Проект «Путешествие по сказкам»
проект (младшая группа)

Хамитова Алия Булатовна

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt.docx31.09 КБ
Файл prilozheniya_k_proektu.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Актуальность проекта

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях, в театральной деятельности, в режимных моментах, а также в свободное время. Именно сказки являются прекрасном материалом для обучения детей в младшего  дошкольного возраста развитию речи. Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям.

                  Проблема

  Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

   В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

                         Цель проекта

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

                           Задачи

Для детей:  

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

    Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

    Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.

    Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.

    Учить играть дружно, вместе, не ссориться.

Для педагогов:

1. Повысить компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.

Для родителей:

Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.

    Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

    Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Этапы  проекта «Путешествие по сказкам»

1 –ый этап проекта – Организационно – подготовительный

- Составление паспорта проекта

- Работа и подбор методической литературы

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

- Консультация для родителей через папки-передвижки.

2 –ой этап – Практический (формы работы с детьми)

- Рассматривание с детьми картинок по данной теме;

- Чтение, прослушивание и просмотр сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка».

- Игра с конструктором «Домик для зверят по сказке "Теремок".

- Использование сказочного персонажа «Бабка - Ёжка»

- Музыкальная игра

- Использование подвижных и пальчиковых игр.

- Участие детей в театрализованной постановке «Муха-цокотуха».

3 –ий этап – Заключительный

- Театрализованная постановка «Муха – цокотуха»

- Оформление фотовыставки «Путешествие по сказкам».

- Презентация проекта.

- Постановка новых задач.

Продолжительность проекта: Краткосрочный. (21марта - 25 марта).

Участники проекта: дети: возраст 2-3 года, воспитатели, родители.

   

Планирование по образовательным областям

1

Познание

Игра-занятие: «Путешествие в страну сказок»

2

Коммуникация

Рассматривание картинок из серии «Герои сказок»

Чтение, прослушивание и просмотр сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Заюшкина избушка».

3

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Колобок» с показом на фланелеграфе.

Показ настольного театра по сказке «Репка».

4

Социализация

«Чудо – дерево» «Чудесный мешочек»

«Теремок» «Грибочки», «Домик для мышки»

5

Труд

Убираем игрушки на свои места

6

Музыка

Слушание песенки «Колобок», «Бабка – Ёжка», «Три весёлых зайчика», «Репка» в аудиозаписи

Подвижная игра «Зайка серый умывается»

7

Физическая культура

Комплекс утренней гимнастики «Заячья зарядка»

Хороводные игры: «Заинька попляши…»

Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)

8

Свободная деятельность

Театрализованное представление

«Муха-цокотуха.

                               Формы реализации.

• Беседы с детьми и родителями;

• Консультация для родителей через папки-передвижки.

• Организация тематических центров по проекту;

• Игровая деятельность;

• Выполнение работ по изобразительной деятельности;

• Чтение, прослушивание и просмотр сказок.

• Совместная деятельность по конструированию.

• Организация физических досугов.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

• маски для сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»;

• дидактическая игра «Найди героев сказки»;

• кукольный театр «Три поросенка»;

• подборка раскрасок «Герои сказок»

                    Список литературы

  1. А.Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла»  Детство –пресс 2015.
  2. В.В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному  воспитанию дошкольников. М. Владос 2010.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сосот. О. П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
  4. Л. Ф. Фатихова изучение нравственного сознания дошкольников Современное дошкольное образование 2012 №1 с. 44
  5. Н. Исаева сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников  Дошкольное воспитание 2012 №7 с 19.
  6. Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно – нравственное воспитание дошкольников Дошкольное воспитание 2004 №5 с 7-14.
  7. Н. В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.

                           Ожидаемые результаты

Для детей:

- Дети узнают  героев сказок  «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».

- В процессе ознакомления со сказками активизируется речь детей.

- У детей появится интерес к играм, развлечениям.

- В группе создана эмоционально – комфортная среда.

- Участие детей в театрализованной постановке «Муха-цокотуха».

Для родителей:

- Родители принимают активное участие в проектной деятельности, создают работы своими руками на тему: «Персонажи любимых сказок».

- Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Для педагога:

- Пополнена предметно-развивающая среда.

- Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

- Оформление фотовыставки «Путешествие по сказкам».



Предварительный просмотр:

Приложение №1

                                «Путешествие в страну сказок».

                                          (1 младшая группа)

Интеграция образовательных областей:

 Познание (формирование целостной картины мира)

Социализация

Коммуникация (ВХЛ)

Чтение художественной литературы.

 Физическая культура

Задачи:

Образовательные: формировать у детей интерес к сказкам, учить детей воспринимать изображённое на картине.

 Развивающие: развивать речевую активность путём использования малых форм; развивать интерес к художественному слову, детской картинке.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к животным, любовь к близким, развивать речевую активность путём использования малых форм.

Методические приемы:

Игровой – персонажи.

Словесный – вопросы, беседа.

Наглядный – картинки, презентация на мультимедийном экране.

Словарная работа: били – били не разбили, тянут – потянут вытянуть не могут.

Материал к занятию: настольный театр по сказке «Теремок», сказочный сундучок, маски-шапочки для детей, большой теремок для Бабки - ёжки, домик для зверей.

                                                           

                                                                     

   НОД:

Воспитатель: Вот собрались малыши,

                         До чего же хороши!

                        Здесь – постарше, тут – помладше,

                        Здесь – совсем малыши.

Дети сегодня приглашаю всех вас сходить в гости к Бабке - Ёжке. Она знает очень много сказок и любит их рассказывать. Хотите пойти к Бабке - Ёжке?

Дети: Да!

Воспитатель: А дорогу к ней укажет вот этот клубочек. (Показывает).

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток,

Только сильно не спеши, путь – дорогу укажи, к Бабке - Ёжке приведи.

Дети: (повторяют движения)  

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ, топ, топ.

Приходят к домику Бабки - Ёжки.

Воспитатель: Посмотрите, дети, в каком красивом домике живёт Бабка - Ёжка! Давайте постучим. Тук – тук – тук.

Выходит Бабка – Ёжка и включается фонограмма песни «Бабка – Ёжка»

Бабка - Ёжка: Здравствуйте, дети!

Бабка - Ёжка: Проходите в горницу гости дорогие.

Гости в дом ко мне пришли!

До чего же хороши!

Как зовут моих гостей?

Расскажите мне скорей.

Воспитатель: Бабка - Ёжка, какой у тебя красивый дом, словно сказочный дом расписной.

Бабка - Ёжка: А это потому, что я очень люблю сказки, ребятишки мои милые. А вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Бабка - Ёжка, наши дети знают очень любят слушать сказки.

Бабка - Ёжка: А это мы сейчас узнаем. Давайте-ка мы с вами посидим рядком, да поговорим ладком. Где же мой волшебный сундучок? (достаёт)

Бабка – Ёжка достаёт книжку «Курочка – ряба» и читаем книжку.

                             Фикузльтминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз-сюда. Два-туда. Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки к верху все подняли.

Раз, два, раз, два.

Слушать сказку нам пора.

Бабка - Ёжка: Какие же вы все молодцы, ребятки! Мы все отдохнули, размялись, а теперь я расскажу вам сказку «Теремок».

Усаживайтесь поудобней, и готовьтесь слушать.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Настольный театр по сказке «Теремок».

Воспитатель: Спасибо, Бабка - Ёжка за сказки, за веселье. А нам пора в детский сад.

Бабка - Ёжка: До свидания дети!

Дети: До свидания Бабка - Ёжка!

Приложение №2

                                  Дидактические игры

Дидактическая  игра «Чудо – дерево»

Цель игры: Учить прикреплять фрукты на дерево, развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

Дидактическая игра  «Чудесный мешочек»

Цель игры: Учить детей доставать из мешочка героя сказки и называть его.

Дидактическая игра «Теремок»

Цель игры: Учить детей составлять пирамидку и называть героев сказки теремок.

Дидактическая игра  «Грибочки»

Цель игры: Учить детей складывать грибочки в корзинки по цветам, воспитывать усидчивость.

Дидактическая игра «Домик для мышки»

Цель игры: Учить детей селить мышку в домик соответствующий цвету мышки.

Приложение №3

              Комплекс утренней  гимнастики «Заячья зарядка»

I.вводная част

Ходьба обычная в чередовании с ходьбой, корригирующей: зайка вышел погулять, 12345(ходьба обычная) по тропинке шел, и морковку нашел. (ходьба по дорожке с наклонами вниз) по сугробам лесным, зайчик наш шагает (ходьба, высоко поднимая колени, руки в стороны) зайчик наш боится волка, убегает прочь он ловко (лёгкий бег) по тропинке побежали, до лужайки добежали.

II. Основная часть. ОРУ

Построение в круг.

«зайка наш боится волка»

И.П. у.с. руки на пояс.

1 - 2. поворот головы в сторону. Смотрит в стороны он зорко.

3 - 4. Повторить в другую сторону.

«не растёт зимой капуста»

И.П. ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1. наклоны в право, пусто.

2. наклоны в лево, пусто.

«лисица заметает хвостом следы»

И.П. стоя на коленях, руки свободно.

1 - 2. сесть на пол у правой пятки.

3 - 4. Повторить в другую сторону.

«на полянке лесной, зайки прыгают гурьбой»

И.П. руки на пояс.

1. прыжки на месте, прыг – скок, прыг – скок и за кусток.

« заячья беседа»

И.П.  о.с.

1. руки через стороны вверх. Глубокий вдох через нос.

2 – 3. Выдох с произношением звука «м» при закрытом рте.

III Заключительная часть.

Вместе мы домой идём не спешим, не отстаём. Руки вверх, руки вниз, на носочках подтянись.

Здоровье в порядке, спасибо зарядки!

Приложение №4

                                  Музыкально – ритмические движения

Цель: Создать условия для восприятия музыки, как средства передачи чувств и       настроения.

«Колобок»

«Бабка – Ёжка»

«Три весёлых зайчика», «Репка».

Приложение №5

                              Хороводные игры: «Заинька попляши»

Цель: Развитие движений, учить повторять движения за воспитателем, доставить детям радость.

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

движения по тексту

Карточка №4

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

«Ровным кругом Друг за другом

Мы идем за шагом шаг, Стой на месте!

Дружно вместе, Сделаем вот так! »

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. Д

Приложение №6

Кукольные театры по сказкам «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок». Чтение русских народных  сказок.

Цель: Учить детей внимательно слушать, развивать усидчивость, развивать речевое развитие.

Приложение №7

             Подвижная игра «Зайчик серый умывается»

Цель: Развивать двигательную активность, формирование культурно – гигиенических навыков.

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

   Ход игры: дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.

     Конспект непосредственной образовательной деятельности по                        развитию речи в 1 младшей группе

                                      «В гостях у сказки»

Интеграция образовательных областей:

 Познание (формирование целостной картины мира)

Социализация

Коммуникация (ВХЛ)

Чтение художественной литературы

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в четком произношении гласных звуков. Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.

Развивающие: развивать умение слушать и понимать услышанное.

Воспитывающие: формировать у детей интерес к сказкам, учить детей воспринимать изображённое на картине.

Методические приемы:

Игровой – персонажи - Петрушка.

Словесный – вопросы, беседа.

Наглядный – картинки.

Материал к занятию: Волшебный сундучок, игрушка Петрушка, запись с музыкой для «волшебного сундучка», запись с музыкой для путешествия, ноутбук, автобус.

Форма проведения: игра-путешествие.

                                                      НОД

     Вхожу с детьми в зал и обращаю внимание на коробку – сундучок, рассматриваем ее. Из коробки слышится музыка. Обращаюсь к детям: «дети, Вы ничего не слышите? Или это мне кажется? (Ответы детей) Давайте посмотрим, что внутри коробки. (Делаем попытку открыть коробку, дети активно мне помогают. Совместными усилиями коробку открываем, а там – сундучок).

Воспитатель: Это волшебный сундучок. А что в нем лежит? (Ответы детей). Достаю из сундучка куклу Петрушку.

 Говорю голосом Петрушки

Я веселая игрушка

А зовут меня… (Петрушка)

В зал входит Петрушка (персонаж)

Петрушка: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.

Петрушка: А вы узнали меня?

Дети: Петрушка!

Петрушка знакомится с детьми. Обращаясь к каждому ребенку с вопросом: «А как тебя зовут?» Дети отвечают.

Петрушка: Вот и познакомились. А куда я попал, ребята?

Дети: В детский сад.

Петрушка: Как хорошо и красиво у вас в детском саду. Значит, я не ошибся, когда собирался в путь дорожку. Я к вам пришел из сказки. А вы любите сказки? (выслушивает ответы детей). Я тоже их очень люблю. А какие вы знаете сказки? (ответы детей).

Петрушка: Какие вы молодцы, так много сказок знаете.

Воспитатель: Обращаюсь к Петрушке: «Вот видишь Петрушка, какие умные и догадливые у нас в детском саду ребята. Мы с вами вспомнили много сказок, а теперь давайте отправимся в гости к сказке. А на чем же можно туда добраться?» (Ответы детей).

Смотрите, какой у нас красивый автобус. Давайте на нем отправимся в путешествие (приглашаю Петрушку и детей в автобус)(Звучит мелодия на песню «Мы едем, едем, едем…»)

Петрушка: Вот мы и приехали. (Проводится физминутка)

Воспитатель: А я уже здесь. Смотрите как у нас здесь красиво, и сейчас мы с вами посмотрим сказку (Просмотр сказки «Курочка ряба»)

 После просмотра задаю детям вопросы:

Как называется сказка? Кто же в нашей сказке плакал?А как дед с бабой плакали?

Кто же разбил яичко? А как мышка пищит?

Воспитатель: Какие молодцы ребята на все вопросы ответили. Петрушка тебе понравилась наша сказка? Ты ее, наверное, раньше не знал?

Петрушка: Нет ребята не знал, спасибо большое, что познакомили меня с ней.

Ну что ребята, а теперь пришло время возвращаться обратно в детский сад. (Приглашаю детей и Петрушку в автобус).

Встречаю ребят с Петрушкой.

Петрушка: Вот мы и добрались. Ребята, какие вы молодцы, так много знаете сказок и я много с вами сегодня узнал, но мне пора возвращаться в свою сказку, а то без меня там переполох. (Прощается с детьми и уходит).

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами путешествовали в гости к сказке, а кто вспомнит, как она называется? (ответы детей). Сказка называется «Курочка Ряба». В гости к нам приходил Петрушка. Вы сегодня все молодцы, правильно отвечали на вопросы. Вам понравилось наше путешествие? И за это курочка Ряба прислала вам подарки. (Вручаю каждому ребенку подарок) Прощаемся со сказочным лесом и возвращаемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практически-творческий проект «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Представлен проект по сказкам А.С. Пушкина  pict9660.jpg...

Проект "Путешествие по сказкам"

Проект направлен на формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости в процессе театрализованной игры по литературным сюжетам....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ "КОЛОБОК"

ГБОУ 762 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПРОЕКТУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»Руководитель проекта : ИВАЩЕНКО Л.П. АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНК...

проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина" методическая статья

Использование данного проекта позволяет закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина, воспитывать интерес к творчеству поэта; создавать эмоционально-благоприятную обстановку во время совместной деяте...

Проект «Путешествие в сказку»

Знакомство со сказкой...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

ПРОЕКТ “Путешествие в сказку. Как сказка учит говорить»

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, был разработан про...