Статья "Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников"
статья

В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе непосредственного изучения  игровой деятельности детей возможно проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности дошкольников (внимание, восприятие, представления).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цветкова С.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад №7 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Статья «Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников»

Современные реалии требуют воспитания самостоятельной,  творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способностей и целостным видением взаимосвязи различных процессов, что позволяет легко   адаптироваться к стремительно меняющимся условиям внешней среды, аналитически и нестандартно рассматривать различные проблемные ситуации, качественно обрабатывать постоянно растущие потоки информации.  Наиболее благоприятным периодом становления личности является дошкольное детство. Дошкольный возраст может быть выражен как этап активного развития психики на основе предпосылок, складывающихся  в период раннего детства. По многим показателям психического развития формируются новообразования разного уровня выраженности, которые отличаются новыми качествами и особенностями структуры. Происходит это под воздействием  различных факторов: речевой деятельности,  общению детей с взрослыми и  сверстниками, множественным видам познания, а также благодаря включению детей в различные формы деятельности (игровые, продуктивные, а также бытовые).  

Проблема исследования состоит в том, что реформы системы отечественного образования обострили проблемы преемственности дошкольного и школьного образования, обусловившие  необходимость смещения акцентов в образовании с информационно-содержательного на идейно-понятийный, требующий развития ориентировочно-процессуальной стороны познания. Подготовка дошкольников к предстоящему школьному обучению становится крайне значимой  практической проблемой детского дошкольного учреждения, а  высокий   уровень развития творчески активной личности является необходимым условием успешности.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что непосредственно дошкольный период представляет собой  этап наиболее интенсивного развития познавательной  деятельности. Чем раньше начинается обучение ребенка, тем наиболее эффективно осуществляется его психическое развитие. В дошкольном детстве в условиях игровой деятельности, как ведущей деятельности данного возраста, осуществляется обучающее воздействие на речь, мышление, эмоционально-волевую сферу детей. В процессе непосредственного изучения  игровой деятельности детей возможно проанализировать те предпосылки обучения, которые являются базой познавательной деятельности дошкольников (внимание, восприятие, представления). В процессе  игры, можно выявить имеющийся уровень речевого развития, сформированность эмоциональной сферы, способность к саморегуляции, являющиеся показателями психологической готовности ребенка к предстоящему систематическому обучению в школе. На важность игры как ведущей деятельности дошкольного возраста указывают  труды Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Ж.И. Шиф, Н.И. Непомнящей, В.С. Мухиной, А.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, А.Н. Фроловой, М.В. Вовчик-Блакитной, Е.О. Смирновой и др.

  Именно в игре можно развивать творческую активность дошкольников, при этом творческое развитие детей способствует формированию познавательной активности, прежде всего мышления и воображения. Проблема развития творческой активности детей актуальна и потому, что данный психический процесс представляет собой важный компонент любой формы творческой деятельности дошкольника. Психологические аспекты влияния творчества дошкольников на формирование познавательной деятельности  подчеркивают Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский  и др.

Целью данного исследования является изучение особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • провести теоретический анализ особенностей игры как средства формирования творческой активности детей дошкольного возраста;
  • раскрыть творческую деятельность и творческую активность как фактор развития психики и личности детей дошкольного возраста;
  • выявить особенности сюжетно-ролевой и дидактической игры и их значение в развитии психики и личности дошкольников;
  • определить  психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста;
  • провести экспериментальное исследование по выявлению состояния творческой активности и определения уровня игровой деятельности у детей дошкольного возраста;
  • провести коррекционно-педагогическую работу по формированию творческой активности посредством игровой деятельности (формирующий эксперимент);
  • проанализировать  результаты исследования (контрольный эксперимент и сравнительный анализ данных);
  • сделать выводы.

Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста оказывают влияние специально организованные игровые занятия по развитию личности.

Для проверки достоверности гипотезы нами использовались следующие методические приемы:

  • анализ психолого-педагогической литературы.
  • экспериментальное исследование.
  • обработка результатов исследования.

Объектом исследования является игровая деятельность как сложный процесс, играющий значимую роль в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования составляют особенности игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.

Субъект исследования представлен детьми дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую базу исследования  составляют системный и структурно-функциональный подходы к анализу проблемы особенностей игровой деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста.

В работе  использовались такие научные методы, как системный подход и  анализ специальной литературы и методической документации по проблеме исследования.

Использовались следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
  • эмпирические:  наблюдение за деятельностью детей дошкольного возраста, тестирование,  методы  статистического анализа количественных характеристик.

Практическая значимость данного исследования состоит в систематизации знаний в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, в возможности применения материалов исследования в работе педагогов  и психологов ДОУ по проблемному консультированию.

 Литература

  1. В.С Мухина Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник /. – 7-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2003. – 456 с. – (Высшее образование) . – 28,5 усл. печ. л. – ISBN 5-7695-0408-0. 
  2.  А.В. Запорожец, Педагогика , 1986. – 320 с./Психическое развитие ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

В этом материале рассккзывается о пользе игры для детей при формировании их активности и самостоятельности....

"Игра, как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников".

Данная статья поможет в воспитание активности,самостоятельности и успешного развития дошкольников через игру....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у де...

Игра - как средство формирования самостоятельности и активности дошкольников

И снова немного об игре....В нашей работе без неё никуда!...

Статья "ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья обобщающая  личный опыт  об игре в раннем дошкольном возрасте....

Игра как средство формирование самостоятельности и активности дошкольников.

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во мно...