Методики ранней интеллектуализации ребёнка .«Не навреди».
статья

Генингс Эллада Аркадьевна

Анализ методик раннего развития показал, что все их объединяет желание использовать естественный, природный познавательный интерес ребенка.  В каждой системе есть достоинства и недостатки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_navredi._o_rannem_razvitii_rebyonka.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 «Не навреди».

О раннем развитии ребёнка.

Раннее развитие сегодня популярно, как никогда ранее.
Ребенка учат и развивают с пеленок в прямом смысле слова. Детские центры приглашают на занятия с двухмесячного возраста! Что говорить о детях постарше – водить их на «развивашки» стало чуть ли не обязанностью родителей.

Существует множество разнообразных методик раннего развития. Одни из них очень популярны, другие менее известны. Но все объединяет одно: авторы методик утверждают, что следуя их рекомендациям, можно дать мощный толчок развитию способностей детей. Распространено мнение, что так называемое ранее развитие на самом деле вовсе не раннее, а очень даже своевременное. Именно до трех лет психика ребенка наиболее восприимчива к знаниям, о чем красноречиво написано в заглавии книги М. Ибуки  «После трех уже поздно».

Масару Ибука – президент фирмы «SONY», директор Ассоциации раннего развития и автор бестселлера «После трех уже поздно». В своих исследованиях он приходит к выводу: «Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один — дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша (от рождения до трёхлетнего возраста)». Очень важный отличительный момент системы Ибуки – родители. Он считает, что матери должны больше полагаться на себя, иметь уверенность в себе и твердый характер. Автор не советует увлекаться методиками раннего развития, а вырабатывать свой подход. 

Глен Доман – американский врач, который успешно лечил детей с травмами мозга. Принцип его работы с больными детьми состоял в том, чтобы усиливать активность головного мозга с помощью стимуляции органов чувств, прежде всего зрения и слуха. Как врач-нейрохирург, Доман строит свою концепцию раннего развития на связи движений ребёнка и развития его мозга. По его мнению, только хорошо развитые физически дети могут добиться успехов в науках

Сесиль Лупан - мама двух дочерей, в прошлом успешная актриса, она не привыкла действовать по шаблонам. Точно и подробно расписанные занятия методики Домана, Сесиль Лупан стала проводить по-другому: не строго в установленное время, а когда у ребенка возник интерес. Её интересовало не только развитие интеллекта, но и раскрытие творческих способностей и формирование здоровой личности. Именно со знакомства с миром звуков и тактильными ощущениями начинается раннее развитие ребенка. Родителям стоит постоянно разговаривать с ребёнком, давать изучать предметы на ощупь и называть их. Сесиль Лупан разработала программы для малышей и дошкольников по истории, географии, рисовании и т.д. Занятия рекомендуется совмещать с плаванием и нырянием.Очень важный момент: для занятий по методике Лупан ничего не нужно покупать, все материалы можно найти дома.

Опыт раннего развития Никитиных  Эта семья была очень популярна в 70-е – 80-е годы.  Многие  принципы воспитания Никитиных были передовыми для своего времени, а сейчас стали нормой.Воспитание «по Никитиным» опирается на три основных принципа:

— создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр),

— свобода творчества детей в занятиях,

— родительское неравнодушие.

Никитиных критикуют за отсутствие эмоционального развития. В их системе упор делался на физическую закалку и разнообразные интеллектуальные игры. Несмотря на все противоречия, до сих пор популярны и широко используются развивающие игры Никитиных – «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики» и т.д. это головоломки, состоящие из кубиков, кирпичиков, квадратов. Они направлены на развитие мышления и пространственного воображения и включают задания разного уровня сложностей.

 Педагогическая  система Монтессори, суть которой – в самовоспитании, самообучении и саморазвитии детей. Важный компонент методики Монтессори – самообслуживание. С раннего возраста дети учатся самостоятельно одеваться, обуваться, делать простую работу по дому. Монтессори называла мышление ребёнка «впитывающим», как губка. Поэтому для успешного развития на территории, где свободно перемещаются дети, необходимо огромное количество сенсорных впечатлений, положительные примеры эмоционального реагирования, правильная речь педагогов. Как и в любой другой методике раннего развития, в системе Монтессори есть недостатки. Мало внимания уделяется творческому развитию, не предполагается использовать сказки, песенки, ролевые игры.

 Кубики  Зайцева -  являются наиболее  известной системой обучения чтению Начинать обучение рекомендуется с трехлетнего возраста. Смысл метода – в обучении чтению по складам, буквосочетаниям, а не по отдельным буквам. Склады представлены в кубиках и таблицах. Кубики различаются по цвету, весу, размеру, звучанию и вибрации наполнителя. Таким образом ребенку объясняется, что такое звонкие, глухие, гласные и согласные звуки. Кубики и таблицы предполагают пропевание. Методика Зайцева подходит детям с любым темпераментом – и «шустрикам», и «черепашкам». По ней можно учиться и малышам, и шестилеткам.

Карточки Домана, кубики Зайцева, игры Никитиных, разработки Лупан, Монтессори, Сузуки, Троппа и так далее – важные и полезные методики

Однако не все так просто. Психологические исследования показали вред ранней интеллектуализации детей. Описаны случаи, когда дети, которых с раннего возраста обучали чтению, счету, письму и т.д. приблизительно к 10-12 годам начинали резко отставать от своих сверстников в общем развитии. И дело было не только в том, что понижалась их успеваемость, главное – они плохо адаптировались в детских коллективах, у них возникали личностные расстройства. Может пострадать и моральная сторона личности ребенка: при успешной ранней интеллектуализации есть опасность развития чувства превосходства над другими детьми. Мотивация также в опасности – ребенок может устать от постоянной гонки за знаниями и станет пассивным, апатичным, потеряет интерес к учебе.

Ещё одна опасность ранней интеллектуализации в том, что поначалу ребёнку в школе слишком легко. Он привыкает бездельничать на уроках, но рано или поздно стане сложнее, а привычки напрягаться, прилагать старание нет.

Тем не менее, развивать ребенка в дошкольном возрасте, безусловно, нужно обязательно. Но подходить к раннему развитию стоит осмысленно. Здесь, как и в медицине, важен принцип «не навреди». 

Анализ методик раннего развития показал, что все их объединяет желание использовать естественный, природный познавательный интерес ребенка.  В каждой системе есть достоинства и недостатки. Поэтому родителям и педагогам стоит подходить творчески не только к выбору методики, но и к её использованию.

Несмотря на различия во взглядах,все педагоги-новаторы сходятся в том, что для того, чтобы способности детей развивались, необходимо:

  1. Ничем не ограничивать и стимулировать физическую активность.
  2. Создать развивающую среду, наполненную предметами, стимулирующими тактильные, зрительные, звуковые ощущения ребенка.

Раннее развитие требует постоянной активности со стороны взрослого, контакта с малышом. При этом не стоит идти на жертвы и полностью посвящать себя ребенку. Очень важно не только развивать детей, но и развиваться родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь основных, золотых правил эффективной методики обучения чтению ребёнка.

Чтобы научить ребёнка чтению, необходимо соблюдать некоторые правила. Я выделила семь правил.Используя эти правила можно быстро и легко научить ребёнка читать....

«Игровые методики диагностики готовности ребёнка к школе»

Консультация для воспитателей «Игровые методики диагностики готовности ребёнка к школе»...

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА (автор В.Г.Щур)

МЕТОДИКАОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА(автор В.Г.Щур)...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Методика раннего прогнозирования школьных трудностей (по методике М.М.Безруких)

Статья содержит краткий анализ методики раннего прогнозирования школьных трудностей Безруких М.М. Статья будет полезна педагогам и родителям обучающихся предшкольного возраста, станет навигатором для ...

Конспект семинара-практикума для воспитателей и специалистов службы сопровождения детей дошкольного возраста на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...

Презентация к семинару-практикуму на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...