Семинар-практикум для воспитателей: «Игры-занятия с детьми раннего возраста».
методическая разработка

Серпухова Ирина Викторовна

Семинар-практикум для воспитателей: «Игры-занятия с детьми раннего возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_19.docx460.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотая рыбка»

Семинар-практикум для воспитателей:

«Игры-занятия с детьми раннего возраста».

Воспитатель:

Серпухова Ирина Викторовна

2019 год

Особенности развития детей раннего возраста.

  Дети раннего возраста легко обучаемы, но одновременно им характерны неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и знаний. В связи с этим, в работе с детьми предусматривается повторение занятий, закрепление нового в самостоятельной деятельности.

   Так же для детей раннего возраста характерно отсутствие сосредоточенности, высокая степень отвлекаемости, поэтому при проведении занятий недопустимы посторонние разговоры, передвижения по группе. Малышей невозможно заставить смотреть, слушать, запоминать, если им это не интересно. Поэтому  занятия с малышами проводятся в игровой форме (игры-занятия). Широко применяются методы внезапного появления и исчезновения предметов, сюрпризные моменты.

    Неустойчивость эмоционального состояния так же характерна для детей раннего возраста. Незначительные отклонения в режиме дня (не уложили вовремя спать), неправильная организация бодроствования (мало впечатлений; если ребенку скучно или он испытывает дефицит в общении с взрослыми), даже нахождение поблизости других детей приводят к срывам в настроении малышей: одни приходят в возбужденное состояние, другие-в подавленное, угнетенное.

   Малыши эмоционально внушаемы, им легко передается настроение взрослого, других детей.

    В возрасте 2-3 лет у детей еще не сформированы тормозные процессы. Если уж они начинают плакать, то уже ничего не видят, не слышат, хаотично двигают руками и ногами. Увлекшись ползанием, беспорядочной беготней, услышав запрет, они не могут сразу же прервать свою деятельность-им нужно какое-то время, чтобы перестроиться.

  Дети испытывают потребность в движении, поэтому необходимо создать условия для ее удовлетворения ( подвижные и спортивные игры).

   Описанные выше специфические особенности детей раннего возраста существенно усложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему.

    Педагог должен использовать все свое воображение, изобретательность, быть творческим и интересным для детей; стремиться к тому, чтобы система воспитания детей раннего возраста была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка.

   Необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира как можно шире и разнообразнее.

             Специфика работы воспитателя с детьми раннего возраста.

-Индивидуальный подход.

-Искренность и доброжелательность.

-Эмоциональность.

      В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им нужны зрительный контакт, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все то, что свидетельствует о личном внимании и персональном обращении взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.

  Необходимы искренность и доброжелательность в отношении с детьми, так как малыши очень чувствительны и ранимы, они быстро распознают ложь и равнодушие. Дети замыкаются, не доверяют и не идут на контакт с воспитателем.

    Чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, общаться, играть, действия воспитателя должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой-либо деятельностью воспитатель может передать интерес к ней детям. Следует помнить, что педагог воспитывает не только словами, но и своими чувствами, действиями и поступками. Слова воспитателя должны иметь яркую интонационную окраску и сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

     Универсальным методом привлечения маленьких детей к какому-либо виду деятельности, как известно, является игра. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и физических усилий, и координации своих действий с другими участниками игры, и конечно же приносит эмоциональное удовлетворение.

При проведении занятий важно соблюдать некоторые принципы.

-Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки и т.д.), создавая с их помощью развернутую картину действий (сюжет) и конечный результат.

-Принцип поэтапности заключается в том, что что отработка какого-либо умения, навыка осваивается постепенно (от простого к сложному).

-Принцип цикличности также обусловлен этапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала, а при повторных показах (в 3-4 раз). Так как на третьем году жизни у ребенка постепенно формируется способность включаться в «рабочую» ситуацию.

-Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это способствует формированию умения переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнение не следует повторять более 2-3 раз. На каждом повторном занятии полезно частично усложнять программный материал.

  Для того, чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, воспитатель должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Воспитатель становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства детей с воспитателем. Так как с поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: другой распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное-нет мамы рядом. Все это может вызвать у ребенка напряженность, неуверенность и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребенка о детском саде, затрудняет привыкание к нему.

    Как облегчить детям привыкание к новым условиям, помочь быстрее адаптироваться? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель-это позабавить ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей.

        Эти игры помогут воспитателю завоевать симпатии, их доверие:

                    «Спектакль игрушек».         C:\Users\Питошка\Desktop\ммв\М М В\адаптация\Адаптация 2011\IMG_1508.JPG

Особенности игры: эта игра-забава является с одной стороны увлекательным зрелищем для детей, а с другой-средством формирования эмоционально-нравственных основ поведения. Игрушки в руках воспитателя превращаются в персонажей спектакля, который сопровождается (доступными для детей раннего возраста) народными сказками, рассказами, стихотворениями и сценками из повседневной жизни. Дети с готовностью выполняют поручения и просьбы сказочных персонажей, помогают им, предупреждают об опасности, переживают за них. Игра объединяет детей общностью переживаний и сближает с взрослым, показывающим кукольный театр.

                  Игра: «Иди ко мне».        C:\Users\Питошка\Desktop\ммв\М М В\адаптация\Адаптация 2011\IMG_1583.JPG

Особенности игры: предлагаемая игра проводится для дальнейшего сближения детей с воспитателем. В этой игре дети являются активными участниками.

Описание игры: воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «А, какой ко мне хороший Коля пришел!» И так повторяется с каждым ребенком.

                  Игра-забава: «Выдувание мыльных пузырей».                         C:\Users\Питошка\Desktop\ммв\М М В\адаптация\Адаптация 2011\IMG_1528.JPG

Описание игры: воспитатель в группе или на прогулке выдувает мыльные пузыри. Дети пытаются поймать их на лету, пока они не коснулись земли. Воспитатель наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает: «Куда же он пропал?» Игра вызывает радость и восторженный смех у малышей.

                    Подвижная игра: «Котя-коток».

Описание игры: воспитатель держит в руках пушистого игрушечного кота. Закрывает ладонью у игрушки глазки («котик заснул») и приглашает детей(они притворяются мышками) подойти и погладить кота, напевая следующие слова:

      «Котя-котя, коток!           C:\Users\Питошка\Desktop\ммв\М М В\DSC_0036.JPG

         Котя-серенький хвосток.

          Котя- котя, не спи!

           Котя, мышек лови!»

Дети подходят, гладят кота, пытаются подпевать воспитателю, а после слов: «Мышек лови!» -разбегаются в разные стороны.

Особенности игры: игра направлена на воспитание у детей смелости, развитие ловкости. В игре создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка заключается в том, чтобы идти на встречу этой опасности и не убегать до определенного сигнала. Таким образом , игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь. Образный характер игры способствует развитию воображения, а совместная деятельность –сближению и объединению детей.

Подвижную игру «Котя-коток» и похожие на нее игры: «Лохматый пес», «Хитрый кот», «Воробышки и автомобиль», «Жуки и ворона», «У Медведя во бору» я провожу в начале прогулки, а малоподвижные игры: «Найди игрушку», «Раздувайся, пузырь!» «Игры с мыльными пузырями» провожу в середине или в конце прогулки, чтобы успокоить детей, снизить физическую активность перед  предстоящим приемом пищи и сном.

                        C:\Users\Питошка\Desktop\ммв\М М В\8.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук»

Цель: показать родителям методы и способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2-3 года) в домашних условия.Задачи: - сформировать у родителей представление о важности...

семинар-практикум 2020 «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...

Семинар - практикум для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Цель: Знакомство родителей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей в домашних условиях....

Семинар-практикум для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста".

Я хочу познакомить вас с основными направлениями логопедической работы, которые помогут предупредить и преодолеть некоторые проблемы в речевом развитии ваших детей. Их вы сможете использоват...