Конспект по ознакомлению с миром природы «Экологическая тревога! Загрязнение рек и водоёмов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Терехова Алла Анатольевна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей»

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

по ознакомлению с миром природы

 с детьми старшей группы

на тему:

«Экологическая тревога! Загрязнение рек и водоёмов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Терехова Алла Анатольевна ,

воспитатель высшей  квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров – 2020

 

 

Цель: Формирование у детей ответственности за экологическое состояние рек и водоемов.

 

Задачи:

1.Обучающие: Дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных. Закрепить умения детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; навыки правильного поведения в природе.

 2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, любознательность, наблюдательность.

3.Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к миру природы, желание сохранять и беречь её.

 

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: глобус, лента (1большая и 8 маленьких), 2 чашки с чистой и грязной водой, трубочка , 2 ложки, рыбка с ведром, рыбки 5 штук, экологический макет реки, 3 макета фабрик, рисунок лодки на ватмане, шапка эколога.

Раздаточный материал: подносы с картинками животных по 8 шт., лист зеленой бумаги и синей бумаги, мелкие фигурки животных  и рыб на каждого,

Словарная работа:

Обогащение словаря: эколог, глобус, очистные сооружения.

Активизации словаря: прозрачная, водная среда, модель земли - глобус.

Предварительная работа: наблюдения в природе, экскурсии, опытническая деятельность, чтение художественных произведений.

 

Ход:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1..Ведение в проблемную ситуацию. Мотивация.

Воспитатель: Дети  сегодня мы посмотрим мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитатель: Закинул  старик невод в третий раз и пришел невод с одной рыбкой, с не простою рыбкой - золотою. Как взмолиться золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Не пускай ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп. Море стало очень грязным, я не могу там жить, мне нечем дышать!»

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2. Актуализация знаний и умений.

Воспитатель: Почему рыбка не захотела вернуться в море? Чем можно загрязнить море? Кто  в этом виноват?

Воспитатель:  Вы хотите помочь рыбке? Как мы можем ей помочь?

Не волнуйся, золотая рыбка! Не пустим мы тебя в  море. Знаю я рыбка, два волшебных озера, мы тебя туда отнесем.

На столе  находятся две прозрачных чаши,  с  чистой водой и грязной водой.

  • Познавательно-исследовательская деятельность детей

3.Затруднение

Воспитатель: Посмотрите, перед вами два озера.

Одно озеро больное, а другое здоровое. Наша задача: узнать, где какое озеро.

Опыт 1. «Найди  здоровое озеро»

Воспитатель: Возьмите чайную ложку, опусти ее в озеро с черной водой.

-Видна ложка?

Ответ ребёнка: Нет, вода мутная, не прозрачная, и т.д.

Воспитатель: Какое это озеро? Здоровое или больное?

Воспитатель: А теперь Дима опустит ложку в другое озеро. Видна ложка? (да) Какая здесь вода (чистая, прозрачная). Значит это озеро здоровое.

Воспитатель. - Ребята, для того чтобы рыбка жила в воде ей необходим воздух, чтобы она дышала.

Проверим, есть ли воздух в этом озере. Опустите трубочку в воду и  подуйте.

Что вы видите?

Дети: Пузырьки появились на поверхности воды.

Воспитатель: Итак, в воде есть воздух, а значит, наша рыбка сможет в этом озере жить. (поселить в этом озере рыбку)

 

 Словно крыша над землею,

 Голубые небеса

А под крышей голубою

 Горы, реки и леса

 И поляны, и цветы,

 И конечно я и ты.

 

Воспитатель: Перед вами модель нашей земли - глобус. Коричневый, зеленый и желтый цвета на глобусе - это суша, горы, леса, пустыни. Вода окрашена в голубой цвет.

Чего на глобусе больше воды или суши? (Воды)

Для чего нужна вода  человеку?

Ответы детей: (Пьем воду; готовим еду; моем посуду; стираем бельё; и т.д.)

Воспитатель: К воде нужно относиться бережливо, не оставлять открытые краны.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: Сегодня, я расскажу Вам, как же рождается река?

Воспитатель: На земле течёт много разных рек: широкие,  узкие, и т.д. и все они куда- то текут. Большая река образуется при слиянии  множества маленьких ручейков  и небольших речек.

 Воспитатель: Ребята, давайте сделаем   свою больше реку. Широкая, длинная полоска ткани синего цвета это - главная река, остальные ленточки  голубого цвета – это  ручейки, Расположите ленты  так, чтобы ручейки впали в реку. 

  • Моделирование

Воспитатель: Как много воды на планете! Но чтобы, на нашей Земле продолжалась жизнь вода должна быть  всегда чистой! Её надо беречь!

5. Воспроизведение нового.

 Воспитатель:  Вы, слыхали, о воде? Говорят, она везде?

                                                

 

      В луже, в море, в океане

         И в водопроводном кране

    Как сосулька замерзает

       В лес туманом заползает

 На плите у вас кипит

   Паром чайника шипит

     Без нее вам не умыться,

        Не наесться, не напиться!

  Смею вам я доложить

                   Без воды нам не прожить!

 

Воспитатель:  Ребята, перед вами  коробка с мелкими животными, рыбами. Расселите их по зонам обитания. Зеленый лист – для животных, живущих на суше, синий лист - живущих в воде.

  • Игра « Кто живет в реке, а кто на суше?»

 

 

  • Динамическая пауза

                                            

 

              К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

               Раз, два, три, четыре

      Вот как славно освежились!

   А теперь поплыли дружно.

  Делать так руками нужно:

  Все как один,

  Плывем, как дельфин.

  Вышли на берег крутой

  И отправились домой.

 

Воспитатель:  На нашем пути  встретилась красивая речка «Прозрачная».

Как вы думаете, почему её так назвали?

Дети: Потому что, через воду видно дно и т.д.

Воспитатель: Ребята, послушайте одну историю, которая случилась очень давно.

Однажды один директор построил на этой реке обувную фабрику.

Ставлю макет фабрики с башмачком.

Чистая вода на фабрику поступает, грязная выливается.

Пришел второй директор и построил фабрику игрушек.

Ставлю макет фабрики с игрушкой.

Вода в реке стала еще грязнее.

Пришел третий директор и построил на реке завод по выпуску машин.

Ставлю макет фабрики с машинкой.

Вода в реке стала совсем грязная. Погибли вокруг деревья, цветы, перестали петь песни птицы. Увидел все это доктор, который следит за здоровьем природы, называется он - эколог, и сказал: Так губить природу нельзя, надо поставить специальные машины очистители с фильтрами, чтобы вода после работы фабрик очищалась и в реку чистой поступала, чтобы в ней снова могли жить рыбы, купаться дети. Грязная вода через специальные фильтры проходит, очищается, становиться чистой.

Послушались фабрики и заводы директора, и с той поры снова река стала прозрачной. Зацвели цветы, прилетели птицы.

 Звучат звуки природы

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

6. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: В природе все взаимосвязано - погубили реку, погибло все вокруг: животные, птицы, насекомые, растения и т.д.

Вода источник жизни на Земле, ее нужно беречь.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?  Кому помогли? Зачем нам нужна вода?

Воспитатель:

                                          Мы на миг закроем глазки

Открываем - мы не в сказке!

                                           В детский сад всем пора,

                                          До свидания, детвора!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей»

КОНСПЕКТ

по ознакомлению с миром природы

 с детьми старшей группы

на тему:

«Экологическая тревога! Загрязнение рек и водоёмов»

Выполнила: Терехова Алла Анатольевна ,

воспитатель высшей  квалификационной категории

г. Киров – 2020

Цель: Формирование у детей ответственности за экологическое состояние рек и водоемов.

Задачи:

1.Обучающие: Дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных. Закрепить умения детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; навыки правильного поведения в природе.

 2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, любознательность, наблюдательность.

3.Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к миру природы, желание сохранять и беречь её.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: глобус, лента (1большая и 8 маленьких), 2 чашки с чистой и грязной водой, трубочка , 2 ложки, рыбка с ведром, рыбки 5 штук, экологический макет реки, 3 макета фабрик, рисунок лодки на ватмане, шапка эколога.

Раздаточный материал: подносы с картинками животных по 8 шт., лист зеленой бумаги и синей бумаги, мелкие фигурки животных  и рыб на каждого,

Словарная работа:

Обогащение словаря: эколог, глобус, очистные сооружения.

Активизации словаря: прозрачная, водная среда, модель земли - глобус.

Предварительная работа: наблюдения в природе, экскурсии, опытническая деятельность, чтение художественных произведений.

Ход:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1..Ведение в проблемную ситуацию. Мотивация.

Воспитатель: Дети  сегодня мы посмотрим мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке»

 Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитатель: Закинул  старик невод в третий раз и пришел невод с одной рыбкой, с не простою рыбкой - золотою. Как взмолиться золотая рыбка, голосом молвит человечьим: «Не пускай ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп. Море стало очень грязным, я не могу там жить, мне нечем дышать!» 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2. Актуализация знаний и умений.

Воспитатель: Почему рыбка не захотела вернуться в море? Чем можно загрязнить море? Кто  в этом виноват?

Воспитатель:  Вы хотите помочь рыбке? Как мы можем ей помочь?

Не волнуйся, золотая рыбка! Не пустим мы тебя в  море. Знаю я рыбка, два волшебных озера, мы тебя туда отнесем.

На столе  находятся две прозрачных чаши,  с  чистой водой и грязной водой.

  • Познавательно-исследовательская деятельность детей

3.Затруднение

Воспитатель: Посмотрите, перед вами два озера.

Одно озеро больное, а другое здоровое. Наша задача: узнать, где какое озеро.

Опыт 1. «Найди  здоровое озеро»

Воспитатель: Возьмите чайную ложку, опусти ее в озеро с черной водой.

-Видна ложка?

Ответ ребёнка: Нет, вода мутная, не прозрачная, и т.д.

Воспитатель: Какое это озеро? Здоровое или больное?

Воспитатель: А теперь Дима опустит ложку в другое озеро. Видна ложка? (да) Какая здесь вода (чистая, прозрачная). Значит это озеро здоровое.

Воспитатель. - Ребята, для того чтобы рыбка жила в воде ей необходим воздух, чтобы она дышала.

Проверим, есть ли воздух в этом озере. Опустите трубочку в воду и  подуйте.

Что вы видите?

Дети: Пузырьки появились на поверхности воды.

Воспитатель: Итак, в воде есть воздух, а значит, наша рыбка сможет в этом озере жить. (поселить в этом озере рыбку)

 Словно крыша над землею,

 Голубые небеса

А под крышей голубою

 Горы, реки и леса

 И поляны, и цветы,

 И конечно я и ты.

Воспитатель: Перед вами модель нашей земли - глобус. Коричневый, зеленый и желтый цвета на глобусе - это суша, горы, леса, пустыни. Вода окрашена в голубой цвет.

Чего на глобусе больше воды или суши? (Воды)

Для чего нужна вода  человеку?

Ответы детей: (Пьем воду; готовим еду; моем посуду; стираем бельё; и т.д.)

Воспитатель: К воде нужно относиться бережливо, не оставлять открытые краны.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: Сегодня, я расскажу Вам, как же рождается река?

Воспитатель: На земле течёт много разных рек: широкие,  узкие, и т.д. и все они куда- то текут. Большая река образуется при слиянии  множества маленьких ручейков  и небольших речек.

 Воспитатель: Ребята, давайте сделаем   свою больше реку. Широкая, длинная полоска ткани синего цвета это - главная река, остальные ленточки  голубого цвета – это  ручейки, Расположите ленты  так, чтобы ручейки впали в реку.  

  • Моделирование

Воспитатель: Как много воды на планете! Но чтобы, на нашей Земле продолжалась жизнь вода должна быть  всегда чистой! Её надо беречь!

5. Воспроизведение нового.

 Воспитатель:  Вы, слыхали, о воде? Говорят, она везде?

                                                 

      В луже, в море, в океане

         И в водопроводном кране

    Как сосулька замерзает

       В лес туманом заползает

 На плите у вас кипит

   Паром чайника шипит

     Без нее вам не умыться,

        Не наесться, не напиться!

  Смею вам я доложить

                   Без воды нам не прожить!

Воспитатель:  Ребята, перед вами  коробка с мелкими животными, рыбами. Расселите их по зонам обитания. Зеленый лист – для животных, живущих на суше, синий лист - живущих в воде.

  • Игра « Кто живет в реке, а кто на суше?»

  • Динамическая пауза

                                             

              К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

               Раз, два, три, четыре

      Вот как славно освежились!

   А теперь поплыли дружно.

  Делать так руками нужно:

  Все как один,

  Плывем, как дельфин.

  Вышли на берег крутой

  И отправились домой.

Воспитатель:  На нашем пути  встретилась красивая речка «Прозрачная».

Как вы думаете, почему её так назвали?

Дети: Потому что, через воду видно дно и т.д.

Воспитатель: Ребята, послушайте одну историю, которая случилась очень давно.

Однажды один директор построил на этой реке обувную фабрику.

Ставлю макет фабрики с башмачком.

Чистая вода на фабрику поступает, грязная выливается.

Пришел второй директор и построил фабрику игрушек.

Ставлю макет фабрики с игрушкой.

Вода в реке стала еще грязнее.

Пришел третий директор и построил на реке завод по выпуску машин.

Ставлю макет фабрики с машинкой.

Вода в реке стала совсем грязная. Погибли вокруг деревья, цветы, перестали петь песни птицы. Увидел все это доктор, который следит за здоровьем природы, называется он - эколог, и сказал: Так губить природу нельзя, надо поставить специальные машины очистители с фильтрами, чтобы вода после работы фабрик очищалась и в реку чистой поступала, чтобы в ней снова могли жить рыбы, купаться дети. Грязная вода через специальные фильтры проходит, очищается, становиться чистой.

Послушались фабрики и заводы директора, и с той поры снова река стала прозрачной. Зацвели цветы, прилетели птицы.

 Звучат звуки природы

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

6. Итог занятия. Рефлексия

Воспитатель: В природе все взаимосвязано - погубили реку, погибло все вокруг: животные, птицы, насекомые, растения и т.д.

Вода источник жизни на Земле, ее нужно беречь.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?  Кому помогли? Зачем нам нужна вода?

Воспитатель: 

                                          Мы на миг закроем глазки

Открываем - мы не в сказке!

                                           В детский сад всем пора,

                                          До свидания, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Овощи и фрукты» (с элементами ознакомления с именами признаков)

Формирование у детей интереса к миру природы через ознакомление со свойствами овощей и фруктов....

Конспект НОД: «Ознакомление с миром природы» на тему: «Овощи» во второй младшей группе

Тема: «Овощи» Цель: закрепление знание детей об овощах.Задачи:Образовательная: учить различать по внешнему виду (цвету, форме) и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа...

Конспект НОД ознакомление с миром природы в старшей группе "Зимушка-Зима"

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.Цель:- Углубить, закрепить, упорядочить знания детей о зиме, как времени года.Задачи:Обучающие:- Систематизирова...

Конспект НОД Ознакомление с миром природы

Конспект НОД на тему " Ознакомление с миром природы"  Познавательное развитие младшая группа...

"Создание условий для познания ребенком мира природы (экологическое воспитание)"

Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой  природы, а именно миром растений ,  начинается с первых лет жизни малыша. Она является источником первых конкретных знаний и пер...