Паспорт мини музея "Лукоморье"
методическая разработка (старшая группа)

Роганова Галина Владимировна

Цель создания: Дать представление детям о творческом наследии русского поэта А. С. Пушкина. В паспорте отражена вся последовательность работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_po_pushkinu.docx95.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное

дошкольное        образовательное

учреждение«Детский сад № 47

«Ладушки» средняя  группа  № 8  

«Незнайка»

общеразвивающей направленности

ПАСПОРТ  МИНИ-МУЗЕЯ

«ЛУКОМОРЬЕ»

D:\Мои документы\Загрузки\ru-vn1-ru-1156x650.jpg

По сказочным произведениям А.С. Пушкина

г. Заволжье

2019

Содержание:

  1. Сведения об авторском коллективе.
  2. Паспортные данные мини-музея:
  1. Название.
  2. Профиль.
  3. Актуальность.
  4. Цель.
  5. Задачи.
  6. Принцип организации мини-музея.
  1. Аспекты музейной деятельности (все формы работы с детьми)
  2. План работы по созданию мини-музея:
  1. Наименование этапа.
  2. Содержание работы.
  3. Срок реализации.
  1. Характеристика мини-музея:
  1. Экспонаты мини-музея.
  2. Разделы мини-музея
  3. Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.
  1. Перспективы развития мини-музея.
  2. Список литературы.
  3. Приложение (конспекты, фото музея и т.д.)

  1. Сведения об авторском коллективе

  1. Роганова Галина Владимировна

должность – воспитатель

категория – высшая квалификационная категория

педагогический стаж работы –  36 лет.

  1. Скворцова София Михайловна

должность – воспитатель

категория – высшая квалификационная категория

педагогический стаж работы – 40 лет.

  1. Паспортные данные мини-музея

наименование

содержание

Название

«Лукоморье»

Профиль

познавательный, творческий

Актуальность

Однажды А.С.Пушкин написал такие слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа». А как мы понимаем слово «нерукотворный»? Это творчество великого поэта. А знают ли наши дети, какие сказки и стихи написал А.С. Пушкин?  Думаем, что далеко не все ребята это знают, да и о самом поэте мало кто из них знает. Поэтому возникла идея создать мини-музей, где мы сможем нашим воспитанникам рассказать о великом русском поэте, о его творчестве.Познакомить с тем, что, будучи не только поэтом, но и исследователем, Александр Сергеевич провел огромную работу по сбору материала и его переработке. Мастерски подбирая мотивы и сюжеты, поэт перерабатывал их, придавая текстам сказок истинно русский колорит и мелодичное звучание.

Цель

Дать представление детям о творческом наследии русского поэта А. С. Пушкина.

Задачи

  • Познакомить детей с художественными произведениями (сказками и стихами) А. С. Пушкина
  • Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
  • Обогащать и расширять словарный запас детей, воспитывать культуру речи;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения А.С. Пушкина.

Принцип организации мини-музея

Наглядность.

Доступность.

Содержательность.

  1. Аспекты музейной деятельности (все формы работы с детьми)

  1. Рассматривание портрета А.С. Пушкина.
  2. Знакомство с экспонатами музея.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Беседы по содержанию.
  5. Викторины.
  6. Продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация, ручной художественный труд.
  7. Игры-драматизации по сказкам А.С. Пушкина.
  8. Просмотр мультимедийных презентаций.

  1. План работы по созданию мини-музея:

Наименование

этапа

Содержание

работы

Срок реализации

  1. этап

подготовительный

  1. Изучение методической литературы.
  2. Создание альбома «Иллюстрации по сказкам А.С. Пушкина»
  3. Наполняемость экспонатами, выполненными семьями воспитанников.

январь

2 этап

основной

  1. Подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина.
  2. Оформление презентации по биографии автора.
  3. Изготовление лепбука «Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина.

февраль-май

3 этап

заключительный

  1. Создание мультимедийной викторины по сказкам поэта.
  2. Подготовка фотоотчёта на сайте детского сада.

июнь

  1. Характеристика мини-музея

V.1.   Экспонаты музея

наименование

описание

1

«Дуб зелёный с учёным котом»

(сказка «Руслан и Людмила»)

Представляет собой поделку-макет дуба, на ветках изображена фигурка русалки, под деревом учёный кот, выполнен экспонат из цветного картона, представила поделку семья Шмаль Ярослава

2

«Золотая рыбка»

(«Сказка  о рыбаке и рыбке»)

  1. На синем картоне приклеены бумажная жёлтая рыбка и из кусочков ткани волны, поделку представила семья Соловьёва Даниила
  2. Объёмная поделка из пенопластового шара, оклеена фоамираном, поделку представила семья Щербаковой Лизы
  3. Поделка из дисков с декорированием накладными деталями из цветной бумаги, представлена семьёй Зайцева Миши

3

«Золотой петушок»

(«Сказка о золотом петушке»)

  1.  Поделка из цветной бумаги в технике оригами, представлена семьёй Чернигина Димы.
  2. Поделка на подставке выполнена из картона и декорирована деталями из цветной бумаги в технике квилинг, представлена семьёй Шегуловой Вики.
  3. Объёмная поделка связана цветными нитками крючком, представлена семьёй Изосова Кирилла.
  4. Объёмная поделка выполнена из пластикового яйца, обмотанного тонкой нитью с наклеенными объёмными деталями Михатайкиной Софии

4

«Царь Додон»

(«Сказка о золотом петушке»)

Поделка на подставке выполнена из картона и декорирована деталями из цветной бумаги в технике квилинг, представлена семьёй Шегуловой Вики.

5

«Шамаханская царица»

(«Сказка о золотом петушке»)

Поделка на подставке выполнена из картона и декорирована деталями из цветной бумаги в технике квилинг, представлена семьёй Шегуловой Вики.

6

«Царевна-лебедь»

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»)

  1. Поделка выполнена в технике полуобъёмной аппликации на картоне фиолетового цвета, крылья выполнены из полосок белой бумаги, представлена семьёй Хаславской Инны.
  2. Объёмная поделка выполнена в технике оригами (треугольные модули) из белой бумаги, представлена семьёй Попова Кирилла.
  3. Объёмная поделка выполнена в технике оригами (треугольные модули) из белой бумаги, голова украшена золотой короной, представлена семьёй Попова Кирилла.

7

«Волшебное зеркало»

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Поделка выполнена из картона, декорирована по бокам «осколками» из блестящей бумаги и нарисованными деталями (лицо), представлена семьёй Бажутовой Маши

8

«Царевна»

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Объёмная открытка в технике 3D, представлена семьёй Тюрина Артёма

V.2.   Разделы мини-музея

п/п

наименование

содержание

1

Познавательный раздел

Портрет А.С. Пушкина, краткая биография

2

Раздел художественной литературой

Подбор книг со сказками А.С. Пушкина

3

Раздел искусства

Иллюстрированный материал по сказкам  А.С. Пушкина и альбом с рисунками детей и родителей по любимым сюжетам сказок

4

Раздел творчества

Материал для отображения впечатлений от прочитанных сказок (материал для рисования, аппликаций, ручного труда)

V.3.   Тематический план образовательной деятельности

январь

Работа по группе

Работа с детьми

Работа с родителями

Внесение портрета А.С. Пушкина

Наполняемость мини-музея экспонатами.

Создание плана по развитию мини-музея

Знакомство с библиографией и творчеством поэта.

Беседы: «Что за прелесть эти сказки!»  «Чудеса и превращения в сказках А.С. Пушкина».

Анкетирование «Важность наследия русского поэта для воспитания детей»

Познакомить родителей с планом сознания мини-музея.

Привлечение к созданию экспонатов для мини-музея.

февраль

Подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина.

Знакомство со сказкой о золотой рыбке».

Беседа  по сказке А.С.Пушкина «В гости к золотой рыбке»

Рисование «Золотая рыбка»

Разработка памяток для родителей «Какие произведения А.С. Пушкина читать детям и как».

Изготовление настольного театра «Сказка о попе и его работнике Балде»

Знакомство с произведением  «Сказка о попе и его работнике Балде»

Беседа по сказке

Лепка «Младший брат Балды – зайчик»

Привлечение родителей к подбору красочных иллюстраций по сказке о попе и его работнике Балде

март

Изготовление дидактической игры «Сложи целую картинку по сказке из частей»

Знакомство с произведением «Сказка о золотом петушке»

Рисование «Петушок, золотой гребешок»

Викторина по сказке.

Привлечение родителей к подбору красочных иллюстраций по сказке о золотом петушке

Изготовление памяток «Как воспитать ребёнка читающим?»

апрель

Изготовление дидактической игры «Чей предмет?»

Знакомство с произведением « Сказка о мёртвой царевне и  о семи богатырях»

Беседа по содержанию сказки.

Рельефная лепка «Волшебное зеркало».

Привлечение родителей к подбору красочных иллюстраций по сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях.

Изготовление статьи«»

май

Изготовление макета

«Дуб зелёный» (дуб, золотая цепь, ступа с бабою Ягой, учёный кот, русалка, Черномор)

Изготовление лепбука «Лукоморье».

Знакомство с произведением «Сказка о царе Салтане, его славном сыне Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди»

Беседа по содержанию сказки.

Аппликация «Лебедь»

Привлечение к подбору материалов для изготовления макета.

июнь

Слушание  отрывка музыкального произведения М. Глинки «Руслан и Людмила»

Итоговая игра-викторина

По сказочным произведениям А.С. Пушкина

Выставка семейного творчества «Книжки-малышки»

  1. Перспективы развития мини-музея.

  1. Подбор коллекций детских мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина, аудиозаписей со сказками.
  2. Подготовка  «экскурсоводов» для дальнейшего проведения ими экскурсий для других воспитанников дошкольного сада.
  3. Написание  (рисование сюжетов детьми) книжек-малышек с иллюстрациями по произведениям А.С. Пушкина.

  1. Список литературы.

  1. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)

Пушкин взял сюжет народной сказки, записанной в Болдино. В ее центре – острый социальный конфликт между представителями привилегированного (поп) и низшего (Балда) сословий. Смекалка и предприимчивость крестьянина, способного обвести вокруг пальца даже черта, противопоставлена скупости и узколобости барина – вся сказка проникнута ироничным тоном и напоминает народную прибаутку.

  1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1832).

Это вольная обработка народного сюжета, в результате которой появилась самобытная история о молодом князе, волей судьбы оказавшегося вдали от отца и восстановившего семью, разрушенную злыми и завистливыми людьми.

  1. «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) .

Пушкин брал не только русские, но и иностранные источники – сюжет о жадной без меры жене, требующей от мужа исполнения самых ее невероятных капризов, а в итоге остающейся «у разбитого корыта», распространен в фольклоре разных народов.

  1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833).

 Пушкин также экспериментирует с несколькими источниками, в том числе зарубежными – прослеживается явная связь этого произведения с текстом «Белоснежка и семь гномов» тех же братьев Гримм. Это тоже история о самовлюбленной и завистливой мачехе, пытающейся изжить падчерицу. Но главную героиню Пушкина – добрую, отзывчивую и смиренную девушку, – как и в сказке Гримм, спасает в итоге истинная Любовь.Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам русской народной сказки «Волшебное Зеркальце».

  1. «Сказка о золотом петушке» (1834).

Уникальна тем, что в основу сюжета русской сказки поэт положил литературный авторский материал – произведение Вашингтона Ирвина «Легенда об арабском звездочете». Здесь максимально раскрылось мастерство поэта – фантастическую западную новеллу с литературными персонажами Пушкин превратил в образец русской народной поэзии.

  1. «Сказка о медведихе».

Неоконченная сказка повествует о горюющем медведе, жену-медведицу и трех детишек-медвежат убил мужик с рогатиной. Название сказки условное, у Пушкина его не было.

VIII.        Приложение (конспекты, фото музея и т.д.)

Сценарий литературной викторины по сказкам А.С. Пушкина

Цель: Расширить кругозор и эрудицию детей. Выявить творческие способности ребят.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина, поддерживать интерес к детским произведениям писателя;
  2. Формировать связную речь, обогащать словарь детей;
  3. Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя;
  4. Развивать у детей творческие способности;
  5. Развивать коммуникативные навыки общения;
  6. Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений;
  7. Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение детей;
  8. Формировать умение детей работать в команде;
  9. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе;

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок А.С Пушкина
  2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С Пушкина.

Содержание:

Воспитатель:   - Ребята, вы любите сказки А.С. Пушкина? Я предлагаю вам немного поиграть, посоревноваться, кто лучше знаетсказки, и сказочных героев. Вы готовы соревноваться?

Итак, друзья, я начинаю:

Вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

- За каждый правильный ответ, вы получаете фишку, а в конце игры-викторины, мы выберем знатока творчества А.С. Пушкина.

Воспитатель:   - Итак, первый вопрос: «Из какой сказки отрывок?»

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

Дети:   - «Сказка о царе Салтане…»

Воспитатель:   - А кто назовёт полное название этой сказки?

Ребёнок:   - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди».

Воспитатель:   - «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

Дети:   - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Воспитатель:   - «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

Дети:   - «Сказка о золотом петушке».

Воспитатель:   - «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

Дети:   - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитатель:   - «Жил-был поп, толоконный лоб».

Дети:   - «Сказка о попе и его работнике Балде»

Воспитатель:   - «Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит».

Дети:   - «Поэма «Руслан и Людмила».

Воспитатель:   - А теперь другая игра «Доскажи словечко»

- Жил старик со своею старухой

У самого синего …. (моря)

- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведома ….(зверюшку)

- И днем и ночью кот ученый

  Все ходит по цепи …. (кругом)

- Белка песенки поет, да орешки все ….(грызет)

- Нужен мне работник: повар, конюх и …. (плотник)

- Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне…. (назло)

- Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка … (Золотого Петушка)

- Месяц, месяц мой дружок, позолоченный ….(рожок)

Воспитатель:   - Молодцы, все справились с заданием, а сейчас мы узнаем, кто «Лучший знаток сказок». Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответы на вопросы.

Воспитатель:   - Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

Ребёнок:  - «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Воспитатель:   - Что кричал петушок, сидя на спице?

Ребёнок:   - «Ки-ри-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»

Воспитатель:   - Что пообещала третья сестрица?

Ребёнок:   - «Я б для батюшки царя родила богатыря».

Воспитатель:   - Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

Ребёнок:   - «Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

Воспитатель:   - Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?

Ребёнок:   - «Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком»

Воспитатель:   - Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

Ребёнок:   - «Смилуйся, государыня, рыбка!»

Воспитатель:   - Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Ребёнок:   - «Жил старик со своею старухой.

У самого синего моря»

Воспитатель:   - Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

Ребёнок:   - «Я там был, мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил».

Воспитатель:   - Молодцы, и с этим заданием справились. А сейчас я вам предлагаю спортивное соревнование. Игра называется «Золотые петушки».

Дети выходят в середину группы, надевают шапочки-маски «Петушок», разбиваются на пары, прыгают на одной ноге  вокруг друг друга под следующие слова:

- Петушки распетушились,

  Но подраться не решились.

  Если очень петушиться,

  Можно пёрышек лишиться!

После этих слов  дети снимают маски и возвращаются на свои места.

Воспитатель:   - Молодцы, петушки ушли отдыхать, а мы продолжим нашу игру-викторину. И следующая игра «Найди ошибку». Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправить ее. И назвать из какой сказки этот отрывок. Итак:

- Три соседки под окном

Пряли поздно вечерком.

(Три девицы, Сказка о царе Салтане)

- Свет мой, зеркальце, скажи

Да мня не обмани

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее.

(Да всю правду доложи.Сказка о мертвой царевне)

- Жил старик со своею женою

У самого синего моря

(Старик со своею старухой.Сказка о золотой рыбке.)

- Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова буяна

В царство славного Ивана.

(Салтана.Сказка о царе Салтане)

Воспитатель:   - А теперь другая игра «Узнай сказку по словам», я вам буду показывать картинки, а вы отгадаете, какая это сказка.

Воспитатель включает мультимедийную установку и показывает слайды с изображением сказочных предметов.

  1. слайд:  путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

Дети:   -  «Сказка о мертвой царевне»

  1. слайд: изба, терем, жемчуг, царица, корыто, сеть, море

Дети:   - «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. слайд: лошадь, поп, печка, море, веревка, бесёнок, зайчик.

Дети:   - «Cказка о попе и о работнике его Балде».

  1. слайд: царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок.

Дети:   - «Сказка о золотом петушке».

Воспитатель:   - Молодцы, а сейчас самая сложная «Блиц-игра»В этой игре нужно очень быстро отвечать на мой вопрос.

- Как звали трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)

- Кем была злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычицей морскою? (Старуха)

- Кто пел песню « Во саду ли, в огороде». (Белка)

- Чем отравилась молодая царевна? (Яблоком).

- Как звали собаку из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Соколко).

- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

- Как звали жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

(Елисей).

- Кто верный сторож царя Дадона? (Золотой петушок)

- Кто чах над златом? (Кощей)

- В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона? (В муху, комара, шмеля)

Воспитатель:   - А сейчас, я предлагаю еще одну игру, которая называется «Невод».

Дети делятся на две команды, встают парами.  На полу раскладываются тазики с рыбками, нужно парой на платке перенести рыбку из таза отнести в обруч-пруд, аккуратно ее выпустить и парой бегом вернутся в свою команду, передав платок следующей паре.

После игры садятся на свои места, воспитатель сообщает, что в гости должны прибыть  некоторые герои из сказок. Раздаётся стук, воспитатель заглядывает за дверь и выносит конверт:

Воспитатель: - Ребята, почтальон принес телеграммы, но от кого они я не знаю. Вы поможете мне узнать, кто же прислал их.(Читает).

Воспитатель:  - «Не могу прибыть к вам, очень занят, хочу море верёвкой морщить».

Дети:   - Балда

Воспитатель:   - Не ждите меня, скоро не буду. Надо орешки догрызть.

Дети:   - Белка

Воспитатель:   - Спасибо за приглашение, но приехать не могу. Нужно старухе корыто чинить.

Дети:   - Старик

Воспитатель:   - Приехать не могу, готовлюсь к свадьбе с царевичем Елисеем.

Дети:- Молодая царевна.

Воспитатель:   - Ой, как жалко, но посмотрите, вместе с телеграммами они нам прислали диск с мультфильмами сосказкам и А.С. Пушкина. Мы их с удовольствием посмотрим вечером. А сейчас кто мне скажет, чем мы занимались? В какие игры мы поиграли? Понравилась вам игра-викторина? А чем?

Воспитатель:   -  Я согласна с вами, мы интересно провели время. А теперь, предлагаю вам посчитать свои фишки, и мы узнаем наших победителей.

Дети  подсчитывают. Воспитаель предлагает вручить победителям медали 1, 2, 3 степени «Знатоки сказок А.С. Пушкина» другим детям «Участник викторины»

Воспитатель:   - А наша викторина подошла к концу.

В мире много сказок        

Грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"

В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....