Консультация для педагогов "Фольклор на музыкальных занятиях в ДОУ".
консультация

Герасимова Ксения Владимировна

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_folklora.docx21.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклор на музыкальных занятиях в ДОУ.

Музыкальный руководитель Герасимова К.В.

Цели музыкального воспитания: сформировать у детей двигательную и познавательную активность через знакомство с элементами музыкального фольклора.
Задачи:
- установление добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми
- воспитание художественного вкуса
- развитие творческих способностей детей
- развитие координации движений
- воспитание у детей интереса и любви к народному творчеству
Данная работа будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, воспитателям.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
В работе с детьми 
раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, заставить полюбить себя, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)

1. Дай ладошечку,
Моя крошечка,
Я поглажу тебя
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
2. Вот ладошечка,
Моя крошечка,
Ты погладь меня
По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь;
ребёнок гладит ладонь взрослого.

Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д)


1. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

2.Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо.

3. Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

4. Потягушки-порастушки:
В рученьки хватушки,
В ноженьки ходушки, в роток - говорок,
А в головку разумок!

5. Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

6. В наших ножках ходунки,
В наших ручках хватунки.
В маленькой головке разумок.
В славном ротике говорок.

Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.


1.- Мы проснулись, мы проснулись. Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
- Сладко, сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись.

2. Потягушечки – потягушечки, Дети стоят врассыпную,
От носочков до макушечки. 
Поднимают руки вверх, потягиваются.
Мы тянемся – потянемся 
Прыгают на месте
Маленькими не останемся
Мы уже растем, растем. 
Хлопают в ладоши
Утром песенки поем.

Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


1.Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.

2.Вместе с солнышком встаю, Поднимают руки вверх
Вместе с птицами пою.
С 
добрым утромОпускают руки, хлопают в ладоши
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

3.Солнышко, солнышко, Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

4.Солнышко, солнышко, Хлопают в ладоши
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

5.Дождик, дождик, посильней - Прыгают на месте
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки 
Выполняют пружинку
На нашем лужочке.

6.Дождик, дождик, Стучат пальчиком по ладошке
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять - 
Выставляют поочередно ножки
Мы промочим ножки.

7. Ты, мороз, мороз, мороз, Грозят пальчиком
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, 
Топают на месте
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём, 
Поднимают руки вверх
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки - 
Опускают руки
Самокаточки.


В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

1.Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)

2.Что за ножки? Что за ножки? Похлопывают по коленочкам
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки 
Выполняют «топотушки»
Будут бегать по дорожке.

3. Еду-еду к бабе, к деду Идут «топотушкой»
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке Притопывают одной ножкой
На одной ножке,
В старом лапоточке Притопывают другой ножкой
По рытвинам, по кочкам
Всё прямо и прямо, Идут «топотушкой»
А потом... в яму!
Бух! Приседают

4.Поехали, поехали Идут «топотушкой» в одну сторону
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали 
Идут «топотушкой» в обратную сторону
С грибами, с орехами.
В ямку бух! 
Приседают

.Пошёл котик по дорожке, Постукивают каблучком правой ножкой
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок, 
Постукивают каблучком левой ножкой
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку, 
«Пружинка»
Купил котик булочку.
Самому ли есть 
«Фонарики»
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу, 
«Пружинка»
Да и Машеньке снесу.

6.Ай, тата, тата, тата, Дети выполняют «топотушки» на месте
Пожалуйте решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки 
Хлопают в ладоши
Затеем оладушки,
Испечем блинка –
Покормить сынка!

7.Ах ты, радуга-дуга, Хлопают в ладоши
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка, 
Грозят пальчиком
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять, 
Прыгают на месте
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко, 
Хлопают в ладоши
Колоколнышко!

8. Ай, чки-чки-чки, Выполняют «каблучок» правой ножкой,
Мы купили башмачки! 
затем левой ножкой
Разок шагнешь, 
Шагают на месте
Другой шагнешь,
А потом, а потом
Плясать пойдешь!

9. По дорожке, на порожке Дети идут по кругу, держась за руки
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги кот,
Наша девочка идет!

Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.

1.Из-за леса,из-за гор Дети идут высоким шагом, «держат поводья»
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке
Жена на коровке
Детка на телятках
А внуки на козлятках.
Гоп-гоп, гоп – гоп 
Выполняют прямой галоп
Гоп-гоп, гоп-гоп
Тпрру… 
Останавливаются, «натягивают поводья»

2.Идёт петушок, Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Красны песенки поёт!

3. - Куда бежите, ножки? Дети держатся за руки, идут по кругу
- По летней дорожке,
С бугра на бугор 
Останавливаются, приседают, далее идут приставными шагами
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

4. Скок, да поскок, Двигаются подскоками
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька - 
Выполняют «пружинку» с поворотами
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первеночальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Песни детства

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: "Сорока-ворона, кашу варила..."; "Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки...". У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.

Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Игровая деятельность на музыкальных занятиях"

Из опыта работы музыкального руководителя....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА"

Музыка в жизни детей...для чего...почему....зачем.......

консультация" роль воспитателя на музыкальных занятиях,праздниках"

воспитатель и музыкальных руководитель их взаимодействие...

Консультация "РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

Консультация   "РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ"...

Консультация "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация для воспитателей о том,как необходима помощь воспитателей на музыкальных занятиях....

Консультация "Значение движений на музыкальном занятии"

Данная консультация преднозначается  как для воспитателей дошкольного учреждения,так и являться кратким выступлением на педагогическом совете...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...