Главные вкладки

    "Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".
    статья (младшая группа) на тему

    Цветкова Марина Григорьевна

    Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx19.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    «Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников»

           Часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра-это не только развлечение и время провождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизненного малыша. Игра-это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить, говорить. Игра приходит в мир ребенка от любящих родителей.

          Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «Настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления у разных детей по возрасту разные.

         Особенно игра важна в воспитании детей дошкольного возраста, т.к. она является ведущим видом деятельности. Но игра будет мощным средством воспитания только у того педагога, который знает профессиональный и мастерский подход, а так же психологию детей.

         Дошкольный возраст – важный период становления личности, т.к. полу чает первоначальные знания об окружающем мире, формируется отношение к другим, приобретает навыки поведения, складывается характер. Во время игры ребенок развивается духовно и физически, развивается внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, а так же формируются все стороны личности ребенка.

           Основная роль игры, связанная с воображением, заключается в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Это проявляется в том, что ребенок в игре соединяет реальность с вымышленными явлениями, например, кресло - космическая ракета, плюшевый мишка - отважный путешественник и т.п. Играя в ролевые игры, он ощущает себя тем, кем является его роль (врач, шофер). Игра воспитывает у детей характер, положительные качества. Например: игра в «Детский сад», «Больницу», «День рождения» воспитывает у детей скромность, честность, смелость, инициативу, желание помогать другим людям. Однако не все игры имеют положительное значение. Например, в ходе игры «Семья» одна из девочек изображает ласковую, заботливую маму, а другая - властную. Если же педагог не сумеет научить детей сравнивать чувства, действия и способы обобщения, то становиться ясным, какова будет роль такой игры. Как подчеркивала Н.К. Крупская, «путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу».

       Многочисленные психологические и педагогические исследования доказывают, что в игре происходит многостороннее развитие ребенка. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Во многих играх присутствуют игрушки, которые формируют представление об окружающем мире, развивают вкус, нравственность.

      Так же игра имеет огромное значение в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений, т.е. в нравственном воспитании. Это происходит особенно в сюжетных играх, в ходе которых дети усваивают различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. В таких играх педагогу необходимо раскрыть в ходе обсуждения тех людей, которых дети изображают. В играх развиваются и творческие способности ребенка. Такие способности проявляются в разыгрывании роли, при моделировании нужных игрушек, костюмов.

       

       Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС осуществляется с опорой на новый стандарт, а точнее п.3.2.5.:

        Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

    1. обеспечение эмоционального благополучия через:

    непосредственное общение с каждым ребенком;  

    уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

    1. поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

    создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

    создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

    недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

    (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

    1. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

    создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

    развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;

    развитие умения детей работать в группе сверстников;

    1. построение вариативного развитого образования, ориентированного на

    уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

    создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

    организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно – эстетического развития детей;

    поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

    оценку индивидуального развития детей.

       5)взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

    Реализация данного стандарта поможет в воспитании активности, самостоятельности и успешного развития дошкольников, так как именно в игре заложены большие потенциальные возможности воспитания и всестороннего развития детей.

    Литература:

    1.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.– М.: Академия, 2000.-416с.

    2.Педагогика: учебное пособие. Ч. 2./ под ред. Литвиновой Н.В., Мироновой Р.М.- Минск, 1993.

    3.ФГОС До, 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

    В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....

    Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

    Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в с...

    Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников

    Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...

    Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

    И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!...

    Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников"

    В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе не...

    Формирование самостоятельности и активности дошкольников в игре

    В дошкольном детстве  отличным средством для личностного развития ребенка  является игра, ведущая деятельность, в ходе  которой  формируется  его   самостоятельность...