Формирование и измерение уровня патриотического воспитания дошкольников
статья

Шевченко Ирина Витальевна

        Проблема воспитания гражданина-патриота – древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство и, по сей день не утратила своей значимости. В условиях глобализации, когда происходит переоценка жизненных ценностей, очень важно чтобы подрастающее поколение имело четкие ориентиры в духовно-нравственной сфере.

            В отечественной практике накоплен значительный опыт измерения качества образования, который использовался для измерения патриотических качеств школьников. По нашему мнению, воспитание патриота нужно начинать с раннего возраста. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. В теоретическом аспекте были детально изучены современные программы по патриотическому воспитанию дошкольников для корректировки ООП ДО в разделе «Патриотическое воспитание». На основе этих программ были разработаны анкеты и проведено анкетирование родителей и сотрудников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и измерение уровня патриотического воспитания дошкольников

Шевченко Ирина Витальевна – магистр педагогического образования, музыкальный руководитель МБДОУ ДС № 19,

МО Темрюкский район, Краснодарский край

Аннотация:В современном мире недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения.

В связи с вышеперечисленными фактами было проведено анкетирование родителей и сотрудников, изучены современные программы по патриотическому воспитанию дошкольников для корректировки ООП ДО в разделе «Патриотическое воспитание».

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание, измерение уровня патриотического воспитания

О времена! О нравы!

Цицерон

        Как  видим из эпиграфа, тема нравственности волновала людей с давних времен. Чем отличается одно поколение от другого? Только нравственными ценностями. Как видим, антропометрические данные за последние годы  не сильно изменились, а вот нравственные ценности  вызывают усмешку у многих. В современном мире недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует.

        Проблема воспитания гражданина-патриота – древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство и, по сей день не утратила своей значимости. В условиях глобализации, когда происходит переоценка жизненных ценностей, очень важно чтобы подрастающее поколение имело четкие ориентиры в духовно-нравственной сфере.

        В отечественной практике накоплен значительный опыт измерения качества образования, который использовался для измерения патриотических качеств школьников [2, 3]. Результаты измерения использовались для анализа статистической взаимосвязи между уровнем сформированности патриотических качеств и полом учеников, классом и школой [4].

        По нашему мнению, воспитание патриота нужно начинать с раннего возраста. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. В теоретическом аспекте были детально изучены современные программы по патриотическому воспитанию дошкольников для корректировки ООП ДО в разделе «Патриотическое воспитание». На основе этих программ были разработаны анкеты и проведено анкетирование родителей и сотрудников.

Зарождение нравственных ценностей начинаются с воспитания отеческого отношения к своему родному дому и местам, где родился и вырос. Можно без преувеличения утверждать, что гражданское и патриотическое воспитание является одним из сложных направлений в дошкольном образовании по ряду причин: особенностей дошкольного возраста; многоаспектности понятия «патриотизм» в современном мире; малого количество теоретических и методических разработок.

        Мы не будем останавливаться на философских аспектах понятий «нравственность и патриотизм», а перейдем к реальным жизненным фактам. Вспомним недалекое прошлое…

        Планомерно велась информационная война: кадры «боевиков» сменялись рекламой пива и сигарет. Выросло поколение пепси под девизом «Бери от жизни все!». А понятие «всё» – у каждого свое. Простая статистика:   в 90-х годах погибла 1/3 часть мужского населения в междоусобных войнах, бандитских разборках, наркотическом угаре. Большая часть подростков выросла без отцовского воспитания. Разрушался институт семьи. И по сей день в западных СМИ ведется речь о том, чтобы не было отдельной строчки в свидетельствах о рождении «мать и отец», а предлагается одна – родители.

        Все что сейчас происходит в мире – это прекрасная работа умельцев от политики, которые прекрасно знают, что нужно делать для уничтожения народов и целых государств: разложить нравственность, уничтожить культуру и не надо даже ни с кем воевать – разделяй и властвуй!

        И в этой ситуации должна правильно сработать наша система образования! Согласно ФГОС мы должны учитывать специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 

        В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ, «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает, об отечественных традициях и праздниках.

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм и нравственность –  сложные человеческие чувства. Их  содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. В разные времена на этот вопрос пытались дать ответ многие известные люди нашей страны. В словаре С.И. Ожегова патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» [6]. В книге М. Монтессори  «Дом ребёнка»  говорится что «главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям» [5]. В работах педагога и учёного Т. С. Анисимовой говорится о том, что «нравственные нормы, представляющие собой определённую совокупность взаимоотношений между людьми, являются социальным понятием, так как затрагивают проблему проживания человека в социуме», а также «развиваются и совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности» [1].

        Цель патриотического воспитания в ДОУ состоит в  воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

        Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к народным традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

        Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 

        На сегодняшний день ни одна из программ дошкольного образования не даёт возможности в полном объёме решить задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Становится очевидной потребность в создании новых моделей организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных подходов и технологий.

        В своей практике  патриотического воспитания мы уже несколько лет  довольно успешно объединяем этнопедагогику (традиции Кубани) с современными тенденциями дошкольной дидактики (проектная деятельность). Тем не менее, всегда с интересом изучаем педагогический опыт своих коллег на учебно-методическом уровне. Был проведён анализ современных авторских программ и выявлены общие принципы успешного формирования патриотических качеств у дошкольников. А также, что особенно ценно, были выявлены слабые места в системе работы по этому направлению нашего ДОУ.

В результате была разработана новая модель формирования патриотических качеств у дошкольников.

Модель «Формирование патриотических качеств у дошкольников»

        Рисунок 1 – Модель «Формирование патриотических качеств у дошкольников»

        Создание новой модели патриотического воспитания предполагает активную роль всех участников образовательного процесса. Организация взаимодействия с семьями воспитанников по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. По словам А. С. Макаренко, именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу родителей и педагогов должно приходить к детям. Воспитатели нашего ДОУ придерживаются этих рекомендаций в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными, а, зачастую, вызывают лишь недоумение.

        Психологи утверждают что нравственно - патриотические чувства не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и во многом зависят от содержания, средств и методов, которые выбрал педагог. Поэтому современный воспитатель должен уметь использовать инновационные педагогические технологии и составлять четкий алгоритм действий для достижения гарантированного результата.  В связи с требованиями к компетентности педагогов, было уделено особое внимание системе методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. 

        Мы считаем, что культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его патриотических качеств. Поэтому в отдельный блок была выделена работа с социумом в рамках преемственности детского сада и начальной школы.

         Базовые ценности отражены в содержании НОД и планируемых мероприятиях: праздниках, викторинах, выставках, совместной деятельности с родителями.

По этой модели был разработаны и реализованы несколько педагогических проектов. Опыт использования проектной деятельности был успешно внедрен в других ДОУ района.

         Новая модель способствовала оптимизации детско-родительских отношений, повышению психолого-педагогической грамотности  родителей и педагогов. Большинство родителей активно сотрудничают с детским садом, включаются в различные формы совместной работы, что помогает   решить многие воспитательно-образовательные задачи и поддерживать положительный психологический климат в учреждении.

        Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотических качеств.

        В заключении хотим акцентировать внимание на том, что педагог, прежде всего, должен иметь свою активную гражданскую позицию, быть носителем черт своего народа, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.  

Библиографический список

  1. Анисимова Т. С. Ценностные отношения к нравственным нормам / Т. С. Анисимова, Е. Н. Асеева // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки. н.-и. ц. «Академический». – North Charleston, SC, USA, 2015. – С. 68–76. 
  2. Маслак, А. А. Измерение качества высшего образования в странах мира /  А. А. Маслак, Т. С. Анисимова // Педагогическая диагностика. 2004. № 1. С. 130-153.
  3. Маслак, А. А. Разработка методики измерения качества образования в школе: Методические рекомендации /  А. А. Маслак, О. В. Леус, А. А. Данилов. - Славянск-на-Кубани : Издательский центр СГПИ,  2009. - 68 с.
  4. Маслак, А.А. Сравнительный анализ уровня сформированности патриотических качеств учеников в зависимости от пола, класса и школы / А. А. Маслак, О. М. Сидоренко, Г. В. Черномор, И. В. Шевченко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки». 2018. № 1. С. 41-47.
  5. Монтессори Мария,  «Дом ребенка. Метод научной педагогики» //Перевод с итальянского С.Г.Займовского, Совместное издание: журнал "Пралеска"; Гомелевский областной совет Педагогического общества Республики Беларусь, 1993г.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

обмен опытом на районном семинаре для дошкольных работников на тему: "Формирование гендерныхкачеств через нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»  тема выступления «Патриотическое воспитание как залог формирования здоровой нравственности»

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только пе...

Карта мониторинга уровня патриотического воспитания дошкольника.

Карта мониторинга поможет оценить уровень заний детей о себе и своей семье,детском саде, о человеке, о рдном городе, Родине,клультуре и географических компонетах....

Методика диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников

Авторы: М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева....

Доклад на тему: "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нра...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...