Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников
статья (средняя группа)

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Репина К.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №30 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться с взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, говорить.

Игра важна в воспитании детей дошкольного возраста, т.к. она является ведущим видом деятельности.

Дошкольный возраст – важный период становления личности, т.к. полу чает первоначальные знания об окружающем мире, формируется отношение к другим, приобретает навыки поведения, складывается характер. Во время игры ребенок развивается духовно и физически, развивается внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, а так же формируются все стороны личности ребенка.

       Основная роль игры, связанная с воображением, заключается в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Это проявляется в том, что ребенок в игре соединяет реальность с вымышленными явлениями, например, кресло - космическая ракета, плюшевый мишка - отважный путешественник и т.п. Играя в ролевые игры, он ощущает себя тем, кем является его роль (врач, шофер). Игра воспитывает у детей характер, положительные качества. Например: игра в «Детский сад», «Больницу», «День рождения» воспитывает у детей скромность, честность, смелость, инициативу, желание помогать другим людям. Однако не все игры имеют положительное значение. Например, в ходе игры «Семья» одна из девочек изображает ласковую, заботливую маму, а другая - властную. Если же педагог не сумеет научить детей сравнивать чувства, действия и способы обобщения, то становиться ясным, какова будет роль такой игры. Как подчеркивала Н.К. Крупская, «путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу».

Многочисленные психологические и педагогические исследования доказывают, что в игре происходит многостороннее развитие ребенка. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Во многих играх присутствуют игрушки, которые формируют представление об окружающем мире, развивают вкус, нравственность.

Игра имеет огромное значение в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Это происходит особенно в сюжетных играх, в ходе которых дети усваивают различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. В таких играх педагогу необходимо раскрыть в ходе обсуждения тех людей, которых дети изображают. В играх развиваются и творческие способности ребенка. Такие способности проявляются в разыгрывании роли, при моделировании нужных игрушек, костюмов.

Педагогическая поддержка игры по ФГОС осуществляется с опорой на новый стандарт п.3.2.5.:

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1.Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком;  уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2.Поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

3.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4.Построение вариативного развитого образования, ориентированного на

уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно – эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей.

5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Реализация стандарта поможет в воспитании активности, самостоятельности и успешного развития дошкольников, так как именно в игре заложены большие потенциальные возможности воспитания и всестороннего развития детей.

Игра воспитывает многие качества, необходимые в жизни, формирует нравственное отношение к окружающему, необходимые навыки и усилия. Поэтому очень важно руководить игрой детей, подбирать игры и оказывать детям помощь по их ходу. В каждой игре должен быть заложен будущий урок. Таким образом, самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....

"Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".

Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...

Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!...

Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников"

В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе не...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья обобщающая  личный опыт  об игре в раннем дошкольном возрасте....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников.

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во мно...