Развитие речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Гукова Марина Викторовна

Развитие речи ребёнка раннего возраста сложный процесс, зависящий от множества факторов, как генетических, так и условий воспитания. Если генетическая предрасположенность к ранней разговорчивости явление неизменное, то условия развития и воспитания зависят непосредственно от родителей малыша. Во многом в развитии речи ребёнка можно повлиять. Для этого, прежде всего, нужно как можно больше общаться со своим малышом.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста


Развитие речи ребёнка раннего возраста сложный процесс, зависящий от множества факторов, как генетических, так и условий воспитания. Если генетическая предрасположенность к ранней разговорчивости явление неизменное, то условия развития и воспитания зависят непосредственно от родителей малыша. Во многом в развитии речи ребёнка можно повлиять. Для этого, прежде всего, нужно как можно больше общаться со своим малышом.            

Большим подспорьем в развитии ребенка раннего возраста служат книжки с фотографиями, сделанные своими руками. С помощью этих книг, можно решать такие ответственные и сложные задачи как развитие речи ребенка, осознание и систематизация им своего личного опыта. Фотография может стать необходимой опорой для разговора о настоящем, прошлом, а, в последствие, и о будущем ребенка. Фотографии можно по-разному компоновать, создавая для Малыша специальные книжки - альбомы,
например: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки», «Обычный день», «Про маму», «Про папу», «Про бабушку», «Барсик», «На прогулке», «На даче», «Мы вместе с мамой (моем посуду, печем пирог и т.п.)», «В гостях у бабушки», «День рождения» и т.д.
Наиболее значимые события в жизни маленького человека связаны с его близкими. Поэтому начнете с создания книжки о самом малыше и членах его семьи. И пусть здесь будут фотографии папы и мамы, дедушки и бабушки, братика, сестренки, няни и даже любимого кота или собаки. Для ребенка второго года жизни важно отобрать портретные фотографии, отдельно каждого из близких, не имеющие какого-либо сложного сюжетного
или композиционного решения. Здесь же нужно поместить фотографию самого ребенка.
Если вы уже имеете опыт совместного рассматривания фотографий и знаете, что малыш узнает себя на них без труда, то можно поместить его отдельную фотографию. В иных случаях будет лучше использовать фотографию, на которой ребенок снят вместе с кем-то из близких (например, он сидит на руках у папы), так ему будет проще узнать себя.
Начинать создание такой книжки - альбома стоит с одной или двух фотографий (папы и мамы) и постепенно наращивать их объем за счет добавления фотографий других членов семьи. Как у настоящей книжки, здесь также должна быть обложка с названием, фотография или рисунок, которые позволят ребенку отличать одну книжку от другой. А на страницах должно быть обязательно отведено место для подписей к каждой
фотографии. Рассматривая вместе с малышом такую книжку и, называя запечатленных на фотографии людей, вы поможете ему научиться узнавать их по изображению, а потом и отвечать на простые вопросы: где мама (папа, бабушка и т.д.)? Кто это? По мере знакомства с книжками, при условии того, что такое совместное времяпрепровождение будет доставлять ребенку удовольствие, его активность будет становиться все больше и больше, он сам начнет показывать пальчиком и называть изображенных на фото людей
(без просьбы с вашей стороны), пытаться что-то спросить или рассказать. Постепенно тексты и рассказ можно усложнять, вводя в них новые подробности, называя те действия, которые выполняет герой фотографии, обращая внимание ребенка на одежду, цвет волос, глаза, выражение лица и так далее.
Следующим шагом могут стать отдельные книжки-альбомы про каждого из членов семьи. Наполнение их можно варьировать в зависимости от возраста ребенка, его интересов и той задачи, которую ставит перед собой взрослый. Так, например, сделав отдельную книжку «Про маму» можно сконцентрироваться на различных действиях, знакомых и понятных малышу (мама готовит обед, моет посуду, собирает осенние листья и т.д.), а можно сделать темой обсуждения то, что любит и не любит мама.
Очень важной задачей в развитии ребенка раннего возраста является освоение им своего жизненного пространства. Это место, в котором проходит жизнь малыша, – это дом (квартира), дача, двор (площадка). А также вещи, которые значимы для крохи, любимы им, чем-то привлекают его внимание. Любимые игрушки, любимая одежда, любимая тарелка и т.д.. Можно сделать следующую книжку «Мой дом» где поместим фотографии любимых вещей, любимых игрушек, детальное запечатление комнаты, где
ребенок проводит большую часть времени, где стоит его кроватка, лежат его вещи, книжки, игрушки. Хорошо, если вам удастся, сделать помимо общей фотографии комнаты, фотографии отдельных, значимых для ребенка мест. Тогда можно поговорить о том, что обычно делается в этом месте: вот кроватка – здесь Петя спит, а вот тут полка с игрушками – здесь живут Чебурашка и Винни Пух, зайка, кукла (в этом случае на фотографии должны
быть видны любимые игрушки) и т.д. Можно сделать книжку про свой дом или же "серию" книжек про все его части: ведь и в кухне, и в ванной комнате, и даже в прихожей есть столько интересных и замечательных мест, с которыми могут быть связаны приятные впечатления. Ну, а после дома можно начать «осваивать» детскую площадку, где вы обычно гуляете и весь двор в целом.
Обычный день маленького человека: проснулся, оделся, умылся, покушал…
Может ли такой день стать темой для отдельной книжки, ведь в нем как будто ничего особого интересного-то и нет, все как всегда? Но именно это «как всегда» и представляет большую ценность для ребенка раннего возраста. Сложившийся жизненный уклад, в котором для каждого дела есть свое время и место помогает малышу переживать неприятные события, так как задает им определенные временные границы, а также помогает научиться ждать. Ведь если ребенок уверен, что после такого долгого и сложного дела как одевание (особенно зимой!), он пойдет на прогулку, где можно будет по бегать и по играть.