Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности "Эхо военных лет"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

ОБУХОВА Елена Анатольевна

Разработчик:  Обухова Елена Анатольевна (ВКК), должность: музыкальный руководитель, ОУ МА ДОУ «Детский сад № 8»

Тема (проект, событие): интегрированная музыкальная деятельность «Эхо военных лет». 

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (7-й год жизни).

Форма НОД:  игровые образовательные ситуации на основе синтеза искусств.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая.

Программно-методический комплект: Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Линка – Пресс, 2003, Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. - СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс, 2013,  Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Выпуск 2 – СПб: ООО Издательство «Детство – Пресс, 2018.

Средства:

наглядные – фотография  с изображением «фронтовой музыкальной бригады»,  мнемотаблицы песен «Победа» (Е. Машечковой), «День победы» (сл. Т. Белозерова, муз. Е. Четверикова).

мультимедийные -  видеоматериал «Видеописьмо от детей детского сада № 8», материалы виртуального музея «Песни, опаленные войной» (плакаты, видеоряд «Священная война», видеоряд «Парад Победы»), интерактивная игра «Убери лишнее».  

музыкальные – фонограмма песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача), аудио сопровождение "Три танкиста" (муз. братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина), «реставрационной» деятельности "На сопках Манчжурии" (муз. И. Шатрова, сл. А. Машистова).

Материалы и оборудование: картины для реставрации, чемодан, кружки, атрибуты для парада, экран и проектор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности (НОД)

Разработчик:  Обухова Елена Анатольевна (ВКК), должность: музыкальный руководитель, ОУ МА ДОУ «Детский сад № 8»

Тема (проект, событие): интегрированная музыкальная деятельность «Эхо военных лет».  

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (7-й год жизни).

Форма НОД:  игровые образовательные ситуации на основе синтеза искусств.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая.

Программно-методический комплект: Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Линка – Пресс, 2003, Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. - СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс, 2013,  Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Выпуск 2 – СПб: ООО Издательство «Детство – Пресс, 2018.

Средства:

наглядные – фотография  с изображением «фронтовой музыкальной бригады»,  мнемотаблицы песен «Победа» (Е. Машечковой), «День победы» (сл. Т. Белозерова, муз. Е. Четверикова).

мультимедийные -  видеоматериал «Видеописьмо от детей детского сада № 8», материалы виртуального музея «Песни, опаленные войной» (плакаты, видеоряд «Священная война», видеоряд «Парад Победы»), интерактивная игра «Убери лишнее».  

музыкальные – фонограмма песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача), аудио сопровождение "Три танкиста" (муз. братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина), «реставрационной» деятельности "На сопках Манчжурии" (муз. И. Шатрова, сл. А. Машистова).

Материалы и оборудование: картины для реставрации, чемодан, кружки, атрибуты для парада, экран и проектор.

Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне посредством игровых образовательных ситуаций на основе синтеза искусств.

Задачи:

образовательные

- формировать представление о Великой Отечественной войне, используя различные виды искусства (музыкальный материал: «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача, художественно- изобразительный материал: плакаты И.Тоидзе «Родина-мать зовет!» и В. Иванова «Ты вернул нам жизнь!»);

-  формировать умение осуществлять элементарный анализ, сопоставлять и находить тождество в средствах музыкальной и художественной выразительности;    

-  формировать умение осуществлять выбор, путем голосования;

- обогащать словарный запас:  священная, Родина – мать;

развивающие

- развивать умение рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа, выстраивать полный ответ и предложение, высказывать свои суждения и чувства;

- развивать чувство метроритма на основе поэтического слога; умение понимать эмоциональные состояния людей и  находить их на пиктограммах;

- активизировать словарь: тревожная, спокойная, ритмичная, плавная;

- развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение и понимать его содержание, принимать решение путем голосования, обосновывать свой выбор;  

- развивать умения различать и называть музыкальные инструменты; одновременно начинать и заканчивать пение, отчетливо произносить слова, сохранять осанку (певческую позу во время пения);

- активизировать интерес к нестандартным музыкальным инструментам, развивать ритмический слух;

- развивать умение ритмично выполнять движения в соответствии с музыкой;

- продолжать развивать умение составлять из частей целое, устанавливать логическую связь цветового единства;  

воспитательные

- воспитывать культуру слушательского восприятия,  желание проявлять инициативу в демонстрации своих способностей;

- воспитывать желание сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине через слушание и исполнение песен нравственного содержания, просмотр картин о ВОв.

Этапы

деятельности, приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Организация и мотивация на совместную деятельность.

 

Педагог знакомится с детьми. Вовлекает их в совместную деятельность, создает проблемную ситуацию, демонстрирует чемодан и видеописьмо от детей детского сада.  

- Здравствуйте, меня зовут Елена Анатольевна. Поприветствуем друг друга песенкой:

- Здравствуйте, ребята. - Здравствуйте Елена Анатольевна.

Я - музыкальный руководитель и пришла к вам из другого детского сада. Наши ребята прислали вам видеописьмо. Посмотрите на экран. Как вы думаете, чей это чемодан? Что нужно сделать, чтобы понять, кому он принадлежит?  

Если дети затрудняются в ответе на последний вопрос педагог предполагает

- Может быть вещи, которые лежат в нем  подскажут нам, откроем чемодан.

Дети   сосредотачивают внимание,   проявляют эмоциональную заинтересованность.

Высказывают свои предположения.

Готовность к общению со взрослым и совместной деятельности.  

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний и побуждающая интерес

детей к новому знанию.

Демонстрирует музыкальный диск. Предлагает послушать его. Задает вопросы, активизирующие мыслительную деятельность,  влияющие на эмоциональную сферу ребенка. Беседует по содержанию песни «Священная война».

- О чем в этой песне поется? Что вы чувствовали, когда ее слушали? Значит, какой характер у этой песни? Сможет ли такая песня поддержать боевой дух солдат? Как бы вы ее назвали? Композитор назвал эту песню - «Священная война». А что значит «священная»? Значит справедливая, за свободу.

Дети слушают,

рассуждают  о характере музыкального произведения,

выражают собственные мысли и чувства.

Умеет рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа,   высказывать свои суждения и чувства.

Обладает культурой слушательского восприятия.

Если дети затрудняются в определении характера музыки, то педагог дает подсказку, используя противоположные по смыслу прилагательные (спокойная или тревожная?, плавная или ритмичная и.т.д.). Если затрудняются  в определении «Священная», то поясняет и обогащает словарь новыми словами.

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию.

Педагог стимулирует любознательность, интерес,  вводит элемент новизны. Демонстрирует 2 плаката из виртуального музея «Песни, опаленные войной».

- Обратите внимание на экран. К какому из этих плакатов подходит данная песня? Художник назвал этот плакат «Родина - мать зовет!».

Если дети затрудняются в ответе на последний вопрос, то педагог задает наводящие вопросы, объясняет.

- Что такое Родина? В какой стране  мы живем? Это наша Родина. Она нам, как мама. И вдруг на нее напали враги. Мы будем ее защищать? Художник  изобразил ее в образе женщины, Родина – мама зовет своих сыновей защитить ее.

Сосредотачивают внимание, анализируют, сопоставляют,

выявляют тождества.

Выстраивают полный ответ и предложение.

Умеет осуществлять элементарный анализ, сопоставлять и находить тождество в средствах музыкальной и художественной выразительности.

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний.

Предоставляет возможность каждому индивидуально выполнить задание, предлагает пиктограммы с разным выражением эмоций, наблюдает за детьми, поощряет.

- Выберите пиктограмму с эмоцией, которая, по-вашему, мнению передает настроение людей, когда началась война и расположите ее в верхней части мольберта. Что вы выбрали?

Выбирают пиктограммы с изображением  эмоций.

 Ребенок понимает эмоциональное состояние людей и  находит их изображения на пиктограммах.

Игровая ситуация на развитие чувства метроритма на основе поэтического слога.

Использует художественное слово и игровой прием, показывает последовательность действий.

- Послушайте, короткое стихотворение, я вам прочитаю и прохлопаю его ритмический рисунок.

"Едем, едем на войну, защищать свою страну.

Заслоним своим плечом, враг любой нам – нипочем".

- Попробуем это сделать вместе со мной. А теперь самостоятельно без меня.

- Вставайте друг за другом, поедем на фронт и одновременно будем передавать ритмический рисунок притопами.

Выполняют ритмический рисунок стихотворения.

У ребенка развито чувство метроритма на основе поэтического слога.

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию.

Мнемотаблицы.

Предлагает разучить новую песню о войне, предоставляет на выбор 2 песни,  вовлекает в слушание, предлагает принять решение путем голосования, напоминает певческую установку.

- Сядьте удобно, послушайте песни и выберите, какую мы выучим. Проголосуем. Чтобы быстрее и легче запомнить слова песни будем смотреть на мнемотаблицу. Она нам подскажет.

"Если хочешь сидя петь, не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.

Раз, вдох, и запел, птицей звук полетел.

Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно".

Внимательно слушают, принимают решение путем голосования.

Обосновывают свой выбор.

Разучивают припев песни по фразам,

используя мнемотаблицу.

Умеет внимательно слушать музыкальное произведение, понимает его

содержание. Умеет

принимать решение путем голосования, обосновывать свой

выбор. Умеют одновременно начинать и заканчивать пение, отчетливо произносить слова, сохранять осанку (певческую позу во время пения).

Игровые ситуации:

- побуждающая

к проявлению

инициативы в демонстрации личных способностей,

к импровизации

- направленная на актуализацию знаний.

Достает из чемодана фото «фронтовая бригада»  и предлагает рассмотреть ее, поддерживает инициативу детей, выражает восхищение.  

- Как вы думаете, что изображено на фотографии. Боевой дух солдатам во время войны поднимали артисты. Они пели песни, танцевали, читали стихи. Кто хочет выступить перед солдатами?

Если дети отказываются самостоятельно выступить (читать стихи, петь), то предлагает принять участие в интерактивной игре «Убери лишнее».

- А еще артисты играли на музыкальных инструментах. На каких инструментах могли играть артисты на войне? Посмотрите и назовите. Почему вы так думаете?

Проявляют инициативу, демонстрируют свои способности (умение самостоятельно читать стихи, петь).

Активно играют, анализируют,

называют музыкальные инструменты, обоснуют свой выбор.

Ребенок инициативен в демонстрации своих способностей, импровизации.

Принимает активное участие в игре.

Различает и называет музыкальные инструменты.

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию.

Вовлекает детей в диалог, активизирует обсуждение, демонстрирует кружку из чемодана, предлагает выполнить ритмический рисунок.

Но артисты не каждый день приезжали на фронт, в минуты затишья солдаты тоже поднимали друг другу настроение. Как вы, думаете, на чем они могли играть? А если солдат не умеет играть на музыкальном инструменте? У солдата всегда есть кружка (берет из чемодана). А на кружках можно? Берите кружки. Садитесь в круг. Послушайте отрывок военной песни. Попробуем выполнить ритмический рисунок сначала без музыки при помощи хлопков, затем при помощи кружек, передавая их друг другу.  

Сосредотачивают внимание, выполняют задание в соответствии  с установленными требованиями, участвуют в групповом взаимодействии.

Ребенок умеет  сотрудничать

в коллективной музыкальной деятельности.

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний.

Предлагает подойти к чемодану, демонстрирует картину, включает музыкальное сопровождение.

- Подойдем к чемодану, посмотрите какая странная картина? Что с ней случилось? Как можно ее реставрировать, восстановить? Посмотрите, тут таких картин очень много, выбирайте картину для реставрации.

Предлагает разместить картины на выставке и рассмотреть их.

- О чем рассказывают нам эти картины? Что их объединяет?

Собирают из частей целое.

Умеет составлять из частей целое, устанавливать логическую связь цветового единства.  

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний, импровизацию.

Предлагаю посмотреть первый после победы парад на Красной площади в городе Москва, демонстрирует видеоряд «Парад Победы».

- Что чувствовали люди, когда настала победа? А что почувствовали вы, когда смотрели парад победы? Выберите пиктограмму с соответствующей эмоцией и расположите ее на мольберте внизу.  

Предлагает выбрать различные атрибуты.

Выберите и пройдите маршем по залу, как на параде.        

Описывают чувства людей и свои.

Маршируют по залу,

импровизируют.

Умеет ритмично выполнять движения в соответствии с характером музыки.

Рефлексия.

Задает вопросы, интересуется о результатах совместной деятельности.

- Вы догадались, чей это чемодан? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось и запомнилось? Кому вы расскажете, о чем сегодня узнали?

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.  

 Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах.

Педагог предоставляет возможность осуществлять самостоятельную деятельность, стимулирует интерес, передает музыкальный диск.

Вам знакомы песни о войне? Назовите, какие вы знаете. Мы с ребятами приготовили для вас диск с записями песен о войне. Вы можете послушать их и разучить в любое удобное для вас время, с воспитателем, с друзьями, родителями.

Выражают слова благодарности.

Знает правила культурного поведения.