Проект "Этикет для дошколят" Подготовительная к школе группа
проект (подготовительная группа)

Шлыкова Марина Кимовна

Полный проект для подготовительной группы. Этикет для дошколят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._etiket_dlya_doshkolyat.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад  № 98

Групповой, творческий, долгосрочный проект подготовительной к школе группы.

«Этикет для дошколят»

Автор проекта:
Шлыкова Марина Кимовна
Воспитатель  Высшей
квалификационной категории.

Златоуст 2018

Актуальность темы.

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, уверенным в себе человеком,  адаптированным в обществе, любимым близкими и друзьями, понимаемым  коллегами по работе. Вот поэтому, взрослым необходимо терпеливо обучать его правилам культурного поведения, объяснять необходимость их соблюдения.
Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах и по которым складывается  первое впечатление о нём.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, помогая ребёнку ориентироваться в общественной жизни.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств. Поэтому  воспитателями нашей подготовительной группы было принято решение  разработать и внедрить  проект «Этикет для дошколят».

Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный( 1год)
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети 6 - 7 лет, родители воспитанников.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Занятия проводятся из расчета: 1 занятие в неделю

Период с 01.09.15 по 31.05.16 Всего 36 занятия

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Форма занятий: совместная игровая познавательная деятельность взрослого и детей.
Задачи:
— формировать навыки культурного поведения;

— привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье;
— изучать понятия «этикет» и «культурный человек»;
— формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях;
— активизировать творческие способности, воображение, любознательность, мышление, коммуникативные навыки, познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
— закреплять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания, расширять словарный запас, развивать связную речь.
воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе;
— проводить работу с родителями по вопросам нравственного воспитания своей семьи;
— создавать развивающую среду.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Сформированность у детей:
— понятий «этикет» и «культурный человек»;
— умений правильно употреблять слова приветствий, благодарности, вести разговор с партнерами, не обижая и не унижая собеседников;
— знаний о правилах хорошего тона, выразительных средствах родного языка, культуре поведения, умения применять их в различных жизненных ситуациях;
— знаний о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;
— умений анализировать свои поступки и вырабатывать формы желаемого общения с людьми;
2. Активизация участия родителей в совместной с детьми жизнедеятельности группы, игровой и творческой деятельности.
Первый этап — целеполагание.
В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдать правила поведения, принятые в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Поэтому ,изучение этикета, как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, является своевременным и актуальным..
Ознакомление с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку
Вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, детском саду. И кому как не воспитателям, педагогическому коллективу в целом решать эту повседневную, образно говоря, ювелирную работу. В ДОУ педагоги формируют представления о нормах и правилах поведения, дают понятия о том, что культурный, воспитанный человек обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость. Немаловажную роль в культуре общения играет хорошо развитая речь — средство человеческого общения. Знание правил этикета позволит ребенку владеть хорошими манерами, выдержкой, быть тактичным и галантным.
Учить детей правилам поведения увлекательно, если делать это с любовью и фантазией.
Задачи педагогов — расширять и корректировать знания детей, приводить их в систему. Начинать эту работу необходимо уже с раннего возраста. Мы считаем, что, наш проект «Этикет для дошколят», поможет достичь успешных результатов по формированию навыков культурного поведения у дошкольников
Во время выполнения проектной работы создаются педагогические условия воспитания культуры поведения и общения у детей старшего дошкольного возраста.
Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование общей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.
Второй этап — разработка проекта
1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.
3. Подготовка творческих работ для выставки.
4. Составление плана работы по реализации проекта.
Третий этап — реализация проекта
1. Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
Занятия по темам:

--   «В храме»
— « В магазине»;
— «Приветствие и прощание»;
— «Знакомство»;
— «Поведение за столом»
— «Наша дружная семья
— «Принимаем гостей»;
— «Ходим в гости.»;
— «В театре»;
— «Говорим по телефону»;
— «В транспорте»                                                                                                                                         «Что такое этикет?»
3. Решение проблемных ситуаций по темам.

4. Чтение художественной литературы:
— стихотворений Е. Алябьевой «Пожелайте людям добра», «Добрым быть приятно»; чтение рассказа В. Осеевой: «Волшебное слово»,»Просто старушка»
— циклов стихов А. Барто «Вовка-добрая душа», «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Кондратьева «Добрый день», В. Кривошеева «Доброе утро»;
— нравственно-этических сказок для детей: русская народная «Два жадных медвежонка», К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», В. Драгунский «Тайное всегда становится явным». Милн «Винни – Пух и все-все-все»(отрывок). . Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла». А. Кушнир «Кто разбил большую вазу». С.Маршак. «Урок вежливости».

5. Рассматривание картинок и беседы по ним.
6. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».
7. Театрализованные игры:
— драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;
8. Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Кто знает больше вежливых слов», «Поведение за столом,«Накрой стол к  обеду, к чаю».
9. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Принимаем гостей», «Путешествие по городу», «В транспорте», «Диалог по телефону».
10. Изобразительная деятельность:
— рисование на темы «Добро и зло», « Моё настроение»;
— изготовление книги-самоделки «Наши добрые дела»;
11.  Развивающая среда:
—  Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, пополнение настольно-печатными играми. изготовление дидактических игр.

12. Работа с родителями:
— анкетирование родителей по теме проекта;
— родительское собрание в форме беседы за круглым столом «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;

 13. Совместное чаепитие с родителями и детьми.

Четвертый этап — заключительный

  1. Презентация проекта.
    2. Анализ результативности.

Норма поведения

Знают норму

Сформирована устойчивая привычка

Знают норму, но привычка поведения не сформирована

Начало

конец

начало

конец

начало

конец

Приветствие

50

80

30

60

50

20

Привычка делится с друзьями в игре

40

70

40

70

40

-

Навык культурного поведения за столом

40

90

30

70

40

40

Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки.

30

60

20

30

30

30

Привычка помогать взрослым по их просьбе.

40

70

20

70

40

-


Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляла его через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.
Так в совместной деятельности проводила игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” учились с детьми, как можно поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить.
Дидактические игры помогали детям закрепить знания о посуде, что она бывает столовая, чайная. Учились накрывать на стол.
Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
После чтения сказок, рассказов, стихов обсуждали с детьми поступки героев. Задавала вопросы, позволяющие думать и делать выводы. Кто из героев поступил правильно, а кто нет.
В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда мы начинали работу по формированию культуры общения и этикету, 50% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола. Дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”.
На протяжении действия проекта велась работа по взаимодействию с семьей.
На первой встрече родителям была объявлена тема проекта, обозначена проблема и проведено анкетирование родителей по теме проекта.
На родительском собрании в форме беседы за круглым столом обсуждалась тема «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Родители ознакомились с результатами диагностики уровня сформированности привычек нравственного поведения и убедились в том, что показатели недостаточно высоки. Были определены задачи общего взаимодействия по решению данной проблемы.
Практикум для родителей. «Игры, развивающие нравственные качества детей», помог родителям через игры почувствовать насколько, иногда бывает сложно подобрать нужные слова, сказать комплимент, выразить словами свои чувства и отношения к окружающим.
Изготовление совместно с родителями книги «Наши добрые дела»;
Для проведения в группе беседы по теме «Наша дружная семья», дети со своими родителями подготовили рассказы о своих семьях и генеалогическое семейное древо. Готовили работы для фотовыставки «Добрый поступок».
В родительском уголке размещались консультации «Уроки хороших манер», где родители могли познакомиться правилами этикета и в доступной форме поговорить об этом с ребенком дома.

Вывод. Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными на занятиях и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.
Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта (фотографирование, поиск информации), донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей.  Задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОУ и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.
2.Оформление материалов проекта.
Занятие «Приветствие и прощание».
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия и прощания.
Занятие: «В транспорте».
Цель: продолжать формировать положительные моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Игровая ситуация «В театре», В магазине», «Говорим по телефону»
Занятия: «Поведение за столом» (теория и практика).
Цель: Учить детей накрывать стол, расширять знания детей о правилах хорошего тона за столом. Воспитывать хорошие манеры.
Закреплять умение сохранять правильную позу во время еды.
Совершенствовать умение пользоваться столовыми приборами ( ложки, вилки, ножи, тарелки разного назначения и др.).
Учить различным видам сервировки, стола, приемам складывания тканевой салфетки. Продолжать знакомить с тем, что как и чем едят.

Игровая ситуации.
«Кто опрятен – тот приятен».
Цель:  Учить детей быть опрятными, чистыми, уметь замечать красоту костюма, его оригинальность, стиль, моду. Аккуратно и бережно складывать и хранить одежду, соблюдать чистоту места пользования вещами (шкаф, полки). Следить за внешним обликом, не забывать причесываться.
«Наша дружная семья».
Цель: Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать благородные поступки окружающих, культуру общения со взрослыми и сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, быть общительными, делиться игрушками, помочь маме убрать вещи, братишке принести игрушки, бабушке подать тарелку и т.д.
 «Ходим в гости», «Принимаем гостей»
Цель: Продолжать знакомство детей с понятием "этикет", приобретать навыки общения, поведения дома, на улице, в транспорте и т.д. Закреплять умение дарить и получать подарки. Развивать связную речь, способность к самостоятельным суждениям, умение вести диалог. Воспитывать умение вести себя в обществе, стремление проявлять заботу о других, создавать радостно—эмоциональное настроение.
Чтение художественной литературы.
Драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»
Коммуникативные игры: «Только вместе!», «Все вместе!»
Книга-самоделка «Наши добрые дела»
Родительская встреча за круглым столом «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»
Цель: воспитание детей, умеющих достойно себя вести в обществе и стать впоследствии гармонично развитой личностью


Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. М., 2013.
2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
3.Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты: Пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития. Ростов н/Д., 2013.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.
5.Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6—7 лет. Практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2009

6.Мулько И.Ф. Этика для детей 5—7 лет: Метод, пособие. М., 2012. Шорыгина Т. А. Беседы о этике с детьми 5—8 лет. М., 2009.

7. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ЭТИКЕТУ ДЛЯ ДЕТЕЙ

п/п

Темы занятий

Сроки

1.

Введение «Что такое этикет?»  

октябрь

2.

Речевой этикет                          

октябрь

3.

Семейный этикет

ноябрь

4.

Межличностные отношения

декабрь

5.

Культура внешнего вида

январь

6.

Гостевой этикет

февраль

7.

Поведение в общественных местах

март

8.

Поведение в природе

апрель

9.

Этикет за столом

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Конспект итогового комплексного занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета, умение составлять и решать задачи, знание геометрических фигур.2. Совершенство...