Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников
статья

Гвоздева Екатерина Владимировна

И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_formirovaniya_samost_i_aktiv_doshkol.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Гвоздева Е.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №38, Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

  Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и его необходимо воспитывать с раннего возраста. Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить чрезмерной опекой. Игра в данном случае становится отличным помощником в достижении цели – развитие активности и самостоятельности ребёнка.

  Игра занимает ведущее место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.

  Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого.

  Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.

  Как потребность детского организма, игра – ведущий вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте – это средство разностороннего воспитания и развития детей. Именно в процессе игры развиваются основные новообразования дошкольного возраста, происходит процесс формирования основных психических функций, качеств личности ребёнка (лидерство, самостоятельность, активность и др.). В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, умения и навыки, активизирует речевые навыки, развивает любознательность, наблюдательность, волю, выдержку, умение общаться со сверстниками, придумывает, фантазирует… В игре ребёнок воплощает то, что видел, слышал, чувствовал, т.е. осваивает настоящий опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, к сверстникам, а позитивный настрой игры помогает сохранить бодрое настроение и приятные воспоминания о прожитом дне, о детстве.

  Игра как ведущая деятельность старших дошкольников, является отличным средством для личностного развития детей и их активности. В игре можно формировать почти все полезные качества детей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей. Тут не нужны просьбы и указания взрослого. Дети сами знают, что делать с игрушками. А придумывая сцены и ситуации, дети незаметно для себя и других, приобретают навыки самостоятельности. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность. Игровая активность ведет к тому, что ребенок сам ведет игровой сюжет в том направлении, которое кажется ему наиболее интересным. Деятельность воспитателя, направленная на воспитание самостоятельности дошкольников, будет эффективна, если он будет проводить ее в форме игры систематически и целенаправленно.

  Работа по формированию у дошкольников навыков самостоятельности осуществлялась на основе следующих принципов:

1. Преемственность согласованных действий между семьёй и педагогом.

Учитывая этот принцип, я строила работу в определённой последовательности, охватывая период до посещения ребёнком детского сада и заканчивая периодом адаптации детей к детскому саду.

2. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и детского сада.

3. Принцип реализации цели для воспитания самостоятельности у дошкольников.

  Именно в самостоятельных и творческих, или сюжетно-ролевых, театрализованных играх, которые дети придумывают сами, раскрываются широкие возможности для формирования этих немало важных личностных качеств, а потому игра является средством формирования активности и самостоятельности дошкольников. Но не только в сюжетно-ролевых, или творческих, играх игровая деятельность выступает как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников. Необходимо помнить, что дидактические игры, как важное умение весело и непринуждённо получать новые и закреплять уже имеющиеся знания, способствуют развитию целенаправленности и осознанности деятельности в целом, желании и настойчивости в достижении нужного результата, определённой независимости от взрослого, стремления к поиску адекватных средств самовыражения, соотношения своих стремлений и возможностей.

  Игра – это жизнь ребёнка, его неповторимое детство, его существование, развлечение и обучение одновременно, источник развития личностных качеств. При обязательном соблюдении всех необходимых условий для реализации игры как самоценной деятельности дошкольного возраста, мы можем говорить о социальном аспекте воспитания всесторонне развитой личности ребёнка. Поэтому вопрос развития игры как средства формирования активности и самостоятельности дошкольников в детском саду на современном этапе жизни нашего общества имеет особую актуальность, социальную значимость и заслуживает особого внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....

"Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".

Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...

Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников"

В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе не...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья обобщающая  личный опыт  об игре в раннем дошкольном возрасте....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников.

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во мно...