внутри шоколадных яиц. Эти игрушки мы  используем для формирования активного словаря: отрабатываем  слоговую структуру слова и совершенствуем грамматику: согласование числительных с существительными, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: один голубенький бегемотик, два голубеньких бегемотика, пять голубеньких бегемотиков. В группе собралась целая коллекция таких игрушек. Дети с удовольствием рассказывают об игрушках, которые они принесли, сочиняют весёлые и поучительные истории,

строят города и жилища для своих персонажей.

Учебный центр оборудован  передвижной магнитной доской, "Букво- деревом", буквы закрыты  листочками в зависимости от времени года, снежинками и капельками. После знакомства  со звуком и буквой листочек или снежинка убирается. Постепенно буквы открываются. Юпик приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоить сложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интересно проходят организованные занятия. Каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на песочном разносе печатать  буквы, слоги, слова, предложения.Запомнить зрительный образ букв помогает игра "Буквенный дождь", яркие заламинированные карточки с буквами «проливаются» на ковёр «дождём» дети находят заданную букву.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Высшая степень фонематического слуха и восприятия - звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. У детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. Поэтому педагоги ищут новые дидактические пособия, способные повысить интерес к занятиям и облегчить понимание детьми нового материала. Для  формирования умения различать неречевые звуки на стене расположилась фонематическая кукла "Осьминожка Фаня". На щупальцах осьминожки находятся тканевые мешочки с различными наполнителями(камушки, ракушки, орешки, бисер, пуговицы) и колокольчики разной величины и качества материала. Сначала дети знакомятся с наполнителями мешочков, трогают их, запоминают звучание, затем учатся узнавать звук на слух и называть его. Затем дети на картинном материале знакомятся с речевыми звуками. Игры на звукоподражание: змейка шипит- ШШШ, жук жужжит-ЖЖЖ, зуб болит-ООО и т.п. Потом дети с Юпиком знакомятся с характеристикой  звуков: гласный звук не встречает преград и произносится с голосом, обозначаем  красным цветом, согласные звуки встречают преграду(губы, зубы, язык) и  произносятся с шумом, обозначаем синим цветом - твёрдый согласный, зелёным - мягкий согласный. Сложность изучения звуков обусловлена некоторой абстрактностью материала. Восприятие звука возможно только пока он звучит, а значит кратковременно.

"Звуковые пеналы", изготовленные из спичечных коробок , помогают "материализовать" звуки.

В центре художественно - эстетического и креативного развития размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра - от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол "би-ба-бо". С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с моторной алалией, удерживают внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи – интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь же размещены материалы для изобразительной деятельности - рисования, лепки, аппликации. Главный персонаж центра меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, при изучении лексического блока "Дом. Комнаты Мебель. Посуда". Кратковременность межсезонья, отсутствие ярких природных явлений (цветение деревьев, прилёт птиц ) обедняет детские впечатления. Знакомить со многими природными объектами и явлениями приходится по картинкам. Это отражается на речи детей. Восполнить недостаток позволяет организованный в групповой комнате природный уголок. Здесь размещаются комнатные растения, календарь, сюжетные картинки соответствующего времени года, "портрет месяца". Дети усваивают времена года, сезонные изменения в природе.

В зимний период день сокращается это значительно ослабляет здоровье детей, отрицательно влияет на зрение дошкольников. Как известно, моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего – учебной (А.Л.Сиротюк). И.М.Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе - элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия (А.Л.Сиротюк). Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе есть  схемы зрительно-двигательных траекторий. По "дорожкам" бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами, "помочь" сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается "рисовать" глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

Большой ковёр позволяет прямо в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и музыкально-ритмические минутки в перерыве между  занятиями, снимающие утомление детей.

Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

Создание модели предметно-развивающей среды в логопедической группе ДОУ  при построении развивающей среды в нашей группе, которую посещают дети с ТМНР(тяжёлыми речевыми нарушениями), мы опирались на ряд принципов организации пространствав группе. Это, прежде всего сочетание привычных и неординарных элементов; открытость – закрытость пространства; гибкое зонирование, стимулирующее самостоятельность и творчество ребенка; возможность свободного выбора деятельности; принцип стабильности – динамичности,которые позволяют сочетать двигательную активность и созидание окружающей среды в соответствии с желаниями и настроением.

Психофизиологические особенности детей с проблемами психофизического и речевого развития предполагают на первоначальном этапе коррекционной работы максимальное насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности. Известно, что вода и песок оказывает  наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в снежную поляну, океан и  т.д. Нет каких-то определённых  правил игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для сомневающихся, неуверенных, замкнутых детей, не принимающих игр с игрушками, несформированными игровыми действиями, не понимающих символизма игрового пространства. Названное выше оборудование позволяет активизировать двигательную и творческую активность детей, а так же обеспечивает постоянную физическую нагрузку, поддерживающую психофизический тонус, способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения.

Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации осуществляется в играх с мелкими предметами, мозаикой, конструкторами. Наряду с традиционными приемами – копирование, обводки, рисование по опорным точкам и ограниченной поверхности, пальчиковые игры и др. Можно использовать природный материал, глину, пластилин,  солёное  тесто, мелкие игрушки, с помощью которых дети сотворят различные постройки. Такая игра поможет развить творческое воображение и функции мышления, произвольность, игровую деятельность и навыки взаимодействия, умение договариваться и распределять обязанности, роли. Родители активно

включаются в изготовление необходимой атрибутики, значит, появляется еще одна возможность пообщаться со своим малышом по поводу общего, интересного дела.

Тактильные ощущения успешно развиваются в играх с крупами ( рис, горох, фасоль), с камушками, резиновыми мячами. Вещества различной субстанции, используемые в игровой и

продуктивной деятельности детей (пластилин, тесто, кусочки салфеток, фольги); емкости с водой различной температуры, экспериментирование с плавающими и тонущими предметами; тактильные дощечки; «чудесные мешочки» с мелкими предметами делают занятия не только развивающими, но и увлекательными.

Обоняние и вкусовые ощущения совершенствуются в играх « Угадай, что это?». Очень нравятся детям кулинарные мини-проекты  «Витаминки на тарелке», когда можно попробовать, понюхать и угадать (не видя!) лакомства, фрукты и овощи.

Зрительные и слуховые ощущения развиваются при подборе «музыки». Дети ударяют металлической палочкой по бутылкам с водой, наполненным до разного уровня, звенят колокольчиками, имеющими различную тональность, ищут одинаковые «звучащие коробочки», наполненные разнообразными веществами. Музыкальный фон в группе с использованием классических произведений, детских песенок, специальных шумовых эффектов (шум моря, пение птиц) позволяет создать необходимый эмоциональный настрой,  успокоить перевозбудившихся детей, подготовить к более спокойному виду деятельности. Цветные стеклышки и пластинки делают мир зелёным, розовым или необыкновенно солнечным, желтым, если через них посмотреть в окошко. Преломляющие свет поверхности –

стеклянные призмы, просто бусины - и вовсе делают окружающие предметы сказочно-радужными, полностью измененными. Гораздо легче дети запоминают новые понятия, незнакомые слова, если с ними «поиграть» - понюхать, услышать их звук, увидеть цвет и потрогать.

Для формирования навыков монологической формы связной речи мы используем наглядные схемы: выкладываем  в центре доски ту  картинку, которую  предстоит описать. Этот приём  наглядно показывает детям важность и необходимость называния предмета для дальнейшего хода рассказывания. Далее идет поэтапное раскрытие микротем. Эта методика позволяет реализовать принципы научности, перспективной направленности и комплексного использования предметной  среды на занятиях по развитию речи, формированию умений строить тексты.«Копилку слов»,которую каждую неделю ребята совместно с родителями оформляют словечками в форме поделок, иллюстраций. К оформленным словечкам ребята составляют короткий-рассказ описание из трёх- четырёх предложений, загадывают загадки, подбирают пословицы, поговорки, изготавливают книжки – малышки, составляют ребусы. Такая форма работы по лексической теме обогащает пассивный словарь и расширяет активный словарь ребёнка. Дети учатся выступать на публике, контролировать своё эмоциональное состояние, обращают внимание на умение владеть голосом, слушать и слышать собственную речь, проговаривать  речевой материал четко и уверенно.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Педагогическая психология. М., 1991., Комплексная оценка психофизического развития детей с ОНР в дошкольном учреждении компенсирующего вида // Дети с проблемами в развитии. 2005. №1.С. 4-6
  2. Организация коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. С.-Птб., 2004.
  3. Построение развивающего пространства в специализированных группах детского сада. // Логопед. 2008. №6.  
  4. Дизайн и учебно-игровое оборудование для логопедического кабинета // Логопед. 2008. №8.  
  5. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе

Организация  предметно-пространственной  развивающей среды в логопедической группе...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе....

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

Творческий проект «Румбокс своими руками. Организация предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе детского сада»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"width: 400px; height: 253px;","width":"480"}}]]Мы серьезно относимся к...

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Создавать атмосферу эмоционального комфортаСоздавать условия для физического развитияСоздавать условия для творческого самовыраженияСоздавать условия для проявления познавательной активности детейСозд...